В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Комиссаржевская.
Вера Фёдоровна Комиссарже́вская (27 октября 1864 — 10 февраля 1910) — русская актриса начала XX века, старшая сестра русской и советской актрисы театра и кино Н. Ф. Скарской (1868 — 1958).
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
Содержание
Биография
Вера Фёдоровна Комиссаржевская
Исполнением роли Бетси в «Плодах просвещения» (1891) Комиссаржевская обратила на себя внимание деятелей профессионального театра. Она была приглашена в Новочеркасск в антрепризу Н. Н. Синельникова (играла в 1893—1894 годах) на роли «инженю» и водевильные роли с пением.
Весёлостью, живостью, неподдельным юмором было проникнуто исполнение Комиссаржевской ролей в одноактных пьесах и водевилях.
В 1894—1896 годах Комиссаржевская работала в Вильно в антрепризе К. Н. Незлобина, сыграв в это время около 60 ролей: Рози («Бой бабочек» Г. Зудермана), Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского), Луиза («Коварство и любовь» Шиллера), Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Клерхен («Гибель Содома» Зудермана) и др.
Александринский театр
В 1896 году Комиссаржевская поступает на сцену Александринского театра. Первый шумный успех приходит к ней после роли Ларисы в «Бесприданнице». Затем последовали роли Нины Заречной в чеховской «Чайке», Марикки в пьесе «Огни Ивановой ночи» Зудермана, Маргариты в «Фаусте» и другие.
Открытие Драматического театра
Оставив сцену Александринского театра, Комиссаржевская открыла собственный Драматический театр (в здании современного ТЦ Пассаж). Театр открылся 15 сентября 1904 года. Два сезона перед этим Комиссаржевская провела в поездках по провинции, где и раньше ежегодно гастролировала. Целью этого двухгодичного турне стал сбор средств для собственного театра. Первые несколько лет постановочную часть театра возглавлял брат В. Ф. Комиссаржевской Федор Комиссаржевский. Основу репертуара составляли произведения Ибсена, Чехова и Островского.
С 1906 года режиссёром-постановщиком в Драматическом театре Комиссаржевской работает В. Э. Мейерхольд. За один сезон он выпустил 13 спектаклей, однако после нескольких провалов Комиссаржевская предложила ему уйти. После разрыва с Мейерхольдом в театр был приглашен поэт-символист В. Я. Брюсов, но и это сотрудничество не было удачным.
Последние годы
Похороны Комиссаржевской.
Могила Комиссаржевской на Тихвинском кладбище в Петербурге. Скульптор — Мария Диллон
В 1909 году разочарование Комиссаржевской собственным театром заставило принять её непростое решение: покинуть его. У Веры Фёдоровны появилась новая мечта — создать театральную школу. Перед этим она отправилась на гастроли, которые оказались последними в её жизни.
Умерла Комиссаржевская в Ташкенте от оспы во время своих гастролей 10 (23) февраля 1910.
Была похоронена 20 февраля на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
17 сентября 1915 года состоялось открытие надгробия на могиле актрисы работы скульптора Марии Диллон.
Современники в большинстве своём были единодушны во мнении: М. Диллон изобразила актрису такой, какой они её помнят! Им запомнился этот характерный наклон фигуры и жест руки, «готовой отодвинуть незримый занавес», обретающий в бронзе символическое звучание. Им запомнились эти огромные, необычайной выразительности глаза. На лице Комиссаржевской печать усталости, следы раздумий и разочарований: Диллон изобразила её в последний, самый драматичный период жизни. И как притягателен этот взгляд, отражающий страдание чуткой и отзывчивой души актрисы, которую современники называли «чайкой русской сцены». Актриса стоит, в задумчивости прислонившись к каменной стеле, в её руке свёрнутая трубочкой бумага — текст роли. «У ног её, — пишет анонимный рецензент, — лежала мёртвая чайка, но по требованию духовенства теперь она заменена пальмовой ветвью». Другой журналист-современник считает, что в образе, созданном скульптором, не надо видеть Комиссаржевскую в роли Нины: это памятник самой актрисе, а не одной из её ролей.
Впоследствии, в 1936 году, состоялось перезахоронение в Некрополь мастеров искусств Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
1. Династия
С искусством жизнь Веры Фёдоровны Комиссаржевской была связана с самого рождения. Её отец – знаменитый оперный певец Фёдор Петрович Комиссаржевский. Он учился вокальному мастерству в Италии и после возвращения в Россию выступал в петербургской Итальянской опере, затем был солистом Мариинки. Позже переехал в Москву, где пел на сцене Большого театра и служил профессором Московской консерватории.
Вместе с известными режиссёрами Александром Федотовым и Константином Станиславским, и художником Ф. Л. Соллогубом Комиссаржевский основал «Общество искусства и литературы» и связанное с ним Музыкально-драматическое училище.
Другими словами, Фёдор Петрович был одним из выдающихся деятелей искусства своего времени и это оказало заметное влияние на его дочь. Она любила наблюдать, как отец разучивает партию, готовясь к очередной роли. Ей нравилось общество актёров, композиторов, поэтов и музыкантов, которое часто собиралось в их доме. Театр был частью её жизни задолго до того, как она стала актрисой.
Впрочем, творческая одарённость Веры также была заметна ещё до выхода на профессиональную сцену. Комиссаржевская с детства пела и играла в домашних постановках, отец рассчитывал, что она пойдет по его стопам и станет оперной певицей.
Источник: http://april-knows.ru/top_ten/vera_komissarzhevskaya_chayka/
Это интересно: Биография и факты: Виктор Гюго и Жюльетта Друэ
Интересные факты
Комиссаржевская косвенно участвовала и в революционном движении. На деньги, вырученные от её благотворительного выступления, было закуплено оборудование для нелегальной бакинской типографии Нина, в которой с 1901 по 1906 годы печатались брошюры социал-демократической, социал-революционной и других антиправительственных партий.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
1. Династия
С искусством жизнь Веры Фёдоровны Комиссаржевской была связана с самого рождения. Её отец – знаменитый оперный певец Фёдор Петрович Комиссаржевский. Он учился вокальному мастерству в Италии и после возвращения в Россию выступал в петербургской Итальянской опере, затем был солистом Мариинки. Позже переехал в Москву, где пел на сцене Большого театра и служил профессором Московской консерватории.
Вместе с известными режиссёрами Александром Федотовым и Константином Станиславским, и художником Ф. Л. Соллогубом Комиссаржевский основал «Общество искусства и литературы» и связанное с ним Музыкально-драматическое училище.
Другими словами, Фёдор Петрович был одним из выдающихся деятелей искусства своего времени и это оказало заметное влияние на его дочь. Она любила наблюдать, как отец разучивает партию, готовясь к очередной роли. Ей нравилось общество актёров, композиторов, поэтов и музыкантов, которое часто собиралось в их доме. Театр был частью её жизни задолго до того, как она стала актрисой.
Впрочем, творческая одарённость Веры также была заметна ещё до выхода на профессиональную сцену. Комиссаржевская с детства пела и играла в домашних постановках, отец рассчитывал, что она пойдет по его стопам и станет оперной певицей.
Источник: https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/velikie/vera-komissarzhevskaya-chajka.html
Адреса в Санкт-Петербурге
- 1906—1910 — гимназия О. К. Витмер — Английский проспект, 27, кв. 7.
- Александринский театр
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
4. Лариса и Нина Заречная
Затем почти два года Комиссаржевская провела в Вильно, где выступала у антрепренёра Константина Незлобина. Здесь к обычным водевильным ролям добавились уже по-настоящему драматические. Лариса из «Бесприданницы» Островского, Софья из «Горя от ума» и другие. Комиссаржевская с каждым сезоном уверенно расширяла свой репертуар и двигалась к мечте – императорской сцене Александринского театра.
В 1896 году она вышла на неё впервые. За 5 лет Комиссаржевская прошла путь от актрисы провинциальных театров до одной из главных сцен страны. Впрочем, и в Александринском театре актриса не сразу нашла себя. Снова всё те же «наивные девушки», потом скучно поставленная классика. Комиссаржевской было тесно в привычных рамках театральной условности.
По-настоящему раскрыть себя она смогла благодаря Чехову и Островскому. Тогда к Комиссаржевской пришла и широкая известность. Впервые – после роли Ларисы в «Бесприданнице». Это была её тема – поиск идеала, протест, бунт против пошлости повседневности. Комиссаржевская играет страдающую женщину, женщину на пике конфликта с окружающим миром. Играет великолепно и гениально, так как сама живёт этим конфликтом не только на сцене.
ТЕСТ: Насколько вы знакомы с героинями Чехова? – проверим>>
Неслучайно так близко и любовно приняла Комиссаржевская творчество Чехова, с драматургией которого связан золотой век русского театра.
«Мне роль Чайки принесли за несколько дней до спектакля, я не знала пьесы. В первый раз я прочла “Чайку” в эту ночь. Всю ночь проплакала. Утром я любила “Чайку”, и была она моей — я жила душою Чайки… Быть Чайкой — мне радость», – вспоминала актриса позднее.
Роль Нины Заречной (как и роль Ларисы) стала для Комиссаржевской знаковой. Она играла её до последних своих дней. Ту трагическую подоплёку повседневности, трагедию будней, которую Чехов так ярко выразил в своих пьесах, Комиссаржевская выразила непосредственно на сцене. Она была предельно чеховской актрисой и одной из первых, кто поняла новаторство гениального драматурга и показала, как на практике воплотить новые драматургические принципы.
Источник: http://april-knows.ru/top_ten/vera_komissarzhevskaya_chayka/
Память
- Творчеству Веры Фёдоровны посвящён фильм «Я — актриса» (1980, режиссёр Виктор Соколов).
- В Санкт-Петербурге есть Академический драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской.
- В Уссурийске Приморского края её именем назван драматический театр, в котором Вера Фёдоровна гастролировала в октябре 1909 года.
- Новочеркасскому Театру драмы и комедии в 1964 году театру присвоено имя В. Ф. Комиссаржевской.
- В Воронеже есть улица Комиссаржевской.
- В Донецке есть улица Комиссаржевской.
- В Тюмени есть улица Комиссаржевской.
- Памяти Комиссаржевской посвящёно сочинение Александра Кнайфеля «Вера» (вариации и станца для оркестра струнных инструментов, 1980).
- Александр Блок написал стихотворение «На смерть Комиссаржевской».
- Пётр Гапон, вальс «Оборванные струны» 1913 год. Посвящён памяти Веры Фёдоровны Комиссаржевской
В филокартии и филателии
-
В. Ф. Комиссаржевская на почтовой открытке
-
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
5. Чехов и другие мужчины
После неудачного замужества Комиссаржевская не решилась снова создавать семью. Театр стал главной страстью её жизни. Но не единственной. Известно множество романов актрисы – с морским офицером Сергеем Зилоти, с актером Н. П. Рощиным-Инсаровым, режиссером Александринского театра Е. П. Карповым, с актёром Николаем Ходотовым, который был младше возлюбленной на 14 лет. Позже – с поэтом Валерием Брюсовым, и многими другими.
Сохранившиеся письма, в том числе любовные, – важная часть наследия гениальной актрисы.
Однако одним из главных мужчин в жизни Комиссаржевской был Антон Павлович Чехов – не любовник, но писатель, создавший драматургию соразмерную её актёрскому дарованию. Чехов ценил Комиссаржевскую не меньше, чем она его: «Никто так верно, так правдиво, так глубоко не понимал меня, как Вера Федоровна… Чудесная актриса».
Вера Фёдоровна и Антон Павлович часто и много общались вплоть до смерти писателя, которого Комиссаржевская пережила всего на 6 лет. За несколько дней до собственной смерти она увидела Чехова во сне и заметила, что это «хорошее предзнаменование». Получается, что актриса не только жила, но и умирала буквально с именем Чехова на устах. И в этом легко увидеть очередное проявление главной страсти в жизни Комиссаржевской – искусства.
Источник: http://april-knows.ru/top_ten/vera_komissarzhevskaya_chayka/
6. Я – актриса
Александринский театр не давал Комиссаржевской нужной свободы. Ей было тесно на его сцене, она хотела идти дальше и в 1904 году основала собственный Драматический театр. В этот период к драматургии Чехова и Островского добавились пьесы Максима Горького и Ибсена.
Новые остросоциальные произведения определили и новый поворот в творчестве Комиссаржевской. Её протест стал приобретать политический, даже революционный характер, что вполне соответствовало духу времени.
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова – пока смерть не разлучит>>
Театр Комиссаржевской искал новые формы работы с новой действительностью, пытаясь найти выход из многочисленных кризисов современности. После 1905 года актриса сблизилась с течением символистов и видела в искусстве главное средство преображения действительности.
«Человеческая мысль, человеческая душа стремятся теперь в искусстве найти ключ к познанию “вечного”, к разгадке глубоких мировых тайн, к раскрытию духовного мира», – писала Комиссаржевская.
Нельзя сказать, что на этом пути Комиссаржевская добилась особого успеха. Сотрудничество с Мейерхольдом и принятие его концепции условного театра, свободного от натурализма театра классического, привело к провалу очередного театрального сезона. Затем были совместные работы с Брюсовым и Блоком, но и они не имели зрительской поддержки. Всё больше актриса сомневалась в себе и разочаровывалась в собственной работе.
«Я ухожу из театра потому, что театр в той форме, в какой он существует сейчас, — перестал мне казаться нужным, и путь, которым я шла в исканиях новых форм, перестал мне казаться верным», – написала Комиссаржевская за несколько месяцев до своей смерти.
«Каждый вкладывает в слово «любовь» то, что ему по плечу» — Хемингуэй о женщинах>>
Несмотря на кажущуюся неудачу актёрского пути Комиссаржевской, она стала одним из самых ярких символов русского театра начала XX века. Здесь всё – вера в особую миссию искусства, идеалистический взгляд на мир, вкупе с пристальным вниманием к его реальным страданиям и бедам, осознанность актёрской судьбы как подвига или даже жертвы.
Конечно, Комиссаржевская – это символистский театр, горение в поисках высшего идеала. Но это и свойственное новой драме внимание к психологической составляющей и к повседневному. Чеховский принцип: «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни» всегда был близок Комиссаржевской.
Она чувствовала то «подводное течение», тот неостановимый конфликт, что скрывается за звенящими чайными блюдцами. Трагедия не требует действия. Она происходит всегда – здесь и сейчас.
Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин – в нашей постоянной рубрике Персона>>
Подготовлено редакцией сайта «Апрель»
Тэги
Источник: http://april-knows.ru/top_ten/vera_komissarzhevskaya_chayka/
Литература
- Сборник памяти В. Ф. Коммиссаржевской. — М.: 1931.
- Д. Л. Тальников. Коммиссаржевская. М.—Л.: Искусство, 1939. — 458 с.
- П. А. Марков Вера Фёдоровна Комиссаржевская. М., 1950. ББК 85.334(2).
- Н. Н. Ходотов. Близкое — далекое. Л.—М., «Искусство», 1962.
- Вера Фёдоровна Комиссаржевская. Письма актрисы. Воспоминания о ней. Материалы. Л. — М., «Искусство», 1964.
- В. В. Носова. Комиссаржевская. М.: Молодая гвардия, 1964. — 335 с., ил. — (серия «Жизнь замечательных людей»).
- О Комиссаржевской : забытое и новое. Воспоминания, статьи и письма. — М. : ВТО, 1965. — 302 с. — ББК 85.334 (2).
- Ю. П. Рыбакова Комиссаржевская. Л.: Искусство, 1971. — (Жизнь в искусстве).
- С. Л. Лунгин. Я — актриса (В. Ф. Комиссаржевская): киносценарий. — М. : Искусство, 1982. — 103 с. : ил. — (Библиотека кинодраматургии)
- Ю. П. Рыбакова В. Ф. Комиссаржевская. Летопись жизни и творчества. СПб.: Институт истории искусств, 1994. ISBN 5-86845-010-8
- Русские в истории и культуре Литвы: историко-биографические очерки / авт.-сост. Инесса Маковская, Андрей Фомин. — Вильнюс: Вага, 2008. ISBN 978-5-415-02053-9. — 301—302 с.
- В. Ф. Комиссаржевская. Альбом Солнца России. СПб.: Дмитрий Буланин, 2009. — 96 с.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F,_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0: использовано 6 блоков из 9, кол-во символов 6588 (43%)
- https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/velikie/vera-komissarzhevskaya-chajka.html: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 1252 (8%)
- http://april-knows.ru/top_ten/vera_komissarzhevskaya_chayka/: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 7585 (49%)