Биография и факты: Ольга Хохлова, русская балерина, жена Пабло Пикассо

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Хохлова; Хохлова, Ольга.


Ольга Степа́новна Хохло́ва (она же Ольга Руис-Пикассо, исп. Olga Ruiz Picasso; 17 июня 1891 года, Нежин, Российская империя — 11 февраля 1955 года, Канны, Франция) — русская балерина, артистка «Русского балета» Дягилева, первая жена Пабло Пикассо и мать его старшего сына Пауло.

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 367
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Муза

Хохлова и Пикассо познакомились в Риме в 1917 году, во время работы над балетом «Парад». Уроженка Черниговской губернии Ольга Хохлова поступила в знаменитую труппу «Русских балетов» Сергея Дягилева в 1911-м и путешествовала в ее составе по Европе и США. Юная балерина сразу стала музой художника. Пикассо сопровождал возлюбленную на гастролях, писал ее портреты.

Примечательно, что авангардист Пикассо изображал Ольгу исключительно в реалистичной манере. Говорят, на этом настаивала сама балерина, которая не была поклонницей современного искусства и хотела «узнавать свое лицо» на картине. Так начался неоклассический период в творчестве Пикассо. К этому времени относится и знаменитый «Портрет в кресле», где Ольга, как на троне, воцаряется в жизни и искусстве. Современники считали, что Пикассо приукрасил свою музу. Однако представленные на выставке фотографии Хохловой это опровергают.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 893
Источник: https://ria.ru/20181120/1533116319.html

Биография


Пабло Пикассо и Ольга, Антибы, 1925 год

Пабло Пикассо, Ольга, Пауло, Антибы, 1924 год.

Ольга Хохлова родилась года в семье полковника Русской императорской армии Степана Васильевича Хохлова и его супруги Лидии Зинченко в городе Нежине. Она хотела стать балериной с того момента, как посетила Францию и увидела представление мадам Шрёссонт. Училась в Петербурге в частной балетной школе.

С 1915 г. Ольга стала танцовщицей «Русского балета» Сергея Дягилева.

года она танцевала на премьере балета «Парад» в театре Шатле. Балет был создан Сергеем Дягилевым, Эриком Сати и Жаном Кокто, а Пабло Пикассо отвечал за костюмы и оформление декораций. Вскоре после того, как они познакомились, группа отправилась на гастроли в Южную Америку, а Ольга поехала с Пикассо в Барселону. Художник представил её своей семье. Его мать сначала была встревожена решением сына жениться на иностранке, и поэтому художник для матери исполнил портрет Хохловой в испанском наряде. Позднее они вернулись в Париж и начали совместную жизнь в доме на улице Бёти.

Ольга и Пабло обвенчались года в Париже в православном соборе Александра Невского. Жан Кокто и Макс Жакоб были свидетелями на свадьбе. После свадьбы ,и до смерти она носила фамилию Пикассо. После замужества по настоянию мужа прекратила балетную карьеру.

В июле 1919 года они отправились в Лондон на очередную премьеру «Русского балета» — балет «Треуголка», для которого Пикассо создавал костюмы и декорации. Балет также был показан в Альгамбре в Испании и имел большой успех в Парижской опере в 1919 году. Супруги Пикассо были счастливы в браке и часто участвовали в публичных мероприятиях и вращались в высших кругах Франции.

года у Ольги и Пабло родился сын Пауло (Павел, Поль).

С 1927 года отношения супругов начали стремительно ухудшаться. В 1927 году Пикассо начал встречаться с 17-летней француженкой Марией-Терезой Вальтер. В 1935 году Ольга узнала от друга об этом романе мужа, а также о том, что Мария-Тереза ожидала ребёнка. Дочь Пикассо и Вальтер родилась в 1935 году. Взяв с собой Пауло, Ольга немедленно разорвала отношения с мужем, выехала на юг Франции и подала на развод. Пикассо отказался делить имущество поровну, как того требовал заключённый между ними брачный договор, и поэтому Ольга оставалась его законной женой до самой смерти. Ольга Хохлова до смерти считала себя законной женой Пабло и состояла с ним в семейной переписке, по воспоминаниям Франсуазы Жило.

Ольга Степановна Пикассо умерла от рака в 1955 году в Каннах и была похоронена на местном кладбище Гран-Жас.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2550
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Встреча Пикассо с будущей женой Ольгой Хохловой

Они познакомились в начале переломного для России 1917 года. Пикассо — 35 лет. За плечами годы голода и безумств на Монмартре, «Девочка на шаре» и «Авиньонские девицы». Фернанда Оливье и Ева Гуэль остались лишь на его картинах и в памяти, как и многочисленные сексуальные эксперименты.

В течение нескольких лет он удачно продает свои работы, хотя до славы «самого дорогого художника в мире» ему придется подождать еще несколько лет. В Риме Пикассо присоединился к компании Жана Кокто и Эрика Сати, чтобы работать над сюрреалистическим балетом «Парад». Забегая вперед, скажем, что эта постановка в Европе провалилась – общество, травмированное Первой мировой, оказалось не готово ее принять.

К моменту знакомства с Ольгой художник достиг того уровня пресыщенности жизнью и условного богатства, который позволил ему общаться совсем с иным, ранее недоступным, кругом. Где, к примеру, можно было встретить русскую аристократку, дочь полковника армии Его Императорского Величества, оставившую семью и родину ради балета.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1065
Источник: http://www.1rre.ru/204873-biografiya-zheny-pikasso-olgi-xoxlovoj-otkryvaet-mnogo-interesnyx-faktov-iz-zhizni-xudozhnika.html

Интересные факты из жизни жены Пикассо Ольги Хохловой

К моменту знакомства с Пикассо, Хохловой — 26. Она в меру успешная танцовщица в самой знаменитой на тот момент балетной труппе. Биографы художника, обращаясь к личности его жены, часто попадали под влияние обид бывшего супруга и его друзей, выставляя Ольгу посредственной артисткой кордебалета — ведь она начала танцевать в 14 лет, очень поздно — и корыстной ханжой, решившей устроить свою судьбу за счет богатого испанца. Ведь ей было уже 26, карьера танцовщицы неуклонно близилась к закату.

Хохлова не сразу решилась на серьезные отношения. Для начала они вместе поехали на гастроли в Испанию, где Пикассо представил невесту своей матери, чего тоже никогда раньше не делал. Сеньора Пикассо хоть и была вежлива, но невестку-иностранку так до конца и не приняла, даже несмотря на подарок сына — знаменитый портрет Ольги в испанской мантилье.

В их решении связать свои жизни сыграла свою роль и неопределенность будущего. Октябрьская революция свершилась, и дочери полковника царской армии возвращаться на родину было опасно. Труппа отправлялась дальше — в турне по Латинской Америке — и нужно было принимать решение. Ольга была готова только к одному исходу — официальному браку. Пикассо, для которого такой уровень отношений был в новинку, решил — почему бы не попробовать.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1329
Источник: http://www.1rre.ru/204873-biografiya-zheny-pikasso-olgi-xoxlovoj-otkryvaet-mnogo-interesnyx-faktov-iz-zhizni-xudozhnika.html

Вызов принят!

В относительно спокойном Риме далекий от военных будней Пикассо быстро воспрянул духом и начал работать над декорациями и костюмами к дягилевскому балету«Парад». Парижские кубисты были в ужасе: их кумир променял их на легкомысленное«искусство для элиты». Пикассо не волновали их жалобы и нападки. Он давно хотел побывать в Риме,отвлечься от мыслей о том,правильно ли он поступил,когда выбрал жизнь и искусство вместо войны и вероятной смерти. К тому же,на горизонте появилась новая любовь.

Впервые увидев Ольгу,Пабло восхищенно выпалил: «Выглядите потрясающе». Он принялся очаровывать и покорять девушку со всей силой своего горячего андалузского темперамента. Первым сюрпризом для Пикассо стало то,что Ольга принимала его ухаживания как-то очень уж сдержанно и говорила,что своим напором он ее компрометирует. Еще больше его поразила ее целомудренность. Заметив,что художник всерьез увлекся Хохловой,Сергей Дягилев предупредил его,что русская девушка из благородной семьи не пожертвует своей невинностью,если не будет уверена в том,что мужчина готов взять ее в жены. Что ж,для Пикассо это был лишь очередной вызов. Скрытность и замкнутость Ольги еще больше его распаляли. Он готов был даже жениться,лишь бы заполучить эту женщину. В конце концов,он ведь собирался остепениться,так почему бы не с ней?

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова в Риме. 1917 г.

Премьера«Парада» состоялась в Париже 18 мая 1917 года в театре Шатле. Жан Кокто,который тоже работал над постановкой,тогда заявил: «Публика хотела нас убить! На нас набрасывались женщины,вооруженные шляпными булавками. По сравнению с тем,что случилось тем вечером в Шатле,штыковые атаки во Фландрии были пустяком. „Парад“ стал величайшей битвой за всю войну». Эти выдумки,рассчитанные на то,чтобы привлечь больше внимания к постановке,разозлили тех,кто пострадал в окопах. Конечно,во время премьеры дягилевского балета звучали возмущенные возгласы,но аплодисменты их заглушали.

Из Парижа труппа Дягилева отправилась в Барселону. На тот момент вопрос женитьбы Пабло и Ольги уже был решенным,и художник представил невесту матери. Донья Мария приняла девушку тепло,ходила на ее выступления,но все же сочла нужным предостеречь ее: «Бедная девочка,ты понятия не имеешь,на что обрекаешь себя. Будь я твоей подругой,то посоветовала бы не выходить за него ни под каким предлогом. Я не думаю,что с моим сыном,который озабочен только собой,сможет быть счастлива хоть одна женщина». Ольга,к тому времени уже безоглядно влюбленная,к словам доньи Марии не прислушалась.

Пабло Пикассо. Ольга Хохлова в мантилье

Пабло и Ольга провели в Барселоне несколько месяцев. В Париж они вернуться не могли,потому что у Ольги не было визы. Когда она состояла в труппе Дягилева,то могла беспрепятственно пересекать границы,теперь же с получением документов возникли сложности. На французском здесь говорили единицы,на русском — вообще никто. Пикассо стал для девушки практически единственной точкой опоры,особенно после того,как в России грянула революция,и Хохлова оказалась окончательно отрезанной от семьи. Ее отец и трое братьев погибли,мать и сестра спешно переехали в Грузию. Почти все время Ольга проводила с женихом,он постоянно ее рисовал,и даже вернулся к классическому стилю ради возлюбленной,которая хотела узнавать себя на портретах. Вскоре Пабло добился и разрешения ночевать в ее комнате. Труппа Дягилева отправилась на гастроли в Южную Америку без нее. Больше Ольга на сцену не выходила.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 3400
Источник: https://artchive.ru/publications/3709~Istorija_ljubvi_v_kartinakh_Pablo_Pikasso_i_Ol’ga_Khokhlova

Крах семейной жизни Пикассо и Ольги Орловой


Спустя некоторое время, очарование стало развеиваться, становилось очевидно: Ольга и Пабло слишком разные. Русской балерине хотелось вести светскую жизнь, она посвящала себя обустройству дома в стиле лучших салонных образцов, а также почти что требовала от Пабло соответствовать образу денди.

Испанскому художнику, напротив, хотелось свободы, творческого беспорядка. Через некоторое время художник увлекся новой пассией – Мари-Терез Вальтер. Эта 17-летняя девушка вскружила голову Пабло, и Ольге оставалось лишь страдать, понимая, что она практически ничего не может противопоставить чувству, захлестнувшему ее мужа.

Тогда она предприняла попытку подать на развод, но страх лишиться половины состояния заставил Пабло отговорить ее от этого шага. Формально Пикассо и Хохлова оставались мужем и женой еще много лет, Ольга ушла первой, она умерла в Каннах от рака, Пабло не счел нужным проститься с женой.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1145
Источник: http://www.1rre.ru/204873-biografiya-zheny-pikasso-olgi-xoxlovoj-otkryvaet-mnogo-interesnyx-faktov-iz-zhizni-xudozhnika.html

Другая Ольга

Изначально их свадьба была назначена на май 1918 года,но ее пришлось отложить. Однажды утром Ольга проснулась с жуткой болью в ноге и не смогла встать с постели. Она перенесла операцию и до конца июня была закована в гипс. На свадебной церемонии,которая состоялась 12 июля,невеста опиралась на трость,а сразу после праздничного завтрака вернулась в больницу.

Во время медового месяца,который Ольга и Пабло провели в Биаррице,она все еще приходила в себя после травмы и большую часть времени проводила в кресле или шезлонге. Именно такой ее и рисовал Пикассо: серьезной,меланхоличной,всегда немного отстраненной и всегда без улыбки. Такой ее видела и представляла публика. Такой ее видели друзья Пабло,принимавшие сдержанность за снобизм и высокомерие.

Пабло Пикассо. Портрет Ольги Хохловой

Ольга и Пабло Пикассо во время медового месяца. 1918 г.

Первая выставка работ Пикассо,посвященная исключительно Ольге Хохловой,состоялась лишь в марте 2017 года в парижском Музее Пикассо. И каким же было удивление посетителей,когда они увидели совсем другую Ольгу. Счастливо улыбающуюся на ранних фотографиях,смеющуюся и играющую с собаками на семейных видео,которые снимал Пабло. На одном из них Ольга гадает на лепестках цветка: «любит — не любит». А на снимке,сделанном Пикассо в его студии уже в конце 1920-х,стройная и элегантная жена художника сидит в кресле на фоне портрета обнаженной Мари-Терез Вальтер. Был в этом,видимо,какой-то садистский замысел: унизить опостылевшую,ни о чем не подозревающую жену,усадив ее рядом с желанной любовницей.

Пабло Пикассо. Ольга с шитьем Пабло Пикассо. Ольга с распущенными волосами

  • Ольга с шитьем. 1920 г.

  • Ольга с распущенными волосами. 1920 г.

Ольга на вилле в Жуан-ле-Пен. 1925 г.

Но это случится еще не скоро. А пока молодожены,вернувшиеся из медового месяца,поселились в роскошных апартаментах на улице Ла Боэси. Жилище четы Пикассо было строго разделено на две части — мужскую и женскую. Свою(а точнее — общую) часть Ольга обставила элегантно и стильно и строго следила за чистотой и порядком(педантичность тоже была в числе черт,за которые ее не любили богемные друзья художника). Вот как описывал это жилище Брассай: «Просторная столовая с большим,раздвигающимся столом,сервировочный столик,в каждом углу — по круглому столику на одной ножке; гостиная выдержана в белых тонах,в спальне — отделанная медью двуспальная кровать. Все было продумано до мельчайших деталей,и нигде ни пылинки,паркет и мебель блестели». Во второй части дома безраздельно властвовал Пабло: здесь была его мастерская,в которой царил соответствовавший его темпераменту хаос. И здесь же,к слову,хранилась коробка с вещами,которые Пикассо сохранил на память о своей первой большой любви — Фернанде Оливье.

Богемные приятели и коллеги осуждали Пикассо за то,что он превратился в настоящего буржуа. Виноватой,само собой,назначили его жену. Однако художник и сам охотно стал играть роль респектабельного господина и добропорядочного мужа. Он стал одеваться в дорогие костюмы,сопровождал Ольгу на балах и принимал в гостях парижский высший свет. А его прежние друзья были,как бы сейчас сказали,слишком«неформальными» и плохо вписывались в интерьер гостиной.

Пабло Пикассо. В салоне на улице Ла Боэси: Жан Кокто, Ольга, Эрик Сати, Клайв Белл

Супруги Пикассо на балу графа де Бомона. 1924 г.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 3126
Источник: https://artchive.ru/publications/3709~Istorija_ljubvi_v_kartinakh_Pablo_Pikasso_i_Ol’ga_Khokhlova

Чудовище


Однако проблемы никуда не делись. Семья Ольги бедствует, хотя Пикассо регулярно посылал в Россию деньги и даже свои работы. Хохлова тоскует, переживает за мать, перенесшую сердечный приступ. Все попытки организовать встречу проваливаются. На фоне тревог за родных разлаживаются и отношения с мужем.

В 1925 году в работах художника завершается период классической красоты, который еще называли «периодом Ольги». В следующие десять лет ее образ претерпевает пугающие превращения. На картине «Большая обнаженная в кресле» 1929 года перед нами уже не античная красавица или задумчивая муза, а чудовище — отталкивающая бесформенная фигура. В ней больше страдания, чем любви.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 676
Источник: https://ria.ru/20181120/1533116319.html

Декларация независимости

4 февраля 1921 года Ольга Пикассо родила сына,которого назвали Полем(Пауло). Поначалу Пабло не мог нарадоваться появлению наследника. Он бесконечно рисовал сына на руках жены и сиял от гордости и отцовской любви. Однако Ольга чрезмерно опекала отпрыска и,по словам биографа Пикассо Джона Ричардсона,еще сильнее вживалась в роль светской львицы,супруги великого художника,а теперь еще и матери семейства. Пабло к тому моменту то ли уже наигрался в «приличного» буржуа,то ли устал от нападок друзей на его образ жизни. Одной из своих моделей он говорил: «Понимаешь,Ольга любит чай,икру и пирожные. А я — колбасу с бобами».

Пабло Пикассо. Мать и дитя

Пабло Пикассо. Семья на море

Летом 1922-го Ольга серьезно заболела — впервые дали о себе знать гинекологические проблемы,от которых она будет страдать до конца своих дней. Рисунок,выполненный сангиной в сентябре того же года,изображает Ольгу измученной и больной. Спустя 41 год художник,который суеверно боялся всего,связанного с болезнями и смертью,подарил этот рисунок на Рождество сыну Пауло.

Чета Пикассо продолжала оставаться столпами парижского бомонда. Бесчисленные званые ужины и светские рауты утомляли Пабло,но на них он заводил полезные знакомства. В то время еще одной причиной разлада между супругами стало отношение Ольги к сыну. По мнению художника,она слишком баловала и опекала мальчика. Постоянное раздражение Пикассо находило выход в его картинах. Совсем скоро в духе Энгра уступит под натиском новых революционных перемен. Летом 1923 года художник приобрел квартиру этажом выше и стал вести еще более независимую жизнь,чем обычно. Никому из прислуги не разрешалось туда входить,и даже Ольге нужно было попросить разрешения,чтобы нанести визит мужу. Пикассо стал редко бывать дома и снова начал ходить в бордели.

Пабло Пикассо. Ольга в задумчивости Пабло Пикассо. Портрет Ольги

  • Ольга в задумчивости. 1923 г.

  • Ольги. 1923 г.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1806
Источник: https://artchive.ru/publications/3709~Istorija_ljubvi_v_kartinakh_Pablo_Pikasso_i_Ol’ga_Khokhlova

Жертва


В последние годы совместной жизни с Хохловой Пикассо фактически разрывается между двумя семьями: у художника появилась новая муза — 17-летняя натурщица Мария-Тереза Вальтер. Она родила Пикассо дочь Майю и вдохновила на новый период в творчестве. Пабло пишет один из самых известных своих циклов — «Распятия». Ольгу изображает в тяжеловесных, словно окаменелых образах. Их брак с Пикассо на холсте напоминает поединок, где нет победителей — только жертвы.

Окончательно пара разошлась в 1935 году. Разрыв был драматичным, Пикассо даже оставил живопись — почти на год. Он не хотел делить с Хохловой имущество, поэтому формально они не развелись до конца ее жизни. Ольга умерла от рака в 1955 году. До последних дней она писала мужу письма. 

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 742
Источник: https://ria.ru/20181120/1533116319.html

Страсть и ненависть

1927 год стал для супругов Пикассо началом конца. В январе Пабло встретил 17-летнюю Мари-Терез Вальтер. Чтобы скрыть интрижку от жены,он снял квартиру для свиданий неподалеку от того места,где познакомился с девушкой. Чтобы скрыть ее от всех остальных,Пикассо писал ее в виде гитары,кувшина или блюда с фруктами. И изрисовал несколько блокнотов эротическими картинками. Примечательно,что при этом художник продолжал жить под одной крышей с Ольгой,которая,по его словам,изводила его сценами ревности и не собиралась отказываться от роли элегантной супруги и безупречной хозяйки. Впрочем,Пабло и сам не собирался разводиться. Маска примерного семьянина служила ему прекрасным прикрытием.

Двойная жизнь,само собой,находила отражение и в картинах Пикассо. И насколько изображения Мари-Терез были исполнены безудержной сексуальности,настолько же картины с Ольгой или посвященные ей полны ярости. Но достаточно долгое время Пикассо удавалось делать так,чтобы эти параллельные жизни не пересекались. Даже тогда,когда художник отдыхал с семьей на Ривьере,при каждом удобном случае сбегая к Мари-Терез,которую он поселил неподалеку. Во время этого отпуска у Ольги вновь начались сильные кровотечения,она вынуждена была вернуться в Париж и перенесла еще одну операцию. В общей сложности она провела в больнице почти пять месяцев,лишь изредка возвращаясь домой. Все это время Пикассо мог беспрепятственно встречаться с Мари-Терез.

Пабло Пикассо. Коррида. Смерть женщины тореадора

Конечно,в какой-то момент Ольга догадалась о существовании соперницы. И хотя она,похоже,не воспринимала Мари-Терез как серьезную угрозу их браку с Пабло,мириться с унижением она тоже не хотела. Но слезы и увещевания жены вызывали у Пикассо только злость и чувство вины. В 1929 году он пишет«Обнаженную в красном кресле». Не называя прямо имени героини,художник вложил в это полотно всю свою растущую ненависть к Ольге. Изломанные конечности,раскрытый в агонии рот… Не имея возможности убрать ее из своей жизни,Пикассо безжалостно уродовал на холсте женщину,которую с такой любовью рисовал в другом кресле всего лишь 10 лет назад.

Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле Пабло Пикассо. Обнаженная в красном кресле

  • Ольги в кресле. 1917 г.

  • Обнаженная в красном кресле. 1929 г.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 2135
Источник: https://artchive.ru/publications/3709~Istorija_ljubvi_v_kartinakh_Pablo_Pikasso_i_Ol’ga_Khokhlova

12 июля 1918


Ольга и Пабло женятся и венчаются в русской церкви на улице Дарю в Париже. На церемонию пригласили Сергея Дягилева, Жана Кокто, Гертруду Стайн, Анри Матисса, Гийома Аполлинера и других известных деятелей искусства того времени. Пикассо и Хохлова подписывают брачный контракт, по условиям которого в случае развода все имущество супругов, в том числе произведения искусства, делится пополам.

После свадьбы Пикассо и Хохлова едут в свадебное путешествие в Биарриц, где останавливаются на вилле чилийской меценатки Эухении Эррасурис «Ла Мимозре».

Блок: 7/23 | Кол-во символов: 569
Источник: https://esquire.ru/articles/70692-hudozhnik-i-balerina-istoriya-lyubvi-pablo-pikasso-i-olgi-hohlovoy-v-fotografiyah-i-kartinah/

На обломках счастья

Очередное унижение ждало Ольгу на масштабной ретроспективе Пикассо в 1932 году. Страсть мужа к другой женщине предстала перед ней во всей полноте — от одной бесстыдной картины к другой. Но,как это ни странно,супруги продолжали жить вместе. Последней каплей для Ольги стала беременность Мари-Терез Вальтер. Забрав сына,Ольга съехала из квартиры на улице Ла Боэси,оставив ее в полном распоряжении мужа. Вскоре она поручила своему адвокату составить опись всего имущества Пикассо,чего художник ей так и не простил. Дать жене развод он тоже отказался,ведь в этом случае ей отошла бы и половина его картин. До последнего дня своей жизни Ольга оставалась мадам Пикассо.

Действительно ли у Ольги помутился рассудок? Никаких однозначных подтверждений этому нет. Один из биографов Пикассо пишет,что Ольга совершила большую ошибку,поставив все на своего непостоянного мужа. Она полностью посвятила себя семье и жила только интересами Пикассо,так и не сумев стать самостоятельной. Опозоренная и раздавленная,она осталась совершенно одна. Даже любимый Пауло вырос и стал отмахиваться от нее с таким же раздражением,как и его отец. Ольга отчаянно цеплялась за счастливые моменты из прошлого. Именно поэтому она преследовала Пикассо на улицах,напоминая ему,что перед Богом они все еще муж и жена. Поэтому писала ему письма и отправляла фотографии сына. Поэтому переехала за Пабло в Канны,где кочевала из одной гостиницы в другую.

Пабло Пикассо с Жаклин Рок и Жаном Кокто на корриде в Валлорисе. 1955 г.

В 1953 году Ольга серьезно заболела. Рак съедал ее тело долго и мучительно. Последние месяцы она провела в больнице,умоляя каждого из навещавших ее знакомых позвать Пабло. Художнику передавали эти просьбы,но он ни разу не навестил жену. Продолжая в отчаянии цепляться за прошлое,Ольга вспоминала дни,когда танцевала на сцене,и мечтала вновь приехать в Россию. Единственным,что осталось у нее от прежней жизни,был пароходный сундук,заполненный старыми костюмами,пустыми флакончиками от духов,письмами и сотнями фотографий. Последние дни Ольга провела перебирая и рассматривая вещи,которые напоминали ей об утраченном счастье. Мадам Пикассо умерла 11 февраля 1955 года.

Ольга Хохлова в сценическом костюме для балета«Шахерезада». Ок. 1916 г.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 2250
Источник: https://artchive.ru/publications/3709~Istorija_ljubvi_v_kartinakh_Pablo_Pikasso_i_Ol’ga_Khokhlova

Середина ноября 1918

Молодожены селятся в парижской квартире на улице Ла Боэси (дом 23), недалеко от галереи Поля Розенберга, ставшего с недавних пор агентом Пикассо. Меняется манера Пикассо, и его положение в обществе: вместе с Ольгой они превращаются в модных светских персон, обретают стабильный социальный статус. В круг ближайших знакомых Пабло и Ольги входят Игорь Стравинский, Жан Кокто, а также граф Этьен де Бомон, устроитель роскошных приемов, которые обожает Ольга.

Блок: 8/23 | Кол-во символов: 497
Источник: https://esquire.ru/articles/70692-hudozhnik-i-balerina-istoriya-lyubvi-pablo-pikasso-i-olgi-hohlovoy-v-fotografiyah-i-kartinah/

P.S

Пабло Пикассо пережил первую жену на 18 лет. Однажды художник сказал: «Моя смерть будет похожа на кораблекрушение. Когда под воду уходит океанский лайнер,в воронку затягивает все оказавшиеся поблизости суденышки».

Франсуаза Жило,которой посчастливилось выжить в этом кораблекрушении,дала,пожалуй,самое точное определение Пикассо: «Многочисленные рассказы и воспоминания Пабло об Ольге,Мари-Терез и Доре Маар,их постоянное присутствие за кулисами нашей совместной жизни постепенно привели меня к выводу,что у Пабло был своего рода комплекс Синей Бороды,вызывающий желание отрубать головы всем женщинам,собранным в его маленьком личном музее. Но он не отрубал голов полностью,предпочитал,чтобы жизнь шла дальше,и все женщины,жившие с ним в то или иное время,все-таки чуть слышно попискивали,делали какие-то жесты,словно расчлененные куклы. Это давало ему ощущение,что жизнь в них еще теплится,что она висит на ниточке,и другой конец этой ниточки у него в руке».

Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме

Заглавное фото: Ольга Хохлова и Пабло Пикассо в 1917 году.

Художники, упоминаемые в статье

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 1118
Источник: https://artchive.ru/publications/3709~Istorija_ljubvi_v_kartinakh_Pablo_Pikasso_i_Ol’ga_Khokhlova

Май-июнь 1919

Пикассо едет вместе с Ольгой в Лондон для работы над декорациями и костюмами к балету «Треуголка» на музыку Мануэля де Фальи. Ольга, ненадолго возобновив занятия танцем, вскоре окончательно покидает труппу «Русские балеты» и завершает карьеру балерины.

Блок: 9/23 | Кол-во символов: 284
Источник: https://esquire.ru/articles/70692-hudozhnik-i-balerina-istoriya-lyubvi-pablo-pikasso-i-olgi-hohlovoy-v-fotografiyah-i-kartinah/

1920 год

Ольге удается восстановить связь с семьей. Она узнает, что ее младший брат Евгений умер еще в сентябре 1917 года, средний брат Николай (подобно многим другим белогвардейцам) бежал в Сербию, а мать и сестра живут в Тифлисе (Грузия), все более нуждаясь.

В это же время Ольга становится постоянной моделью Пикассо. На множестве портретов, выполненных им в неоклассической манере, она почти всегда выглядит спокойной и задумчивой. В ее застывшем, устремленном скорее в себя, чем на зрителя, взгляде чувствуется беспокойство о судьбе родных.

Пабло Пикассо. Задумчивая Ольга. Париж, зима 1923. Национальный музей Пикассо, Париж

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Задумчивая Ольга. Париж, зима 1923. Национальный музей Пикассо, Париж

Блок: 10/23 | Кол-во символов: 688
Источник: https://esquire.ru/articles/70692-hudozhnik-i-balerina-istoriya-lyubvi-pablo-pikasso-i-olgi-hohlovoy-v-fotografiyah-i-kartinah/

4 февраля 1921

Рождается Пауло (Поль) Пикассо, первый и единственный ребенок Ольги и Пабло. В творчестве Пикассо появляются сцены материнства.

Пабло Пикассо. Мать и дитя. Париж, осень 1921.Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Мать и дитя. Париж, осень 1921. Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид

В этих сценах царит покой, которому оказался созвучен интерес Пикассо к Античности и Ренессансу, возникший во время его знакомства с Ольгой в Италии и вновь оживший в 1921 году, когда семья проводила лето в Фонтенбло. Появление на свет сына сблизило Ольгу и Пабло изменило течение их жизни: в их семейный круг вошли няня, кухарка и шофер. Ольга отдавала сыну все свое внимание; Для отца Поль стал предметом гордости. Во множестве портретов сына Пикассо символически передает ему свои увлечения, наряжая мальчика в костюмы персонажей комедии дель арте, в частности Арлекина, с которым в молодости — как свидетельствуют о том картины «розового периода» — он отождествлял себя сам.

Пабло Пикассо. Семья на берегу моря. Динар, лето 1922 Национальный музей Пикассо, Париж

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Семья на берегу моря. Динар, лето 1922 Национальный музей Пикассо, Париж

Один из портретов запечатлел Поля рисующим — возможно, Пабло пытался вспомнить свои собственные детские ощущения, ведь он тоже был сыном художника. Поль не знал своих русских родственников, которые между тем часто писали ему, прилагая открытки к письмам Ольге. Пока связь с Хохловыми сохранялась, Пикассо регулярно посылал им деньги, а иногда и свои работы — например, вырезанную из бумаги фигурку лошади, близкую к работе, созданной им в это же время для маленького Поля.

Пабло Пикассо. Поль на ослике. Париж,  Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Поль на ослике. Париж, 15 апреля 1923 Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид

Блок: 11/23 | Кол-во символов: 1755
Источник: https://esquire.ru/articles/70692-hudozhnik-i-balerina-istoriya-lyubvi-pablo-pikasso-i-olgi-hohlovoy-v-fotografiyah-i-kartinah/

1925−1926 гг

В 1925 году Пикассо начинает осознавать, что их счастливый брак с Ольгой близится к концу. В апреле они вместе отправляются в Монте-Карло, где встречаются с Дягилевым. Пабло увлеченно рисует танцующих балерин. Несомненно, это обостряет горечь Ольги, вызванную вынужденным отказом от продолжения балетной карьеры за несколько лет до этого. Однако именно в образе балерины Пикассо решил представить ее в своей большой картине «Танец» (галерея Тейт Модерн, Лондон). Упрощенные, примитивистские формы и резкие цветовые контрасты этого полотна позволяют считать его первым проявлением перемен во взгляде художника на свою жену.

Пабло Пикассо Художник и модель. Париж, 1926. Национальный музей Пикассо, Париж

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо Художник и модель. Париж, 1926. Национальный музей Пикассо, Париж

Ольга, зримо присутствующая в портретах «неоклассического» периода, сохраняет заметное место в его творчестве и после 1925 года, хотя узнать ее на картинах становится нелегко. Идеализированный меланхоличный образ молодой женщины уступает место безжалостно деформированным фигурам, принимающим угрожающе агрессивные позы. Ольга ощутимо преследует живопись Пикассо, проникая и в неприступное убежище художника — мастерскую. Она оборачивается жутким чудовищем с заостренным, будто кинжал, носом и торчащими наружу зубами. В нескольких картинах и рисунках ее образ даже перекрывает профильный автопортрет Пикассо, указывая тем самым на сохраняемую ею власть над мужем — как художником, так и человеком.

Блок: 12/23 | Кол-во символов: 1466
Источник: https://esquire.ru/articles/70692-hudozhnik-i-balerina-istoriya-lyubvi-pablo-pikasso-i-olgi-hohlovoy-v-fotografiyah-i-kartinah/

Январь 1927

Пикассо знакомится с семнадцатилетней Марией-Терезой Вальтер у входа в Галери Лафайет. Он подходит к ней со словами: «Я Пикассо. Вы и я вместе совершим великие вещи». У них завязывается роман.

Блок: 13/23 | Кол-во символов: 212
Источник: https://esquire.ru/articles/70692-hudozhnik-i-balerina-istoriya-lyubvi-pablo-pikasso-i-olgi-hohlovoy-v-fotografiyah-i-kartinah/

1928 год

В творчестве Пикассо впервые появляется образ минотавра. Минотавр — образ единства влечений к жизни и к смерти — стал новым alter ego Пикассо, символизирующим сложные двойственные отношения, которые завязались у художника с женщинами в начале 1930-х годов.

Пабло Пикассо. Фигуры на берегу моря. . Национальный музей Пикассо, Париж

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Фигуры на берегу моря. 12 января 1931. Национальный музей Пикассо, Париж

Разрываясь между страстью к Марии-Терезе и супружеским долгом перед Ольгой, Пикассо зашифровывал свою личную историю в образах античных мифов. В сценах насилия, навеянных древними дионисийскими культами, находили для него выражение жестокость любви и неукротимость желания.

Два снимка Ольги и Поля Пикассо из фотоавтомата. Около 1928 , фотография. Архив Ольги Руис-Пикассо, Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид

Succession Picasso 2018

Два снимка Ольги и Поля Пикассо из фотоавтомата. Около 1928, фотография. Архив Ольги Руис-Пикассо, Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид

Летом Ольга и Пабло с сыном отдыхают в Динаре; неподалеку от них селится и Мария-Тереза Вальтер, с которой Пабло тайком встречается. Обстановка вдохновляет его на серию «Купальщицы».

Пабло Пикассо. Большая обнаженная в красном кресле. Париж, . Национальный музей Пикассо, Париж

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Большая обнаженная в красном кресле. Париж, 5 мая 1929. Национальный музей Пикассо, Париж

Блок: 14/23 | Кол-во символов: 1221
Источник: https://esquire.ru/articles/70692-hudozhnik-i-balerina-istoriya-lyubvi-pablo-pikasso-i-olgi-hohlovoy-v-fotografiyah-i-kartinah/

Осень 1930

Мария-Тереза Вальтер селится в доме 44 по улице Ла Боэси, напротив квартиры Пабло и Ольги.

Пабло Пикассо. Фигуры на берегу моря. . Национальный музей Пикассо, Париж

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Фигуры на берегу моря. 12 января 1931. Национальный музей Пикассо, Париж

Блок: 16/23 | Кол-во символов: 240
Источник: https://esquire.ru/articles/70692-hudozhnik-i-balerina-istoriya-lyubvi-pablo-pikasso-i-olgi-hohlovoy-v-fotografiyah-i-kartinah/

1935

Пикассо создает собственную мифологию, смешав такие разнородные темы, как коррида, распятие и минотавр, в знаменитую «Минотавромахию» — трагическую притчу, в которой выкристаллизовывается кризис, мучивший его. С этого момента, совпавшего с окончательным разрывом супружеских отношений с Ольгой, ее присутствие в творчестве Пикассо становится все более тихим и незаметным, но все же парадоксальным образом напоминает об одиночестве и страдании женщины, которая день за днем писала письма своего законного мужа.

Пикассо временно оставляет живопись ради литературы.

Блок: 17/23 | Кол-во символов: 581
Источник: https://esquire.ru/articles/70692-hudozhnik-i-balerina-istoriya-lyubvi-pablo-pikasso-i-olgi-hohlovoy-v-fotografiyah-i-kartinah/

Июнь 1935

Пабло и Ольга разъезжаются. Ольга живет, меняя один отель на другой. За дело о разводе берутся сразу два адвоката. По французскому закону, Пикассо обязан отдать половину своего имущества жене, а значит, половину картин. Пикассо всегда трудно расставался со своими работами. Развод не состоялся. Ольга остается его официальной женой вплоть до своей смерти.

Блок: 18/23 | Кол-во символов: 373
Источник: https://esquire.ru/articles/70692-hudozhnik-i-balerina-istoriya-lyubvi-pablo-pikasso-i-olgi-hohlovoy-v-fotografiyah-i-kartinah/

Осень 1936

Пикассо отдает имение в Буажелу Ольге, которая, однако, будет приезжать туда лишь изредка. Амбруаз Воллар предоставляет в распоряжение Пикассо новую мастерскую в Ле-Трамбле-сюр-Мольдр под Парижем, где художник селится вместе с Марией-Терезой и Майей.

Пабло Пикассо. Женщина с часами. Жуан-ле-Пен, . Национальный музей Пикассо, Париж

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Женщина с часами. Жуан-ле-Пен, 30 апреля 1936. Национальный музей Пикассо, Париж

Блок: 20/23 | Кол-во символов: 415
Источник: https://esquire.ru/articles/70692-hudozhnik-i-balerina-istoriya-lyubvi-pablo-pikasso-i-olgi-hohlovoy-v-fotografiyah-i-kartinah/

11 февраля 1955

Ольга Пикассо умирает в Каннах.

Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Выставка «Пикассо & Хохлова» продлится с 20 ноября 2018 по 3 февраля 2019 в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве. После завершения в Москве выставка пройдет в Музее Пикассо в Малаге (с 25 февраля по 2 июня 2019 года) и в Культурном центре Кайша Форум в Мадриде (с 18 июня по 22 сентября 2019 года).

Кураторы: Эмилия Филиппо, хранитель Национального музея Пикассо (Париж); Жоаким Писсарро, историк искусства, директор галерей Хантер-колледжа; Бернар Руис-Пикассо, сооснователь и сопредседатель Фонда поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA) (Мадрид); Алексей Петухов, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв.еков ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Блок: 23/23 | Кол-во символов: 907
Источник: https://esquire.ru/articles/70692-hudozhnik-i-balerina-istoriya-lyubvi-pablo-pikasso-i-olgi-hohlovoy-v-fotografiyah-i-kartinah/

Кол-во блоков: 45 | Общее кол-во символов: 44930
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. http://www.1rre.ru/204873-biografiya-zheny-pikasso-olgi-xoxlovoj-otkryvaet-mnogo-interesnyx-faktov-iz-zhizni-xudozhnika.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 3539 (8%)
  2. https://ria.ru/20181120/1533116319.html: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 2967 (7%)
  3. http://www.marieclaire.ru/psychology/olga-hohlova-russkaya-balerina-pokorivshaya-pablo-pikasso/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 9844 (22%)
  4. https://esquire.ru/articles/70692-hudozhnik-i-balerina-istoriya-lyubvi-pablo-pikasso-i-olgi-hohlovoy-v-fotografiyah-i-kartinah/: использовано 15 блоков из 23, кол-во символов 10819 (24%)
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 3926 (9%)
  6. https://artchive.ru/publications/3709~Istorija_ljubvi_v_kartinakh_Pablo_Pikasso_i_Ol’ga_Khokhlova: использовано 6 блоков из 8, кол-во символов 13835 (31%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий