Советское телевидение начало свою деятельность в 1931 году, именно тогда впервые прошла телевизионная трансляция. Но это было черно-белое телевидение.
Давайте узнаем, в каком году на прилавки был выставлен первый цветной телевизор в СССР, и выясним, какой марки он был. А это Рубин-401. Первый цветной телевизор Советского Союза. Он был выпущен в 1967 году и и работал по французской технологии SECAM.
Хотя экспериментальные разработки начались гораздо раньше, а тестовые телевизоры были продемонстрированы в 1951 году.
Краски были блеклые, и посмотреть трансляцию можно было в затемненном помещении. Но со временем размеры экрана заметно увеличились, а также улучшились показатели четкости и контрастности.
Источник: https://televizore.ru/obzor/pervyj-tsvetnoj-televizor-v-sssr
Содержание
Первый цветной телевизор
Все началось с производства простых агрегатов. Советские конструкторы завода Комитерн представили тестовый черно-белый вариант Б 2. Приемник был оборудован специальной пластиковой линзой.
А название цветного телевизора, сконструированного в Штатах, было CBSRX – 40. Он был механическим. Это было компактное изделие, и размер любой из сторон не превышал 14 см. В Америке такая техника не сразу стала популярной. Многое зависело от того сколько стоил телевизор, так как первые разработчики хотели очень дорого продать свое изобретение.
Советский Союз старался ни в чем не уступать Штатам. И поэтому появление новой техники в двух странах происходило практически одновременно. Этапы производства цветных телевизоров:
- В 1950 году был придуман кинескоп с электронными пушками, которые располагались под определенным углом по отношению друг к другу. Прибор был оснащен электронной вариацией развертки. Из пушки появлялись три луча и накапливались в маске. Затем они проникали на экран, где и светились разными цветами.
- В 1954 году фирма Westinghouse в Америке предложила для продажи Н840СК15. Из 500 аппаратов было продано всего лишь 30, так как цена была достаточно большой – 1295 долларов.
- Серийное производство в Штатах запустили в 1954 году. Модель RCA CT-100 была оснащена экраном в 12 дюймов. Было распродано 5 тыс. экземпляров по цене 1 тыс. долларов. Затем появились экраны, 15, 19 и 20 дюймов.
- В 1965 году создали модели Темп и Радуга.
В 70- е годы в Америке начали появляться всевозможные передачи, оформленные в цвете. Это позволило заметно снизить стоимость. А в 1967 году в СССР также можно было посмотреть передачу в цвете стандарта Secam.
После Рубина 401 был произведен Рубин 714. В основе такой техники были лампы. Модель 714 отличалась большим экраном. Значение диагонали достигало 60 см. Этот аппарат не был удобным из – за большого веса.
Источник: https://televizore.ru/obzor/pervyj-tsvetnoj-televizor-v-sssr
Это интересно: 326 лет назад началась «охота на ведьм»
Стандарты цветного телевещания
Распространение стандартов цветного телевидения по странам
На сегодняшний день существуют три основных стандарта цветного телевидения, использующиеся для аналогового вещания.
Первым в мире стандартом, получившим массовое распространение, стал NTSC. Второй после США страной, утвердившей его в качестве вещательного, в 1958 году стала Куба, но после революции с 1959 года вплоть до 1975 цветное вещание было прекращено. Следующими территориями действия NTSC стали Япония (в 1960 году), Мексика (1963) и Канада (1966). Постепенно система распространилась почти на весь американский континент, в том числе, на часть Южной Америки. В процессе эксплуатации выявился главный недостаток NTSC, обусловленный особенностями квадратурной модуляции: неустойчивость цветового тона изображения, который нужно было постоянно подстраивать регулятором «NTSC Tint». В США появился даже шутливый бэкроним названия системы: «Никогда дважды тот же цвет» (англ. Never Twice the Same Color), отражающий её особенности. Попытки решить проблему зависимости цвета от фазовых искажений поднесущей привели к созданию двух других систем, появившихся в Европе.
Здесь внедрение цветного телевидения происходило гораздо медленнее из-за послевоенной разрухи. Американский стандарт с нестабильной цветопередачей не находил поддержки у местных специалистов. Попытки модифицировать NTSC для вещания в Европе предпринимали французская компания RTF, английские EMI и BBC, а также голландский Philips, но в большинстве случаев результаты оказывались неудовлетворительными. Разработка собственных систем затянулась до конца 1960-х годов, и регулярное цветное вещание не велось. Но к моменту принятия стандартов основные технологические проблемы производства приёмников и студийного оборудования уже были решены за океаном, поэтому распространение цветного телевидения в Европе происходило гораздо быстрее, хотя и позже. Большинство стран Западной Европы в 1966 году в качестве стандарта выбрали PAL, а Франция и страны СЭВ годом позже — SECAM. Позднее система PAL начала использоваться в Азии, Австралии и ряде стран Африки, а SECAM — на Ближнем Востоке. К середине 1970-х чёрно-белое вещание было практически прекращено во всём мире. Дальнейшее развитие технологий выявило недостатки стандарта SECAM, от которого отказались в большинстве стран бывшего советского блока. В то же время, PAL получил наиболее широкое распространение: в конце 1990-х годов передачи по этому стандарту смотрели в ,8 % телезрителей всего мира.
NTSC M | PAL B,G,H | PAL I | PAL N | PAL M | SECAM B,G,H | SECAM D,K,K’,L | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Стандарт разложения | 525/60 | 625/50 | 625/50 | 625/50 | 525/60 | 625/50 | 625/50 |
Строчная частота | 15.734 кГц | 15.625 кГц | 15.625 кГц | 15.625 кГц | 15.750 кГц | 15.625 кГц | 15.625 кГц |
Частота полукадров | 60 Гц | 50 Гц | 50 Гц | 50 Гц | 60 Гц | 50 Гц | 50 Гц |
Частота поднесущей | 3.579545 МГц | 4.43361875 МГц | 4.43361875 МГц | 3.582056 МГц | 3.575611 МГц | ||
Полоса частот видео | 4.2 МГц | 5.0 МГц | 5.5 МГц | 4.2 МГц | 4.2 МГц | 5.0 МГц | 6.0 МГц |
Несущая звука | 4.5 МГц | 5.5 МГц | 5.9996 МГц | 4.5 МГц | 4.5 МГц | 5.5 МГц | 6.5 МГц |
Современные стандарты аналогового цветного телевидения предусматривают передачу сигнала яркости и двух цветоразностных, до сих пор поддерживая совместимость с чёрно-белыми приёмниками. При этом, цветоразностные сигналы несут информацию о соотношении синего и красного сигналов с яркостным, а зелёный сигнал получается путём их вычитания непосредственно в декодере приёмника. Соотношение сигналов подбирается, исходя из спектральной чувствительности человеческого глаза, и стандартизировано для основных систем. При этом, полоса частот, занимаемая цветоразностными сигналами, может быть ограничена благодаря пониженной чувствительности человеческого зрения к чёткости цветного изображения.
С распространением цифрового телевидения несовместимые друг с другом аналоговые системы PAL, SECAM и NTSC были заменены общемировым цифровым, основанным на рекомендации BT.601, принятой в 1982 году Международным консультативным комитетом по радио. Универсальность цифрового стандарта обеспечивается единым цветовым пространством, в котором кодируются данные о цвете. Развитие новых типов устройств отображения, таких как плазменные панели и жидкокристаллические дисплеи, не привнесло принципиальных изменений в способ синтеза цвета. Такие экраны используют ту же технологию пространственного аддитивного цветосмешения, ставшую основой цветных кинескопов с мозаичным люминофором трёх основных цветов.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Какие модели нравились советским покупателям
В СССР были популярны следующие модели:
- Модель Б 2 1931 года. Выпуск в больших масштабах продолжался с 1933 до 36 года. Параметры экрана были – 16*12 мм. Изначально это был не обычный прибор, а приставка, которая соединялась со специальным радио, работающим в диапазоне средних волн.
- В конце 30 – х годов в СССР применяли и американские технологии. Несколько моделей пытались создать по лицензии Штатов. Но в производство их не запустили, так как помешала война.
- Особой любовью народа пользовался легендарный КВН – 49, именно в честь него была названа известнейшая передача. Его разработали в НИИ города Ленинграда. Он приобрел популярность, благодаря нестандартной навесной линзы, увеличивающей картины.
- В 1957 году стали делать технику под общим наименованием Рубин. Прибор Рубин 102 мог демонстрировать до 12 телеканалов. В нем были предусмотрены разъемы под магнитофонные устройства. Востребованной моделью стал Рубин 714.
- Рассвет 307 известен еще большей популярностью. Всего было реализовано 8 млн. моделей. Черно-белое оборудование начало производится с 1975 года.
- К другим известным вариантам стоит отнести Рекорд в 312.
- Телевизор Горизонт выпускали на заводе радио оборудования с 80- х годов, в городе Минске. Подобный агрегат был дефицитным товаром.
- Превосходную технику предлагал потребителям завод Электрон. В 80- годы на его территории производился Электрон Ц 382, который отличался великолепной четкостью картинок, хорошими техническими показателями и современным оформлением.
Источник: https://televizore.ru/obzor/pervyj-tsvetnoj-televizor-v-sssr
Как назывался первый телевизор в СССР
Если не касаться тестовых разработок, то первым серийным цветным телевизором был Рубин 401. Но еще до него на заводе Козицкого был создан аппарат Радуга, а на радиозаводе в Москве – Темп 22.
Их было сконструировано примерно 4 тыс. штук, но для продажи их не предоставили.
Первая передача в цветном оформлении для всеобщего просмотра была произведена 7 ноября в 1967 году, благодаря договоренностям, оформленным между Францией и Советским Союзом. Французская технология называлась Segam.
Потребители особенно полюбили марку Рубин 714 с большой диагональю.
Уже к концу 80- х в СССР было реализовано более 50 млн. телевизоров. В это время изобретатели работали над новыми моделями техники.
Вот как были устроен телевизионный аппарат в это время:
- Внутри корпуса в левой части располагался основной блок с настройками, канал для радио, трансформатор.
- Справа помещались развертки с лампами.
Устройство было рассчитано на метровый диапазон. Для дециметровых каналов была создана специальная приставка. Затем были произведены СКД блоки.
Новым этапом в создании цветных телевизоров стал переход на транзисторы, которые собирались из микросхем.
Источник: https://televizore.ru/obzor/pervyj-tsvetnoj-televizor-v-sssr
Литература
- Цветное телевидение / П. В. Шмаков. — М.,: «Связьиздат», 1957. — 122 с.
- Цветное телевидение в США, Франции, Англии и Голландии / В. И. Шамшур. — М.,: «Госэнергоиздат», 1956. — 23 с.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://televizore.ru/obzor/pervyj-tsvetnoj-televizor-v-sssr: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 5272 (45%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 4723 (41%)
- https://ichip.ru/s-1884-do-nashikh-dnejj-istoriya-cvetnogo-televideniya.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 1603 (14%)