Игры — зависимость или свобода действий?

Содержание

Почему Санса Старк мечтала выйти замуж за Джоффри Баратеона даже после того, как он приказал убить ее питомца? Почему Теон Грейджой не воспользовался возможностью сбежать от садиста Рамси Сноу? Люди постоянно вынуждены выбирать между свободой и безопасностью — и в жестоком мире «Игры престолов» этот выбор стоит особенно остро. Мотивы героев проясняются, если взглянуть на них глазами философа Эриха Фромма, который посвятил этой сложной дилемме одну из своих самых известных работ. О том, чему мы можем научиться у персонажей саги Джорджа Мартина, — в статье «Преклонить или не преклонить колени» из книги «„Игра престолов“ и психология»

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 646
Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/17353-svoboda-ili-bezopasnost-obyasnyaem-glavnuyu-dilemmu-cheloveka-na-primere-igry-prestolov


Игры без свободы игрока Править


Свобода действий отсутствует или ограничена в некоторых стилях игры.

При вождении по рельсам свобода игрока становится чисто декоративной. Действия персонажей являются отыгрышем для создания атмосферы, а не заявками, способными изменить ход сюжета. Это снимает с игроков связанную со свободой ответственность и уменьшает время подготовки у мастера.

В шахматном стиле игра рассматривается как следование сложному набору правил. Свобода действий ограничена возможностями этих правил: например, если они не обрабатывают боевой клич или метание бутылок с вином, то это никак не подействует на ход боя.

В других случаях ограничение инициативы игрока и сосредоточение власти в руках ведущего обычно является ошибкой, так как не даёт игрокам вложиться в игровой процесс.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 797
Источник: https://rpg.fandom.com/ru/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0

Основная дилемма человека: фроммовская свобода против безопасности

По Фромму, люди наделены врожденным стремлением к позитивной свободе — возможности развивать свое истинное «Я» и жить в соответствии с ним. Свободные люди осознают свои индивидуальные потребности, ценности, сильные и слабые стороны. Они несут ответственность за свои действия и их последствия — как хорошие, так и плохие. Это позволяет им создавать настоящие связи и строить здоровые взаимоотношения с другими людьми.

Стремление к позитивной свободе выражается в первую очередь в любопытстве и познании мира. Бран Старк исследует Винтерфелл, взбираясь на стены замка. С крыши он видит, как устроено то, что его окружает. Видит, как живут люди, которые прислуживают его семье, чего никогда бы не узнал, оставаясь внизу. Его исследование продолжается, и, когда приключения уводят его за пределы защиты семьи, он неизбежно попадает под воздействие мирового хаоса и обретает осознание сравнительного бессилия человека в большом мире. Для Брана его любопытство и взгляд с высоты завершаются падением, когда он оказывается свидетелем кровосмесительной связи королевы. Брат королевы сбрасывает его из окна, и для Брана начинается опыт бессилия, лишения возможности пользоваться ногами и полной зависимости от других.

Согласно Фромму, человеку также свойственно искать, что он представляет собой на самом деле — свое истинное «Я». К сожалению, самопознание ограничивают родители, которые стараются научить детей правилам приемлемого поведения в локальном социуме. Арья слишком неудержима для высокородной девушки. Она приходит в восторг, когда получает от брата меч и учится владеть им. Уроки фехтования должны оставаться в секрете, потому что ее истинное, «недостойное леди» поведение здесь не приветствуется. Социальное неодобрение часто выливается в отстранение. Такая изоляция психологически вредна, и большинство людей опасаются, что из-за этого станут более уязвимыми. Верная теории Фромма, мать Арьи наказывает ее за неподобающее поведение, отстраняя от семьи: девочку часто отправляют к себе комнату и оставляют там одну.

Испытав на себе уязвимость и изоляцию, легко прийти к страху перед свободой, которой так хотел. Желание чувствовать себя уверенно, чувствовать, что жизнь стабильна и предсказуема, — мощное и естественное. В трудные времена, когда невозможно удержать баланс безопасности и свободы, каждый человек должен выбрать, к чему будет стремиться, а чем пожертвует. Выбравшие позитивную свободу должны смотреть в лицо своим страхам и сохранять верность себе. Остальные ищут новые источники безопасности; Фромм называет это бегством от свободы.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 2622
Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/17353-svoboda-ili-bezopasnost-obyasnyaem-glavnuyu-dilemmu-cheloveka-na-primere-igry-prestolov

Свобода выбора

Свобода действий подразумевает возможность делать значимый выбор, в противном случае действия производятся вслепую или без последствий.

Например, свобода действий позволяет игрокам выбрать — идти направо или налево, а свобода выбора подразумевает, что они при этом могут выбрать — пойдут они по дороге, где сидит тролль, или пойдут в обход. Для этого нужно, чтобы, во-первых, тролль не возникал автоматически на той дороге, которой они пошли (объективность); во-вторых, чтобы у игроков была возможность узнать, на какой из дорог сидит тролль (предсказуемость); в-третьих, чтобы наличие или отсутствие тролля было важно для игры — либо для восприятия игроков, либо в плане последствий.

Другой пример — описание типа удара мечом: если косой удар мечом по сравнению с прямым не учитывается игромеханикой и не вызывает резонанса в мире игры («Аристократу не подобает бить косо! Граф опозорился!»), то значимость этому выбору может придать только восприятие игрока, которому для погружения может быть необходимо описывать детали ударов. В противном случае свобода действий (как бить мечом) есть, но нет смысла выбирать между этими действиями.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1154
Источник: http://wiki.rpgverse.ru/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9

Подход в системах

Разные системы подталкивают к разной свободе действий, хотя во многом это зависит от мастера.

Бои

Бой часто является стратегической частью игры. Даже в системах, где игрок может описывать произвольные приёмы, обычно есть какие-то ограничения на заявки. В противном случае заявками «я уклоняюсь», «атака не причинила мне вреда» и «я убиваю его» можно было бы выиграть любой бой.

Социальное взаимодействие

Даже в системах с ограниченным набором социальных заявок характер заявки всё-таки влияет на исход. Вероятно, причина этому — исторические корни ролевых игр, лежащие в варгеймах. Варгейм может и должен проходить полностью в терминах, предусмотренных правилами, так что бои в ролевых играх тоже могут проходить таким образом, а общение с NPC — нет.

Чувства, мысли и намерения персонажей

Рамки свободы игрока при описании чувств, мыслей и намерений его персонажа зависят от жанра и стиля игры. Например, в героике игрок сам решает, испытывает ли персонаж ужас при виде орды зомби или бьётся яростно и весело, насвистывая мотивчик. В хорроре атака зомби может вызвать игромеханические проверки на страх, не зависящие от игрока. Обычно такие эффекты регулируются механикой или могут быть предотвращены в игровом мире: персонаж с выдающейся силой воли лучше сопротивляется гипнозу, а персонаж со слабой волей постарается не попасть в опасную ситуацию. Игры-истории иногда позволяют другим участникам покупать временный контроль над персонажем игрока, если тот согласится взять компенсацию.

Свобода игрока в отношении внутреннего мира персонажа не подразумевает вседозволенности. Использование свободы без согласования с общим видением игры (например, выпадение из роли в играх на отыгрыш) называется крейзилунизмом.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1738
Источник: http://wiki.rpgverse.ru/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9

Авторитаризм

Второй путь, который люди могут избрать, чтобы избежать страха, присущего подлинной жизни, — авторитаризм. Люди, выбирающие авторитаризм, считают, что те, у кого меньше власти, должны подчиняться тем, у кого больше власти. В Вестеросе власть обычно наследственная. Лорды пере дают титул, собственность и власть над обычными людьми своим старшим сыновьям. Группы и общественные институты, такие как церковь, также могут обладать властью и внушать покорность. Вне зависимости от подробностей Фромм описывает авторитаризм как симбиотические отношения между господствующими и подчиненными.

Подчинение

Вестерос полон опасностей, люди там острее чувствуют свою смертность, и мотивация идентифицировать себя с более сильной сущностью возрастает. Поэтому персонажи находят человека, группу или высшую силу, с которой могут связать себя узами подчинения. Они покоряются другому субъекту, после чего все решения принимаются за них. Теоретически этот субъект берет на себя все риски. В свою очередь, в ассоциации с ним подчинившиеся чувствуют себя сильными. Так воплощается в жизнь определение «преклонение колен».

Бриенна Тарт выбирает подчинение, поставив свой меч на службу другим. Ее ранние попытки следовать по пути, предписанному леди благородного дома, приводят к унижению и отвержению из-за ее неспособности соответствовать социальным идеалам Вестероса. Поскольку Бриенна не в состоянии найти социально одобренную роль, которая ей подходит, она вверяет свою жизнь тем, кто считает ее достойной.

И в подчинении, и в конформизме герои должны препятствовать естественному стремлению к свободе. Для этого они вынуждены полностью отделиться от своих подлинных мыслей, чувств и желаний. В конце концов, те, кто целиком посвящает себя служению другим, теряют чувство собственного «Я», представление «я есть». Чтобы заполнить пустоту идентичности, они идентифицируют себя с субъектом или сущностью, которым подчинились, с их ценностями. Например, говорят: «я Ланнистер», «я брат Ночного Дозора» или «я человек Ренли».

Господство

Только тот, кто нуждается в других, может чувствовать необходимость контролировать других. Господствующие (доминирующие) персонажи хотят, чтобы им подчинялись, точно так же, как подчиненные (сабмиссивные) хотят, чтобы кто-то ими властвовал. Доминирующие избегают страха изоляции и бессилия при помощи зависимости от других. Они тешат себя иллюзией, что действительно защищены от опасностей мира, окружая себя теми, над кем имеют власть.

Многие герои «Игры престолов» стремятся к господству как к защите от бессилия. Петир Бейлиш, прозванный Мизинцем, отличный тому пример. Как сын не слишком знатного лорда, он не получает то, чего жаждал больше всего в годы своего становления: Кейтилин Старк. В зрелости Мизинец, обладающий острым умом, манипулирует людьми, наживает деньги и всячески увеличивает свое влияние. Используя его, он строит отношения, при которых власть имущие вынуждены дать ему то, что он хочет, осознают они это или нет.

Господство может показаться лучшим вариантом бегства от свободы и ее трудностей. Кто же не захочет иметь власть, позволяющую удовлетворить любые желания? Однако все не так просто. Фромм указывает, что пребывание на вершине власти требует большого труда, потому что всегда находятся те, кто пытается занять твое место. Жонглирование личной благосклонностью, долгами и интригами — работа на полный рабочий день. Мизинец — раб своей власти, осознает он это или нет.

Мазохизм и садизм — крайние точки на шкале подчинения-доминирования. По Фромму, физическая боль и унижение создают еще более прочную стену, отделяющую от собственной личности, и еще более тесную связь между садистом и мазохистом. Это происходит с Теоном Грейджоем в худшие моменты его бытности Вонючкой. Рамси Сноу полностью ломает его личность, используя физические и психологические пытки. Сокрушающая беспомощность возникает, когда ни действие, ни бездействие не гарантируют безопасности или облегчения боли. Таким образом, в этих обстоятельствах самый безопасный вариант для Теона — отказаться от себя и стать Вонючкой, который предан Рамси до такой степени, что действует против собственных интересов, даже отвергая помощь тех, кто пришел спасти его.

Садисты создают зависимые отношения, которые могут контролировать, что дает им ощущение безопасности.

Будучи бастардом лорда, Рамси занимает ненадежное место в мире и понимает это. Его садизм проистекает из страха бессилия. Чувствуя свою слабость, он использует порученную отцом роль палача, чтобы уничтожить волю Теона, законного наследника гордого дома. В итоге он повелевает униженным лордом и получает одобрение облеченного властью отца.

Кадр из сериала «Игра престолов»

Кадр из сериала «Игра престолов»

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 4666
Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/17353-svoboda-ili-bezopasnost-obyasnyaem-glavnuyu-dilemmu-cheloveka-na-primere-igry-prestolov

Подход к вождению


Мастера по-разному относятся к нестандартным заявкам. Начинающие мастера и те, кто не хотят выходить за рамки системы, могут отказать в такой заявке или же рассудить её автоматическим провалом. Некоторые заявки могут быть недопустимыми потому, что они нарушают установки игры: например, перед сеансом часто договариваются о недопустимости драк между партийцами и разделения партии. Некоторые игры могут проводиться по рельсам с предположением, что игроки легко соглашаются идти в направлении, указываемом мастером. Некоторые мастера водят песочницы, где игрокам предоставляется полный контроль над их персонажами. Однако даже в таких играх обычно негласно предполагается, что игрок не должен сильно выходить из роли — например, что ему не следует жаловаться NPC на мастера, если только он не безумный жрец, поклоняющиеся ведущему игры.

Шахматный стиль проведения игр, часто использующийся на аренах, подразумевает строго игромеханические заявки, без существенной художественной части. Описывать действия можно, но это окажет игромеханического влияния. Это значит, что в таком стиле действия персонажей ограничены тем, что явно предусмотрено в правилах.

Если ожидания игроков и мастера относительно свободы действий расходятся, может может привести к проблемам за столом.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1290
Источник: http://wiki.rpgverse.ru/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9

Разрушительность

Третий главный путь бегства от изоляции и бессилия — разрушительность. Выбравшие разрушение, пытаются уничтожить любого человека или группу, в которых видят потенциальную угрозу, и, как правило, получают от этого удовольствие. В Вестеросе человеку угрожают чисто физические опасности, потеря богатства и положения в обществе. Что-то, способное подорвать уважение к человеку, также считается серьезной угрозой, в том числе предположения о личной слабости или уроне фамильной чести. Джоффри Баратеон — один из персонажей, использующих разрушительность как защиту от бессилия. Горе тем, кто преклоняет колени перед королем Джоффри, ища безопасности. Они ее не получат. На самом деле они даже могут лишиться головы.

Разрушение отличается от насилия, к которому прибегают как к способу борьбы с непосредственной угрозой.

Деструктивная личность постоянно предрасположена к насилию. Эта жажда насилия не нуждается в реальной угрозе.

По сравнению с теми, чьи акты насилия имеют явное обоснование, Джоффри зачастую использует расправы для своего развлечения. Или, не реже, с рациональными намерениями — чтобы заставить замолчать тех, кто осмелился подвергнуть сомнению его авторитет.

Разрушение отличается и от садизма. Хотя нанесение физических травм входит в садистский репертуар, конечной целью садиста является закрепление отношений с людьми, которым он причиняет боль. Очень сложно иметь отношения с тем, кто мертв. Насилие со стороны Джоффри не подразумевает тесной связи с жертвой, какую можно наблюдать у Рамси, пытающего Теона, и он без проблем отправляет людей на смерть.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 1590
Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/17353-svoboda-ili-bezopasnost-obyasnyaem-glavnuyu-dilemmu-cheloveka-na-primere-igry-prestolov

Выбор свободы вопреки безопасности


Хоть это и сложно, некоторые персонажи стремятся к позитивной свободе. Они смотрят в лицо неуверенности в себе, страху изоляции и бессилия — и проживают жизнь, храня верность своему цельному подлинному «Я». Поступая так, они создают реальные связи с другими людьми и окружающим миром.

Цельное подлинное «Я» сопряжено со своим физическим телом, с полным использованием всех его прекрасных возможностей. Выступая против воззрений, общепринятых в психоанализе того времени, Фромм рекомендовал индивиду признать и принять основные человеческие инстинкты, включая секс и инстинкт продолжения рода. Песчаные Змейки из Дорна и Одичалые — разные примеры тех, кто полностью принял свою сексуальность.

С психологической точки зрения подлинное «Я» включает в себя врожденные черты личности и способности, в том числе склонность к любопытству. В детях эта подлинность проявляется ярче всего.

Они всегда естественны, всегда остаются собой, стремятся понять свой мир, исследуя его и задавая вопросы. Жойен Рид и Бран Старк принимают свою способность к ясновидению и стараются развить ее. Они совершают опасное путешествие к северу от Стены, понимая, что их судьбы связаны с их особым даром. Без «руководства» взрослых они свободны опираться на свои инстинкты, на свое хитроумие и друг на друга.

Лучшим примером сообщества, выбирающего позитивную свободу, могут послужить Одичалые — вольный народ к северу от Стены. Они высоко ценят индивидуальность и свободу и потому воспринимают беспрекословное повиновение «поклонщиков» к югу от Стены как слабость. Власть у них не переходит по наследству, ее можно только заслужить. Люди, которые следуют за Мансом Налетчиком, делают это по своему выбору, потому что он доказал свою силу перед лицом угрозы, которой они не могут противостоять поодиночке.

В соответствии с теорией Фромма, межличностные отношения к северу от Стены, как правило, подлинные. Люди, которые честны сами с собой, честны и друг с другом. Игритт явно дает понять, что женщина свободна любить того, кого она сочтет достойным. Хотя она говорит Джону Сноу, что принадлежит ему, потому что он взял ее в плен, она также говорит, что если не захочет его, то уйдет, даже если придется его убить. Позднее она пытается выполнить свою угрозу, пробив Джону ногу стрелой, когда он бежит от Одичалых на Стену.

Свобода включает в себя подлинные отношения с окружающим миром. Вольный народ связан со своей землей. Они живут изо дня в день, охотясь и пополняя запасы продовольствия по мере необходимости. Предполагается, что каждый сам отвечает за свое благополучие. Тем не менее они также работают вместе, внося свой вклад в обеспечение существования клана или сообщества. Они знают, что жизнь трудна, и не прячутся от этой истины.

Кадр из сериала «Игра престолов»

Кадр из сериала «Игра престолов»

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 2785
Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/17353-svoboda-ili-bezopasnost-obyasnyaem-glavnuyu-dilemmu-cheloveka-na-primere-igry-prestolov

Борьба за свободу

Преклонить колени, а не двигаться по тернистому пути свободы — выбор легко объясним, когда речь идет о служении достойному правителю. Нед Старк ценит справедливость, защиту и честь и обращается со своими людьми, исходя из этих принципов. Тех, кто выбирает подчинение людям, способным мучить и убивать своих сторонников, понять сложнее. Даже если человек представляет, насколько тяжел путь к свободе, трудно постичь, как можно отдать свою свободу чудовищам, будь то вымышленные короли или фашисты из реальной истории.

Жители Вестероса с детства приучены к мысли о том, что следует подчиняться авторитарному правлению. Для них это естественный порядок вещей. Люди склонны воспринимать информацию и опыт, которые подтверждают их взгляды, отметая то, что им противоречит. Чтобы отгородиться от реальности пребывания под властью правителей, которые ущемляют их, вместо того чтобы защищать, вестеросцы поют песни о благородных королях и рыцарях незапамятных времен, о прекрасных добрых королевах. Они поносят свободу, рассказывая фантастические истории о разврате и насилии, которые творят Одичалые. Однако Далла из вольного народа выражает суть лучше всех:

«Одичалые и поклонщики больше похожи друг на друга, Джон Сноу, чем непохожи. Мужчины есть мужчины, а женщины есть женщины, не важно, по какую сторону Стены мы родились. Хорошие и плохие, герои и мерзавцы, честные, лживые, трусливые, жестокие… среди нас есть разные люди, как и среди вас».

Восхищает сила духа героев «Игры престолов», которые преодолевают страх перед собственным бессилием, изоляцией, болью и опасностями и следуют своему подлинному «Я». Джон Сноу старается соблюдать семейные ценности, защищая слабейших, и пытается спасти вольный народ от Белых ходоков. Сэмвелл Тарли наконец-то на пути к тому, чтобы стать мейстером. Дейнерис Таргариен стремится стать справедливой правительницей свободных людей. Только время и окончание сериала покажут нам, кто в итоге окажется полностью свободным и верным себе человеком. Возможно, наступит час, когда Вестерос превратится в сообщество по-настоящему свободных людей.

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Читайте нас в , , , Instagram, (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 2383
Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/17353-svoboda-ili-bezopasnost-obyasnyaem-glavnuyu-dilemmu-cheloveka-na-primere-igry-prestolov

Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 19671
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://rpg.fandom.com/ru/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 797 (4%)
  2. https://theoryandpractice.ru/posts/17353-svoboda-ili-bezopasnost-obyasnyaem-glavnuyu-dilemmu-cheloveka-na-primere-igry-prestolov: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 14692 (75%)
  3. http://wiki.rpgverse.ru/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 4182 (21%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.