Девочка с персиками» – в чем успех картины?

Картина художника Валентина Серова «Девочка с персиками» знакома даже тем людям, которые весьма далеки от искусства. Те люди, которые увлечены творчеством художника, осведомлены о том, что картина написана с 11 летней Веры Мамонтовой, дочери знаменитого промышленника и мецената, который являлся большим другом Валентина Александровича.


Сам художник в силу врожденной скромности был не столь высокого мнения о собственном творении, и даже в приятельской беседе с И. Э. Грабарем упрекал его за то, что в одном из своих письменных трудов на тему развития русского изобразительного искусства, дал портрету слишком завышенную оценку.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 643
Источник: https://valentin-serov.ru/%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D1%81-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8/

Серов и семья Мамонтовых


Валентин Серов знал эту семью с детства и часто бывал у них в доме. Его мать не уделяла ему достаточно внимания, а у Мамонтовых к нему относились очень тепло, художник всегда был у них желанным гостем. Их усадьба в Абрамцево стала для него роднее собственного дома. Благодарность за теплый прием и доброе отношение к домочадцам Серов передал в портрете Верочки.

Семья Мамонтовых была открытой и гостеприимной. Большой стол и множество стульев в их столовой показывают уютную атмосферу, которая царила в их доме. Мамонтовы всегда благоволили людям искусства, и у них часто бывали представители творческих профессий – писатели, актеры, из художников – Васнецов, Врубель, Коровин.

Савва Мамонтов, знаменитый меценат и отец семейства, получил прозвище «Русский Медичи» за свое покровительство творческой интеллигенции. В их доме не имело значения, насколько богат и знаменит человек, не по этим критериям они выбирали гостей. Мамонтовы ценили людей за их талант и личностные качества – ум, доброту, отзывчивость к окружающим.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1053
Источник: https://facte.ru/arts/devochka-s-persikami-v-chem-uspeh-ka

Значение картины «Девочка с персиками»

Серов нередко сетовал на то, что во время написания портрета юной Веры он часами заставлял ее сидеть неподвижно, тем самым утратив некую струю свежести, которую он так настойчиво хотел вдохнуть в свою картину. Процесс написания полотна затянулся на несколько месяцев, в течение которых мастеру пришлось изрядно измучить дочь богатого мецената. Однако результат, как оказалось, превзошел все ожидания самого художника.

За столом, который изображен на картине, зачастую собиралась шумная компания, состоящая из членов семьи и многочисленных гостей. Находился он в столовой Мамонтовых в комнате анфиладного типа.

«Девочку с персиками» Серов написал, когда ему еще не исполнилось 22 года, а четверть века спустя, после смерти гениального художника, Грабарь издал монографический труд о нем, заявив, что и сам мастер до конца не осознавал огромной значимости своей работы не только для современников, но и для всех последующих поколений. По мнению Грабаря, данному этюду удалось стать одним из наиболее значимых произведений искусства, которое отметило целый пласт великой культуры России.

Уже спустя пару лет после трагической кончины художника сложно было найти настолько оригинальную модель, как девочка-подросток Вера Мамонтова, обладающая невыразимыми, чудесными и поистине русскими чертами лица. Одного взгляда на знаменитую картину Серова для людей, более менее разбирающихся в искусстве, будет вполне достаточно для того, чтобы определить наверняка, что действие, описанное на картине, происходит в имении богатого помещика. То, что творится за окном, скрыто от глаз наблюдателя, однако можно интуитивно догадаться, что за ним находятся аккуратные дорожки, посыпанные песком, красивые парковые аллеи и прочие элементы, присущие старинной русской усадьбе.

Персики были не куплены, а выращены в зимнем саду усадьбы, принадлежащей Мамонтовым. Фруктовые деревья были приобретены в поместьях Жилкино и Артемово, а ухаживал за ними тот же специалист, у которого они и купили персиковые деревья.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 2032
Источник: https://valentin-serov.ru/%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D1%81-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8/

История картины

Картина написана в усадьбе Саввы Мамонтова Абрамцево, которую тот приобрёл у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. На портрете изображена 11-летняя дочь хозяина усадьбы Вера Мамонтова. Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая блузка с тёмно-синим бантом; на столе нож, листья и 4 персика. На картине изображена столовая дома Мамонтовых в усадьбе Абрамцево. В 1871 году Мамонтовы купили персиковые деревья в имениях Артёмово и Жилкино, и эти деревья были посажены в оранжерее Мамонтовых. За деревьями ухаживал специально нанятый садовник из Артёмова. Изображённый за правым плечом девочки деревянный гренадер был куплен Мамонтовыми в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году, фигурку раскрасил сам Серов.

Впервые Серов попал в Абрамцево в 1875 году, его привезла туда его мать, которая была композитором.

В августе 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова вбежала в дом и, взяв персик, присела за стол. Валентин Серов, который часто гостил в имении Абрамцево, предложил девочке позировать. Вера позировала 22-летнему Серову каждый день почти два месяца. Серов подарил картину Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и картина долгое время висела в комнате. Теперь в Абрамцеве висит копия, а оригинал экспонируется в Третьяковской галерее.

Валентин Серов так отзывался о работе над этой картиной:

Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров.

За картину «Девочка с персиками» Валентин Серов был в 1888 году награждён премией Московского общества любителей художеств.

Справа внизу подпись: Сѣровъ 87. Произведение записано в инвентарной книге Государственной Третьяковской галереи под номером 13011. Приобретена в 1929 году у А. С. Мамонтовой.

Искусствоведы Русского музея считают, что продолжает традицию детских образов в русской живописи, частью которой является Вера Мамонтова на картине «Девочка с персиками» Валентина Серова, картина Николая Фешина «Портрет Вари Адоратской» (1914), передающая «счастливую беззаботность детства». Советский искусствовед Ида Гофман, сравнивая «Девочку с персиками» и картину Александра Головина «Девочка и фарфор» («Фрося»), отмечала, что в картине Головина нет радостного ощущения жизни, которое характерно для картины Валентина Серова. Мир дорогих и красивых предметов, которые окружают героиню «Девочки и фарфора», не приносит ей радости, напротив он её подавляет, во взгляде присутствуют испуг и «тревожный вопрос».

Картины, которые искусствоведы соотносят с «Девочкой с персиками»

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 2694
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D1%81_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8

Импрессионизм или реализм?

Художник написал «Девочку с персиками» вскоре после того, как вернулся из Италии, где он изучал полотна старых мастеров. Но при этом портрет Веруши мало напоминает шедевры эпохи Возрождения, он написан скорее в стиле импрессионизма.

Самое интересное, что Серов никогда не видел картин импрессионистов, а в Италии он учился реализму. Художник писал таким образом интуитивно – и получались прекрасные холсты, теплые и солнечные, радующие глаз! Картина «Девушка, освещенная солнцем» тоже написана в манере импрессионизма.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 547
Источник: https://facte.ru/arts/devochka-s-persikami-v-chem-uspeh-ka

Модель

Изображённая на картине Вера Мамонтова (20 октября 1875 — 27 декабря 1907) — дочь Саввы и Елизаветы Мамонтовых.

В 1896 году (когда Вере шёл 21 год) Виктор Васнецов написал ещё один её портрет — «Девушка с кленовой веткой». Кроме этого, Серов написал ещё несколько портретов Прасковьи Мамонтовой — двоюродной сестры Веры Мамонтовой.

В ноябре 1903 года в Москве вышла замуж за Александра Самарина. После свадебного путешествия в Италию молодые поселились в своём доме в городе Богородске. В браке родились трое детей:

  • сын Юрий (1904—1965) — филолог, подозревался в сотрудничестве с ОГПУ во времена репрессий. Этот факт в значительной мере подтверждается в автобиографической книге Алексея Арцыбушева «Милосердия двери»;
  • дочь Елизавета, в замужестве Чернышёва (1905—1985) — автор мемуаров.
  • сын Сергей (1907—1913).

В конце декабря 1907 года в возрасте 32 лет заболела пневмонией и вскоре умерла. Похоронена в Абрамцеве около церкви Спаса Нерукотворного.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 958
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D1%81_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8

Галерея


Фото Веры Мамонтовой и портреты с ней.

  • Вера Мамонтова.

    Фотография 1888 года

  • Александр и Вера Самарины

  • Вера Самарина в поездке на пароходе по Волге.

    Июнь 1902 года

  • Виктор Васнецов.

    Боярышня

    (портрет Веры Мамонтовой),

    1884 год

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 303
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D1%81_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8

Описание картины

На картине изображена юная девушка со смуглой кожей в светлой кофте, украшенной нарядным бантом. Художник старался как бы запечатлеть мгновение, поэтому при взгляде на полотно с трудом верится в то, что Веруша просиживала в подобной позе на протяжении многих дней. Кажется, будто она буквально на секунду присела за большой стол, машинальным жестом схватила лежащий на нем персик, а в следующий миг она подобно бабочке упорхнет резвиться в пышный сад, лежащий сразу за окном.

Многие предметы, изображенные на картине, обладают особым символизмом. К примеру, тарелка нарисована как дань тем пристрастиям, которыми был охвачен Савва Мамонтов, увлекавшийся прикладными и гончарными видами искусства. Кленовые листья, в свою очередь, изображены потому, что художник начал работу над полотном в разгар лета, а закончил только в сентябре. Помимо этого, кленовые осенние листья создают особый контраст в сравнении со спелыми персиками, напоминающий о быстротечности всего сущего и о том, что необходимо радоваться солнцу, как впрочем и всему вокруг происходящему.

Девочка является обладательницей нежной кожи с темными выразительными глазами и таких же темных волос. Сидя за столом с едва уловимой улыбкой на лице, она смотрит на наблюдающего простым открытым взглядом. В руках у нее находится персик, рядом с ней на поверхности стола также расположились листья клена, нож и персики. Комната, в которой происходит действие, наполнена солнечными лучами, ласково ложащимися на предметы старинной мебели, на руки Веруши и на стол.

Полотно просто поражает тем, насколько гармонично художнику удалось раскрыть образ, наполнив его превосходной степенью жизненности, реалистичности и свежестью колорита. В работе над данной картиной молодой Серов использовал некоторые приемы, позаимствованные им у импрессионистов, такие, к примеру, как свободная вибрация мазка.

Вид из окна, изображенного на картине, открывается на террасу, примыкающую к Красной гостиной. В этой комнате, которую частично видно на полотне, постоянно собирались различные друзья и приятели семьи мецената Мамонтова, устраивали любительские театральные постановки, читали в ролях Тургенева, Гоголя, Пушкина, занимались музицированием и устраивали оживленные дебаты.

С огромным профессионализмом мастеру удалось отобразить игру света и тени, однако наиболее существенным является то, что у него получилось посредством одного произведения поведать зрителю целую историю о чувствах и характере чистой и светлой девушки, дальнейшая судьба которой, впрочем, была весьма трагической. Однако на момент написания портрета никто не думал о грядущих событиях, и портрет так и остался в памяти современников настоящей одой юношеской непосредственности, обаянию, весне и всему тому, что не перестает радовать и восхищать людей в обычной жизни.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 2803
Источник: https://valentin-serov.ru/%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D1%81-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8/

Судьба «Девочки с персиками»


В 1903 году Вера Мамонтова стала женой Александра Самарина, который был министром по церковным делам и по совместительству предводителем московских дворян. Обряд венчания состоялся на том месте, где сейчас находится выход из станции «Арбатская» столичного метрополитена. Во время революции 1917 года церковь была разрушена коммунистами, однако на сегодняшний день на том же самом постаменте возвышается небольшая часовня. Став матерью трех детей, она скончалась в возрасте 32 года от сильной пневмонии.

Александр Самарин после смерти Веры не стал жениться повторно и построил неподалеку от их поместья храм Троицы Живоначальной, который разграблен во время пролетарского переворота и использовался в качестве склада.

Позднее Александр вместе с дочерью Лизой был отправлен в ссылку и погиб на территории ГУЛАГа в 1932 году.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 852
Источник: https://valentin-serov.ru/%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D1%81-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8/

Литература

  • Головин-портретист. — Л: Художник РСФСР, 1978. — 163 с. — 20 000 экз.
  • Зеленский С. Двенадцать интересных фактов о «Девочке с персиками». www.vokrugsveta.ru. Дата обращения .. // Вокруг света. — .
  • Митрофанова Е. Н. Вера Саввишна Мамонтова — «Девочка с персиками» // Отчизна. — 2002. — № 1. — С. 31—33.
  • Митрофанова Е. Н. История продажи и покупки портрета Веры Саввишны Мамонтовой, написанного В. А. Серовым // Отчизна. — 2002. — № 1. — С. 34—35.
  • Орлова Л. Три поколения фабрикантов Сапожниковых // Подмосковный летописец. — 2008. — № 4(12). — С. 74—81.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 563
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D1%81_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8

Факт


Эта работа стала самой известной за всю творческую деятельность Серова, а мастер считается одним из лучших портретистов своей эпохи. На сегодняшний день картину можно увидеть, посетив Государственную Третьяковскую галерею.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 238
Источник: https://valentin-serov.ru/%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D1%81-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8/

Кол-во блоков: 13 | Общее кол-во символов: 12686
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://facte.ru/arts/devochka-s-persikami-v-chem-uspeh-ka: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 1600 (13%)
  2. https://valentin-serov.ru/%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D1%81-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8/: использовано 5 блоков из 6, кол-во символов 6568 (52%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0_%D1%81_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B8: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 4518 (36%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.