Биография и факты: Туве Янссон. Финская писательница, создатель образа Муми-троллей

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Янссон.

Ту́ве Ма́рика Я́нссон (швед. Tove Marika Jansson, финско-шведское произношение имени ; 9 августа 1914 — 27 июня 2001) — финская писательница, художница, иллюстратор. Обрела всемирную известность благодаря своим книгам о муми-троллях. Писала на шведском языке.

Блок: 1/16 | Кол-во символов: 321
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BD%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%A2%D1%83%D0%B2%D0%B5

Туве растёт художницей

Туве Янссон выросла в богемной и творческой семье. Её мать Сигне Хаммарштен приехала из Швеции во Францию, чтобы учиться на скульптора. В Париже она встретила Виктора Янссона и вышла за него замуж. Они переехали на родину Виктора в Финляндию, и скульптором в итоге стал Виктор, а Сигне — иллюстратором. Туве Марика Янссон родилась 9 августа 1914 года в Хельсинки и была первенцем Сигне и Виктора.

Свои первые шаги Туве делала в мастерской, которая была прямо в квартире. Неудивительно, что рисовать она начала едва ли не раньше, чем говорить. В 1918 году во время финской гражданской войны Виктор напишет Сигне: «Возможно, наша Туве вырастет и станет великим художником!». Как и большинство мужчин того времени, Виктор был склонен к абсолютному патриархату, но он очень любил дочь и поддерживал все её творческие начинания. «Отец ненавидел всех женщин, кроме матери и меня», — рассказывала Туве.


Туве Янссон в 1923 году / Фото: Wikimedia Commons

Уже в 10 лет рисунки Туве публиковались в детском журнале. А в 14 лет она написала и проиллюстрировала свою первую книгу «Сара и Пелле и осьминоги Водяного». Несмотря на успехи в детском журнале и поддержку семьи, Туве чувствовала себя изгоем в школе. На уроках ей было скучно, за нарисованные на доске карикатуры учителя снижали ей оценки за поведение, а сверстники постоянно смеялись над её рисунками и публикациями. Все это привело к тому, что в 15 лет Туве бросила школу. Но это не помешало ей поступить в университетский колледж искусств, ремесёл и дизайна в Стокгольме, а позже пройти несколько учебных курсов в Европе. После учёбы за границей Туве начала иллюстрировать книги и рисовать карикатуры по заказу разных изданий. Помимо этого, она писала для журналов, а её очерки о поездках и мире искусства печатались в ежедневных газетах. Всё это время Туве жила в доме родителей и покинула его только в 28 лет. Возможно, именно тесная связь с родителями позволила ей так легко балансировать между миром взрослых и миром детей в своих книгах.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2011
Источник: https://mel.fm/istorii/9362041-tove_jansson

Кто такая Туве Янссон


1 / 2

Туве Янссон. Автопортрет. 1940 год

2 / 2

Туве Янссон в своей мастерской. 1956 год

Туве Марика Янссон (1914–2001) — не только создательница мира муми-троллей. Ее книги«Дочь скульптора» (1968) и «Летняя книга» (1972) переве­дены на многие языки и считаются классикой финской литературы. Сама же Янссон считала себя прежде всего художницей: она писала картины всю жизнь, экспериментировала с самыми разными техниками и худо­жест­венными направлениями (от импрессиониз­ма до абстрак­циониз­ма), участвовала во многих выставках. Особенно известны ее росписи стен в административных зданиях в разных городах Финляндии и даже алтаря церкви в городе Теува. 

Туве начала рисовать в раннем детстве. Ее отец, Виктор Янссон, был известным скульптором, а мать — шведка Сигне Хаммарштен-Янссон — художницей-графиком и иллюстра­тором (она нарисовала сотни марок для Финляндии, обретшей в 1918 году независимость). Братья Туве Янссон тоже выбрали творческие профессии. Пер Улоф стал фотографом, а Ларс — графиком и иллюстратором: многие годы он помогал сестре рисовать комиксы о муми-троллях, а с 1960 года по 1975-й работал над новыми выпусками уже в оди­ночку (когда контракт закончился, Янссон устала от работы и не стала продлевать его). И все же несмотря на то, что Янссон — художница, карика­турист, иллюстратор, автор нескольких романов, сборников рассказов, пьес и сценариев, национальное, а затем и мировое признание она получила именно как автор «Муми-троллей».

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 1493
Источник: https://arzamas.academy/mag/539-moomins

Туве Янссон в Муми-доле

Мысли о первой книге про муми-троллей пришли к Туве Янссон в 1939 году во время Зимней войны. Она была потрясена войной, и ей очень хотелось дать миру (и себе) что-то доброе и безопасное. Так появился Муми-дол и его жители: муми-тролли и их многочисленные друзья и родственники.

А вдохновили её на создание этого мира семья и детство, проведённое на острове архипелага Пеллинки. Каждое лето Янссоны арендовали там дом у моря и наслаждались природой, общением и творчеством. Для Туве летние месяцы были самыми счастливыми воспоминаниями детства, а сам остров стал прообразом Муми-дола. Кроме того, именно там Туве придумала будущего муми-тролля. А нарисовала она его на стене туалета! Дело в том, что туалет в летнем доме находился на улице. Изнутри он был обклеен картоном, и вся семья Янссон рисовала и писала друг другу послания на нём, а иногда и спорила на философские темы. Однажды брат Туве написал там историю о Канте. Туве не смогла придумать ему достойный ответ. Тогда она нарисовала самое уродливое существо на свете, какое только смогла придумать, и сверху написала «Кант». Это и был первый муми-тролль. Со стены туалета он перекочевал в детские дневники Туве, а позже стал своего рода эмблемой, которой она подписывала свои работы. Впервые такая эмблема-подпись появилась на антигитлеровском плакате в журнале «Гарм» в конце 30-х годов. Это был большеносый персонаж, иногда он изображался в чёрном цвете, а звали его Снорк.

Свой окончательный образ и имя муми-тролли получили в первой книге «Маленькие тролли и большое наводнение», которая была опубликована в 1945 году, но вот их фигура продолжала меняться в каждой книге. В Финляндии даже проводили исследования изменений объёмов тела муми-троллей. Первый муми-тролль был достаточно худым. Постепенно он превратился в круглого бегемотика и достиг пика своего объёма в книге «Опасное лето». Именно эту повесть часто называют самой счастливой из всей серии о муми-троллях.

Обложка первой книги «Маленькие тролли и большое наводнение»

Семья муми-троллей очень напоминает семью Янссон. Они богемные и творческие натуры, которые иногда ругаются, но любят и поддерживают друг друга. Виктор Янссон, как и Муми-папа, был серьёзным главой семьи, иногда впадал в депрессию и считал себя одарённым и непонятым. Очень похожи Муми-мама, которая может исправить всё что угодно, и Сигне, успевающая делать сто дел одновременно. Добрый и открытый миру Муми-тролль стал альтер-эго самой Туве, а в четвёртой книге «Мемуары Муми-папы» появилась и другая сторона её личности — острая на язык, независимая и непослушная Малышка Мю.

Муми-тролль и фрекен Снорк. Рисунок Туве Янссон, 1957 год

В каждой книге с жителями Муми-дола что-то случается, они страдают, борются с одиночеством и ищут себя, но в конце неизменно возвращаются домой — в уютное и теплое место, где всегда пахнет вкусной едой. Дом, где есть место свободе и творчеству, где тебя любят и ждут, стал не только основой жизни Туве, но и ключевым образом всех книг о муми-троллях.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 3000
Источник: https://mel.fm/istorii/9362041-tove_jansson

Как появились муми-тролли

Туве Янссон. Автопортрет с героями книг о муми-троллях© Moomin Characters™

В 1939 году начинающая художница Туве Янссон была в ужасе от событий, происходивших в Европе и в Финляндии, и, судя по ее письмам и дневникам, понимала, что надвигается еще бо́льшая катастрофа:

«Порой меня охватывает такая нескончаемая безнадежность, когда я думаю о тех молодых, которых убивают на фронте. Разве нет у нас у всех, у финнов, русских, немцев, права жить и создавать что-то своей жизнью… Можно ли надеяться, давать новую жизнь в этом аду, который все равно будет повторяться раз за разом…»  Туула Карьялайнен. Туве Янссон: работай и люби. М., 2017.

Творчество стало даваться Янссон гораздо тяжелее, и, чтобы преодолеть этот кризис, она решила написать историю о необыкновенно счастливой семье. Образ главного героя она придумала еще в детстве: после спора с братом Пером Улофом об Имману­иле Канте она нарисовала его на стене уличного туа­лета на острове архипелага Пеллинки (где они летом отдыхали семьей) и сооб­щила, что это самое уродливое существо на свете. Янссон назвала его Снорком и час­то рисовала впоследствии. А вот само слово «муми-тролль» появилось в 1930-е, когда Туве училась в Стокгольме и жила у своего дяди Эйнара Хаммерштена. Тот рассказы­вал ей о неприятных и пугающих «му-у-умитроллях», которые живут за печкой и охраняют его еду от ночных набегов племянницы. Они издают протяжные вздохи — отсюда название. С тех пор в днев­никах Янссон стала использовать слово «муми-тролль» для обозна­чения чего-то ужасного или пугающего. Снорк же стал своего рода подписью Янс­сон  Например, его можно увидеть в финском политическом журнале «Гарм», где Туве начала работать еще подростком. Именно там была опубликована ее знаме­нитая карикатура на Гитлера в виде орущего младенца, которому на блюдечке подносят страны Европы.. 

Первое издание книги «Маленькие тролли и большое наводнение». 1945 год© Söderström & Co

В 1939 году образ Снорка лег в основу истории о маленьких троллях и потопе. Тогда же Янссон решила дать этому персонажу и его семье общее название — муми-тролли. Книга могла так и остаться незаконченной и неизданной, если бы не друзья Янссон и в первую очередь ее возлюбленный — политик и интеллектуал Атос Виртанен, за которого она хотела выйти замуж (но так и не вышла). Именно он поддержал Туве и неоднократно говорил о том, что история муми-троллей — это детская сказка, которую должен увидеть мир. 

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 2466
Источник: https://arzamas.academy/mag/539-moomins

Туве встречает Туу-Тикки

Личная жизнь Туве тоже влияла на мир муми-троллей. В 1940-х годах она была обручена с журналистом Атосом Виртаненом, но по неизвестным причинам помолвка была расторгнута. Тем не менее для Атоса тоже нашлось место в Муми-доле: он стал прототипом Снусмумрика. Атос, как и Снусмумрик, постоянно носил зелёную шляпу и считал ее своим талисманом.

Атос Виртанен и оригинальная иллюстрация Снусмумрика, нарисованная Туве Янссон

В 35 лет Туве Янссон осознала свою бисексуальность, и после Атоса встречалась только с женщинами. В 1946 году она познакомилась с театральным режиссёром Вивикой Бандлер. Туве стремительно влюбилась, но в то время в Финляндии гомосексуальные отношения были незаконны, к тому же Вивика была замужем. Роман закончился, когда Вивика уехала в Париж по работе, но они ещё долго общались. Конечно, Туве перенесла их особую связь в Муми-дол. В книге «Шляпа волшебника» появляются Тофсла и Вифсла: они неразлучны и общаются на непонятном для остальных языке.

Туве Янссон (слева) и Вивика Бандлер

В 1954 году на рождественском празднике в Атенеуме Туве встретила талантливую художницу Тууликку Пиетилю. А спустя два года Янссон и Пиетиля стали постоянными партнёрами и больше не расставались.

Тууликка появилась в жизни Янссон, когда Туве начала терять интерес к муми-троллям, но их встреча вдохновила Янссон на написание одной из самых известных книг из всей серии — повести «Волшебная зима». Тууликка стала прототипом рассудительной и оптимистичной Туу-Тикки и очень гордилась этим фактом. Сама Туве говорила, что Тулликка заставила ее написать книгу о том, каково бывает в трудные времена.

Тууликки Пиетиля с Туве Янссон

Они прожили вместе 45 лет, работали над многими проектами, включая муми-троллей. А летнее время неизменно проводили на собственном острове Кловахарун в уединении и свободном творчестве. Туве купила его, как только позволил доход от книг.

Туве Янссон в 1956 году / Фото: Wikimedia Commons

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1939
Источник: https://mel.fm/istorii/9362041-tove_jansson

Остров Кловахарун

Остров Кловахарун, расположенный в Финском заливе, с 1964 по 1998 годы являлся летней резиденцией Туве Янссон и её партнёрши художницы Тууликки Пиетиля, где они проводили каждое лето. В настоящий момент остров необитаем и доступен для посещений только с организованными экскурсиями в летние месяцы. На Кловахаруне можно посетить домик Янссон, в котором развернута экспозиция её картин.

Блок: 4/16 | Кол-во символов: 405
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BD%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%A2%D1%83%D0%B2%D0%B5

Муми-тролли и прочие работы

Существует несколько легенд о том, как возник образ муми-тролля, однако все они сходятся на том, что его графическое воплощение появилось, самое раннее, в 1930 году. Впервые изображение муми-тролля было опубликовано в карикатуре в финском журнале Garm в 1940 году. Первая книга из серии работ о муми-троллях вышла из печати в 1945 году. («Маленькие тролли и большое наводнение», написана и проиллюстрирована в 1938 году), однако популярность завоевала её вторая повесть «Муми-тролль и комета» (1946 году), в которой было дано подробное описание Долины муми-троллей (Муми-дален), ставшей местом действия большинства последующих историй. Следующая книга — «Шляпа волшебника» (1949) — дала толчок «муми-буму» во многих странах мира.

Туве Янссон также иллюстрировала книги Толкина и Льюиса Кэрролла.

Янссон написала ряд повестей и рассказов, не имеющих отношения к муми-троллям.

Блок: 5/16 | Кол-во символов: 904
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BD%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%A2%D1%83%D0%B2%D0%B5

Дочь художницы, а не скульптора

В 1968 году была опубликована автобиографическая книга Янссон «Дочь скульптора». В небольших рассказах Туве смогла передать атмосферу своего детства и дух своей семьи. Будь то влияние настроения отца в доме или удивительная натура ее матери. Сигне не только успевала следить за хозяйством и тремя детьми, но и приносила основной доход в семью своими иллюстрациями. Туве восхищалась своей матерью и была с ней очень близка.

В 17 лет она напишет ей из Стокгольма: «Я думаю, что ты понимаешь меня лучше, чем кто-либо другой». Их отношения не изменились со временем. Даже в 78 лет Туве говорила, что всегда старалась походить на маму и стремилась рисовать как она. Смерть Сигне стала для нее сильнейшим ударом и одной из главных причин, по которым она перестала писать о муми-троллях. Последняя книга «В конце ноября» получилась грустной: семья муми-троллей пропадает из Муми-дола, и никто из жителей не знает, куда, в то время как в дом муми-троллей продолжают приходить одинокие существа в поисках дружеской поддержки и уюта. В финале Туве дает нам надежду: аура муми-дома помогает странникам, а на горизонте появляется огонёк — это муми-тролли возвращаются домой на лодке.

Туве Янссон, 1967 год

Кроме историй о муми-троллях Туве написала 12 книг для взрослых, участвовала в выставках, занималась иллюстрацией и рекламой и даже расписывала стены мэрии. Несмотря на то, что все книги о муми-троллях были написаны на шведском языке, в Финляндии Янссон стала своего рода национальным героем. Её восьмидесятый день рождения в 1994 году страна отмечала с фейерверками и шествиями, а в день её похорон в Финляндии был объявлен траур. Туве оставалась художницей до конца своих дней, но мы в первую очередь помним её за добрый и удивительный мир муми-троллей.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1887
Источник: https://mel.fm/istorii/9362041-tove_jansson

Особенности творческой манеры

Несмотря на то, что тролли были заимствованы писательницей из шведских сказок, их образ был существенно переработан, и в целом можно говорить о том, что фольклор оказал на творчество Туве Янссон минимальное влияние. Жизнь обитателей Муми-дола имитирует жизнь семьи самой Янссон с точки зрения ребёнка — неизвестно, откуда берутся продукты и предметы домашнего обихода, соседи муми-троллей хоть и ворчливы, но чаще всего доброжелательны. В более поздних произведениях герои Янссон как бы взрослеют и понимают, что мир на самом деле иной — жестокий и равнодушный (см., например, историю с красными муравьями или рассказ о морских лошадках в повести «Папа и море»). Если ранее Морра была просто сказочным чудовищем, то позднее её образ конкретизируется и даже становится выражением несправедливости мироустройства: «Так легко было представить того, кто никогда не согреется, кого никто не любит и кто уничтожает все вокруг себя» («Папа и море»). Тем не менее автор не стремится подтолкнуть читателя к выводу о том, что жизнь в этом мире наполнена страхом и мучениями. Последняя из книг о муми-троллях заканчивается тем, что они всё же возвращаются в свой дом.

В основе художественного мира Туве Янссон лежит образ дома — дома, в котором всегда горит свет, тебя ждут близкие, готова вкусная еда и тёплая постель. Это незыблемая цитадель безопасности и любви, одна мысль о которой позволяет преодолеть любые невзгоды и куда всегда можно вернуться. Так, Муми-мама спокойно дожидается окончания затянувшихся странствий Муми-тролля за накрытым столом («Комета прилетает»).

Другой важный мотив творчества Туве Янссон — это свобода. Каждый обладает правом на творческое самовыражение, поскольку свободна в своих проявлениях сама природа, весь окружающий мир. Ограничить свою свободу действий персонаж может только сам сообразно собственным представлениям о долге, но не имеет права навязывать эти представления другим: Снусмумрик ненавидит Сторожа парка, где запрещается бегать, смеяться, курить, но в то же время он добровольно отказывается от своих планов, когда вынужден позаботиться о нескольких крохотных детёнышах-сиротах («Опасное лето»).

И конечно, одна из определяющих тем муми-серии — тема одиночества. Одинок Муми-тролль (особенно это ощущается в «Волшебной зиме»), одинок Снусмумрик, и многие другие персонажи в глубине своей души одиноки. Физическим воплощением этого «одиночества души» явилась Морра: бесконечно одинокая, ледяная, непонятная и пугающая в первых книгах и «оттаявшая» — в последних. Муми-тролль боится показаться смешным, страдает от насмешек Мю, переживает массу внутренних конфликтов наедине сам с собой. В «Волшебной зиме» он впервые так остро ощутил одиночество, а в книге «Папа и море» — повзрослел и научился быть один.

Блок: 6/16 | Кол-во символов: 2776
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BD%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%A2%D1%83%D0%B2%D0%B5

Что легло в основу цикла о муми-троллях


С одной стороны, книги о муми-троллях — совершенно самостоятельное явление. Янссон выдумывает свой собственный мир, фактически творит миф о счастливом месте и счастливых существах. Каждое из них она придумала и назвала, пополнив бестиарий европейской детской литературы множеством удивительных персонажей. С другой — нельзя не заметить, что у «Муми-троллей» много источников.

Дронт Эдвард, вдохновленный образом Додо из «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, появляется в «Мемуарах папы Муми-тролля», а потоп из первой книги серии, «Маленькие тролли и большое наводнение», отсылает к эпизоду с морем слез Алисы. Янссон очень любила Кэрролла и даже сама проиллюст­рировала «Алису» для шведского издания 1966 года. А в «Опасном путешест­вии» обыгрывается «Алиса в Зазеркалье»: на первой странице книжки-картин­ки девочка Сусанна отчитывает кота за то, что он спит, когда ей хочется приключений, а «Алиса в Зазер­калье» начинается с ее диалога с кошкой Диной и ее котятами, которых она тоже отчитывает.

1 / 4

Туве Янссон. Иллюстрация к «Алисе в Стране чудес». 1966 год

2 / 4

Туве Янссон. Иллюстрация к «Алисе в Стране чудес». 1966 год

3 / 4

Туве Янссон. Иллюстрация к «Алисе в Стране чудес». 1966 год

4 / 4

Туве Янссон. Иллюстрация к «Алисе в Стране чудес». 1966 год

Другой источник — это Библия. Отсюда и «большое наводнение», и конец света с египетской саранчой в «Муми-тролле и комете», и концепция Муми-долины как рая, и образ левиафана-Морры.

В книгах и комиксах — множество аллюзий и отсылок к книгам, картинам и фильмам. Например, в «Шляпе волшебника» Муми-тролль и фрекен Снорк играют в Тарзана, и Муми-тролль начинает говорить цитатами из фильма, на ломаном английском пародируя нескладную речь главного героя: «Tarzan hungry, Tarzan eat now».

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 1802
Источник: https://arzamas.academy/mag/539-moomins

Хронология

Так как текстов о муми-троллях по-настоя­щему много и не все они переведены, в их хронологии довольно легко запутаться. Выходили они в следующем порядке:

1945 — «Маленькие тролли и большое наводнение»  

1946 — «Комета прилетает»  В 1956 году вышла новая редакция текста под названием «Муми-тролль и комета», в 1968-м — еще одна версия.

1947–1948 — комиксы о муми-троллях на шведском в газете Ny Tid

1948 — «Шляпа волшебника» 

1950 — «Мемуары папы Муми-тролля» 

1952 — книжка-картинка «Что дальше? Книга о Мюмле, Муми-тролле и Малышке Мю»

1954 — «Опасное лето» 

1954–1975 — комиксы о муми-троллях на английском в британском издании The Evening News  Переводчиком на английский был брат Туве Ларс. С 1959 года он начинает работать над комиксами в качестве художника, а с 1960 года становится единоличным автором комиксов о муми-троллях.

1957 — «Волшебная зима» 

1960 — книжка-картинка «Кто утешит Кнютта?» 

1962 — сборник рассказов «Дитя-невидимка» 

1965 — «Папа и море» 

1971 — «В конце ноября» 

1977 — книжка-картинка «Опасное путешествие» 

1980 — «Непрошеный гость»  Также переводят как «Мошенники в доме муми-троллей». Это книжка-картинка с фотографиями кукольной модели Муми-дома в качестве иллюстраций. Написана в прозе, переведена на английский, но очень мало известна и не входит в канон сказок о муми-троллях.

1993 — сборник «Песни долины муми-троллей»  Книга песен, написанная Туве Янссон совместно с Ларсом (оба писали тексты песен, вдохновленных сказками о муми-троллях) и Эрной Тауро (автор музыки). В книге есть тексты и аккорды.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 1611
Источник: https://arzamas.academy/mag/539-moomins

Муми-парк


На острове близ г. Наантали открыт тематический парк Страна муми-троллей, посвящённый героям серии книг про муми-троллей. Парк функционирует в летнее время и закрывается в последнюю неделю августа, когда «муми-тролли впадают в спячку».

Блок: 7/16 | Кол-во символов: 247
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BD%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%A2%D1%83%D0%B2%D0%B5

Поэтика книг о муми-троллях

Тем не менее попадание человеческой культуры в мир муми-троллей не приближает их к читателю, а, скорее, наоборот, подчеркивает замкнутость этого мира. И это понятно: ведь Муми-долина — классическая европейская пастораль, уединенное место на лоне природы, которое делает героя мудрее и счастливее. Время в этом месте не линейно, но циклично: здесь очень важны времена года, хотя никто из персонажей не знает, какой сейчас год. Этот календарь движется по кругу: осенью делают запасы, зимой впадают в спячку, весной встречают возрождающуюся природу и возвращающегося из стран­ствий Снусмумрика, а летом устраивают праздники.

Времена года были невероятно важны и для самой Туве Янссон: лето ассоцииро­валось у нее с детством и счастьем, а «В конце ноября» — книга о сиротстве, о печали и о холоде — написана после смерти матери.

2 / 3

Туве Янссон на острове Кловхарун

3 / 3

Туве Янссон и Тууликки Пиетиля на острове Кловхарун

Отдельную роль в идиллической Муми-долине играют описания природы. Многим иностранным читателям она казалась фантастической, хотя на самом деле природа долины списана с натуры. Это острова недалеко от Хельсинки, где семья Янссон снимала дачу, когда Туве была еще девочкой. В 1964 году писательница купила островок Кловхарун, где они с Ларсом построили неболь­шой дом. В нем вместе с Тууликки Пиетиля они проводили каждое лето вплоть до конца 1990-х. Этот остров фигурирует в «Летней книге» Янссон и в «Запис­ках с острова» (1996), написанных вместе с Пиетиля.

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 1522
Источник: https://arzamas.academy/mag/539-moomins

Культурное значение


Персонажи книг о муми-троллях на фюзеляже самолёта финской авиакомпании Finnair

В Финляндии персонажи Янссон (семейство муми-троллей, Снусмумрик, Снифф, Малышка Мю и пр.) весьма популярны. Пользуется спросом разнообразная сувенирная продукция по этой тематике. Персонажи Янссон стали неотъемлемой частью современной массовой культуры. Доходы от реализации продукции, использующей образы муми-троллей, в 2008 году составили такую же часть государственного бюджета Финляндии, что и налоговые отчисления корпорации Nokia.

Блок: 8/16 | Кол-во символов: 542
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BD%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%A2%D1%83%D0%B2%D0%B5

Персонажи

Еще одна особенность книг о муми-троллях — гармоничное сосуществование в замкнутом пространстве разных героев. Обитатели Муми-долины не похожи друг на друга: среди них есть ворчуны, тревожные натуры, нарциссичные персонажи, но в доме муми-троллей каждый из них находит приют и любовь, каждого принимают таким, какой он есть. На эту особенность книг Янссон обратили внимание психологи и педагоги, и истории о муми-троллях часто используются в сказкотерапии и в методиках нового направления дошкольной педагогики — эмоциональном воспитании.

Однако литературных критиков, среди которых были и некоторые друзья Янссон, раздражала богемность и буржуазность героев: обитатели Муми-долины не ходят на работу, курят, пьют и ругаются, рожают детей вне брака. 

Все герои «Муми-троллей» в той или иной степени списаны с реальных людей. Себя Янссон изобразила в образах Муми-тролля, Малышки Мю и хомсы Тофта, Снусмумрик списан с вышеупомянутого Атоса Виртанена, а Тууликки Пиетиля, как нетрудно догадаться, — это Туу-тикки, которая открывает Муми-троллю мир зимы. Всеми любимая Муми-мама — это, конечно, образ матери Туве Янссон, а бесконечные вечеринки и пребывание в Муми-доме самых разных существ на правах жителей отражают семейный уклад Янссонов, богемной семьи, у которой всегда были гости и настоящие вечеринки. Тофсла и Вифсла — это сама Туве Янссон и Вивика Бандлер, актриса и режис­сер, с которой у писательницы был роман. До 1971 года гомосексуальные отно­ше­ния в Фин­ляндии карались законом, и Туве с Вивикой скрывали свой роман: обсуждая по телефону планы и отношения, они прибегали к эвфемизмам и кодовым словам. Неразлучные подруги Тофсла и Вифсла тоже говорят на языке, кото­рый не совсем понятен остальным: он состоит из обычных слов, к которым приделывается суффикс «фсла». 

© Moomin Characters™

Исследовательница Майя Лииса Харью называет книги Янссон феноменом так называемой переходной литературы — crossover literature: другими словами, это универсальный текст, обращенный к читателям разных возрастов и поколе­ний. Янссон стала самой успешной финской писательницей, а комиксы о муми-троллях на пике популярности печатались в 120 газетах 40 стран мира, и это неудивительно. Янссон — представительница языкового меньшинства, родившаяся в семье художников в период обесценивания «буржуазных ценностей». После тридцати она поняла, что любит женщину. Мало кто мог настолько остро прочувствовать необходимость в мире, где тебя могут принять таким, какой ты есть, и где есть место каждому. В своих книгах Янссон воплотила мечту о таком безопасном пространстве и через историю Муми-тролля рассказала о себе и о собственном духовном взрослении, поместила в мир Муми-долины всех любимых людей, воссоздала утраченный мир своих детских воспоминаний, а потом рассказала о том, как научиться жить без него. 

микрорубрики

Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив

Антропология, История

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 2936
Источник: https://arzamas.academy/mag/539-moomins

Книги о Туве Янссон


Ещё при жизни писательницы журналист Юхани Толванен опубликовал книгу «Клянусь своим хвостом» (швед. Vid min svans, 2000), посвященную творчеству Т. Янссон. В 2003 году журналистка Кристина Бьерк опубликовала биографию писательницы «Не только муми-тролли» (швед. Mer an mumin). Спустя год свет увидел сборник воспоминаний о Туве Янссон «По дороге с Туве: друзья и родственники вспоминают Туве Янссон» (фин. Toven matkassa). В 2007 вышла в свет монументальная работа профессора литературоведения Буэль Вестин «Туве Янссон: слово, рисунок, жизнь» (швед. Tove Jansson: ord, bild, liv), в которой на более чем 500 страницах рассказывается о жизни и творчестве Янссон.

Блок: 11/16 | Кол-во символов: 685
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BD%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%A2%D1%83%D0%B2%D0%B5

Наследие Туве Янссон

В Финляндии существует «Общество Туве Янссон» (Tove Jansson Seura), целью которого является поддержание интереса к творчеству писательницы. На данный момент в обществе, которое является официальной организацией с уставом, членскими взносами, состоит несколько сотен человек. В России есть несколько фан-клубов Туве Янссон. Очень популярны созданные ею персонажи в Японии, где есть фан-клубы муми-троллей и множество магазинов, торгующих сувенирной продукцией с муми-тематикой.

Блок: 12/16 | Кол-во символов: 499
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BD%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%A2%D1%83%D0%B2%D0%B5

Память

В честь Туве Янссон названа площадь в посёлке Коммунарка, входящем в состав поселения Сосенское в Москве (Новомосковский административный округ).

Блок: 13/16 | Кол-во символов: 154
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BD%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%A2%D1%83%D0%B2%D0%B5

Кол-во блоков: 26 | Общее кол-во символов: 27200
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://mel.fm/istorii/9362041-tove_jansson: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 8837 (32%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BD%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%A2%D1%83%D0%B2%D0%B5: использовано 9 блоков из 16, кол-во символов 6533 (24%)
  3. https://arzamas.academy/mag/539-moomins: использовано 6 блоков из 9, кол-во символов 11830 (43%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.