Могао – пещеры истинного величия: разбираемся во всех подробностях

Пещеры Могао


На фото каменные стражники города храмовых пещер Могао — буддийские ступы. Приближаясь к священному месту, паломники склоняли головы перед ступами, испрашивая разрешения у высших сил принести дары и вознести молитвы в искусно вырезанных гротах.

Блок: 1/3 | Кол-во символов: 246
Источник: https://geosfera.org/aziya/kitaj/2823-peschery-mogao.html

Общая информация

Согласно легенде, в 366 году монаху по имени Ло Цунь было видение — 1000 Будд, после чего он начал вырубать первую пещеру. Пещеры Могао расположены на Великом шелковом пути, одном из самых важных торговых маршрутов Востока. Монах просил проезжавших купцов жертвовать деньги на устройство пещер. По мере распространения буддизма, пещеры стали местом паломничества. До наших дней сохранилось 492 пещеры. Самая большая — высотой 40 м, самая маленькая — менее 1 м, а общая длина их — около 1,6 км. Комплекс, называемый также «Пещеры 1000 Будд», славится тем, что тут хранятся 2415 раскрашенных глиняных статуй Будды, святых и бодхисатв (существ, которые помогают человеку на пути к просветлению) размером от 10 см до 33 м. Сохранилось около 50 000 кв. м рисунков и росписей на разные сюжеты — от цветочных орнаментов, учения Будды, волшебных сказок и легенд до эпизодов из священных книг. Их цель — наставлять и вдохновлять неграмотных верующих, примерно так, как это делали витражи средневековых соборов. В пещерах сохранилось всего пять деревянных построек.

Примерно в XIV веке пещеры Могао были заброшены и практически забыты, а на рубеже XIX — XX веков вновь открыты. Китайское правительство отправило сюда в 1949 году археологическую экспедицию, работа которой продолжается и по сей день. Сюда устремляется немало туристов, так что в пещерах бывает многолюдно, однако невозможно устоять перед красотой росписей и величием всего комплекса.


Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1466
Источник: https://wikiway.com/china/dunkhuan/peshchery-mogao/

Храмовый комплекс Цяньфодун


Храмовый комплекс Цяньфодун включает сотни святилищ, но чаще всего именуется по самой большой пещере — Могао. Здесь были обнаружены памятники буддийского искусства, создававшиеся на протяжении целого тысячелетия. В 1987 г. пещерные храмы Могао были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как образец гармоничного соединения архитектурного, скульптурного и фрескового искусства.

Пещеры Могао расположены на восточном склоне горы Миншашань, неподалеку от уездного города Дуньхуан на северо-западе провинции Ганьсу.

Могао — собрание самых ранних буддийских храмов Китая. Они были созданы на восточной границе пустыни Такла-Макан, вдоль которой протянулся Великий шелковый путь. Караваны не только везли товары, но и были распространителями учения Будды.

До проникновения буддизма в Китай даосские и конфуцианские храмы строили из дерева. Традиция пещерных храмов пришла вместе с буддизмом из Индии, где бедность и отсутствие строительного материала вынуждали прибегать к подобным методам строительства.

Храмы Могао начали создавать в 353-366 гг. В то время старый монах Лэцзунь (по другим сведениям — Юэцзунь, Ли Зун или Ло Чун), странствовал в этих местах. Остановившись под склоном горы, он испытал невероятное по силе ощущение, когда ему было видение тысячи сверкающих Будд. Посчитав это знаком свыше, Лэцзунь решил вырезать в склоне горы пещеру и превратить ее в храм. Пожертвования на строительство он собирал среди торговцев, путешествовавших с караванами. Постепенно, по мере распространения буддизма, пещеры превратились в место паломничества.

В дальнейшем сооружение пещер не прекращалось: этим занимались как странствующие монахи, так и работники, специально нанятые местными правителями, сановниками и богачами — торговцами и землевладельцами.

Новые и новые храмы появлялись в пещерах, и к VII в., в эпоху династии Тан, здесь был создан грандиозный комплекс более чем тысячи пещер. Отсюда и его название: в переводе с китайского Цяньфодун — «Пещера тысячи Будд», а Могао — «Пещера для маленьких». В нее требовалось входить с почтительным поклоном.

К XIV в. Великий шелковый путь утрачивает свое значение как торговый путь между Востоком и Западом, нарастает исламизация, и буддизм теряет свое главенствующее значение в этом районе. Пещеры Могао были заброшены и практически забыты.

Пещеры вырезаны в горном склоне, в 3-4 яруса, на протяжении более чем 1,5 км. Ранние скальные храмы имеют центральную колонну, поддерживающую потолок. С VI в. потолки становятся пирамидальными, необходимость в колоннах исчезает, и свободная площадь пола увеличивается.

Пещеры значительно пострадали как от природных катаклизмов, так и от рук разрушителей. На сегодняшний день здесь сохранилось более 700 пещер, в 492 из них находятся раскрашенные статуи и фрески.

В пещерах сохранилось около 2,5 тыс. глиняных статуй Будды и бодхисаттв. Среди изваяний есть совсем крошечные, размером с ладонь, а есть и гигантское высотой свыше 30 м.

К настоящему времени из тысячи храмов восстановлено несколько сот, для обозрения доступно только около 30. Прочие закрыты либо потому, что не представляют значительного интереса для туристов, либо же реставрационные работы в них пока еще не завершены.

Пещерные храмы располагаются в оазисе, который еще в глубокой древности находился на пересечении торговых путей. Здесь останавливались торговые караваны перед изнурительным переходом через пустыню, за которой, уже на горных тропах, их поджидали разбойники. Появление храмов в этом месте было вызвано необходимостью в святилище, в котором можно было обратиться к высшим силам с мольбой о покровительстве.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 3600
Источник: https://geosfera.org/aziya/kitaj/2823-peschery-mogao.html

Рукописи

На рубеже XX века в одной из пещер был обнаружен огромный склад рукописей (примерно 20 000 объектов). По-видимому, их складировали здесь в XI веке, когда манускрипты стали вытесняться из употребления печатными книгами. Рукописный фонд Могао весьма разнообразен по содержанию и датировке — это буддийские, даосские, несторианские и манихейские религиозные тексты, трактаты по философии, математике, медицине, астрономии, истории и географии, словари, записи народных песен и классической китайской поэзии, официальные документы. Среди рукописных памятников Могао имеется «Книга гаданий» — уникальный текст, написанный тюркским руническим письмом не на камне, а на бумаге. Спектр языков изученных манускриптов также очень разнообразен — это классический и разговорный (байхуа) китайский, тибетский, санскрит, пали, тангутский, хотанский, согдийский, тохарский.

Известие об открытии взбудоражило научный мир Европы, и в 1907 г. наиболее ценные рукописи, включая древнейшую в мире печатную книгу «Алмазная сутра» (ок. 868 г.), были вывезены Орэлом Стейном в Британский музей. Вслед за Стейном храмовый комплекс посетили представительные научные экспедиции из Франции (Поль Пеллио) и России (Сергей Ольденбург), которые тоже вернулись в Европу не с пустыми руками. Оставшаяся часть рукописей была передана в Пекинскую библиотеку.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1336
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D0%9C%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BE

Фрески

Фресковая живопись Могао представляет тысячелетний пласт изобразительного искусства Китая. По стилистике изображений она делится на четыре периода:

Большая часть фресок посвящена Будде, его проповедям и джатакам, а также бодхисаттвам, апсарам (феям), монахам, благочестивым верующим. Вероятно, в древности эти изображения служили для наглядного представления канонов буддизма неграмотным людям. Много росписей воспроизводят подлинные события из истории распространения буддизма.

Почти во всех 492 пещерах присутствуют изображения прекрасных летящих апсар (фэйтянь 飛天). Они поют, красиво танцуют, играют на лютнях киба и других музыкальных инструментах, разбрасывают цветы, сопровождая Будду, читающего проповедь. У них нет крыльев и только длинные разноцветные ленты помогают феям парить в воздухе.

Другие росписи посвящены событиям из повседневной жизни: торжественный выезд императора, иностранные послы на пиру, встреча китайских и западных купцов, турниры воинов, выступления музыкантов, свадебная церемония, сцены охоты, рыбной ловли, сельскохозяйственных работ. Фрески изображают людей разных национальностей и социальных слоев, их обычаи и одежду.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1161
Источник: https://howlingpixel.com/i-ru/%D0%9F%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D0%9C%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BE

Мотивы и развитие стилей

В первую фазу строительства храмов на Великом шелковом пути буддизм еще пропагандировал самоотречение вплоть до полного самопожертвования. Типичное выражение эта позиция получает в «Джатаках», созданных в Индии легендах о прежних инкарнациях Будды Гаутамы. События часто рассказываются как своего рода религиозный комикс в виде последовательности картин (частично в форме буквы «S», начинаясь вверху справа). Стиль изображений в пещерах Могао также несет ярко выраженные индийские черты: люди завернуты в бесшовные юбки или набедренные повязки, верхняя же половина тел обнажена, их кожа — темная, черты лица — индийские или азиатские.

С распространением китайского махаяна-буддизма, который сулит избавление не только монахам, но и мирянам и предпосылает абстрактной нирване наглядный промежуточный рай, а с конца VI в. с возникновением нового китайского государства под властью династии Суй, отвоевавшей Дуньхуан, характер изображений резко меняется. Типичное выражение новое учение получает в картинах рая. Дворцовая архитектура отмечена центральной перспективой и многочисленными прудами; в центре на цветах лотоса восседают Будды, музицируют оркестры, элегантные танцовщицы поднимают ножки и машут развевающимися шалями, причем у большинства участников этих сцен ярко выраженные китайские черты лица. Меняется и сама архитектура: ранние скальные храмы Могао имеют центральную колонну, поддерживающую потолок, в с VI в. — благодаря пирамидальным потолкам — такие колонны становятся излишними и площадь основания становится больше.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1572
Источник: https://wikiway.com/china/dunkhuan/peshchery-mogao/

Галерея

Buddha and Bodhisattvas Dunhuang Mogao Caves

Vimalakirti Debates Manjusri Dunhuang Mogao Caves.jpeg

DunhuangCave323

Trade in silkroad

TsangMonk

Mogao Cave 61, painting of Mount Wutai monasteries

HanWudiBuddhas

Sakyamuni cuts his hair, detail, Tang Dynasty

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 7
Источник: https://howlingpixel.com/i-ru/%D0%9F%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D0%9C%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BE

Осмотр

Входы в пещеры Могао закрыты стальными дверями, поэтому следует примкнуть к одной из групповых экскурсий. В пещерах нет никакого освещения. Лучше всего приносить с собой карманные фонарики, кроме того, можно взять их напрокат во входном тамбуре; там же надо сдавать свои сумки и фотокамеры. Время работы: ежедн. 8.00-17.00.

Внимание! Днем гиды делают перерыв, поэтому приходить надо либо до 10.00, либо в 14.00.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 432
Источник: https://wikiway.com/china/dunkhuan/peshchery-mogao/

Уникальная библиотека

В 1900 г. даосский монах по имени Ван, который жил отшельником в пещерах Могао, очищал одну из них от нанесенного ветром песка. Вдруг часть боковой стены обвалилась. Ван расширил образовавшееся отверстие, прополз в него — и сделал в мрачной, до тех пор скрытой от глаз соседней пещере открытие, значение которого он, малообразованный монах, в свое время не смог оценить по достоинству: он набрел на гору старых письменных свитков высотой более трех метров.

Почтенный монах, правда, заявил о своем открытии губернатору провинции, но тот, очевидно, счел транспортировку находки чересчур дорогостоящей и приказал Вану хранить свитки под замком на том месте, где они были найдены. Семь лет спустя о находке узнал британский археолог сэр Аурел Стейн, который в то время занимался поисками остатков Великой стены в Дупьхуане. Постепенно Стейну удалось втереться в доверие к монаху и уговорить его передать ему рукописи, великолепно сохранившиеся в сухом и прохладном месте… Из двадцати тысяч свитков более трети он благополучно сумел переправить в Лондон.

Ученые или грабители?

Вскоре прибыл еще один исследователь, французский китаист Поль Пелльо. Он также сумел снискать доверие Вана и, поскольку он, в отличие от Стейна, владел китайским языком, то отсортировал самую ценную часть оставшихся рукописей и… перевез их в Париж. Подобным же образом поступали и другие ученые. Когда, наконец, последовала реакция китайских властей, большинство свитков, причем самых ценных, уже находилось за пределами страны.

Бесценные сокровища

Клад рукописей в Дуньхуане, как понял уже Стейн, был монастырской библиотекой неизмеримой ценности. Древнейшие рукописи относились к V в. Когда, предположительно в 1035 г., явились чужеземные захватчики, ради сохранности эти свитки были замурованы, а позднее — забыты. Большей частью здесь содержались буддистские тексты, но обнаружилась и масса иной литературы. Многое было прежде совершенно неизвестно. Среди самого ценного -текст «Алмазной сутры», изданный в 868 г.: это древнейшая печатная книга в мире.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 2080
Источник: https://wikiway.com/china/dunkhuan/peshchery-mogao/

Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 11900
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D0%9C%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BE: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 1336 (11%)
  2. https://howlingpixel.com/i-ru/%D0%9F%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D1%8B_%D0%9C%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BE: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 1168 (10%)
  3. https://wikiway.com/china/dunkhuan/peshchery-mogao/: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 5550 (47%)
  4. https://geosfera.org/aziya/kitaj/2823-peschery-mogao.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3846 (32%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.