Фаюмские портреты – уникальное явление. Если вы любите живопись, вы не пройдёте мимо них.
Ведь созданы они 2000 лет назад. А по уровню шедевральности не уступают портретам европейским, которые начали создавать в 15 веке. Да-да, 15 веков спустя!
Огромная временная пропасть, которую мы сами создали. Но и сами преодолели.
Источник: https://arts-dnevnik.ru/fayumskie-portrety/
Содержание
- 1 Первые открытия
- 2 Фаюмские портреты
- 3 Союз культур
- 4 Погребальные портреты
- 5 Особенность фаюмских портретов
- 6 Культурно-исторический контекст
- 7 Молодость портретируемых
- 8 Причёски, одежда и украшения
- 9 Исчез ли фаюмский портрет бесследно?
- 10 Веяния моды
- 11 Материалы и техника
- 12 Галерея фаюмских портретов
- 13 «Предтеча иконописи»
- 14 Где можно увидеть?
- 15 Литература
Первые открытия
Первым египетские портреты для Европы открыл путешественник Пьетро делла Валле: в 1615 году он привез из Египта два образца. В 1820-х годах благодаря Леону де Лаборде и британскому консулу в Каире Генри Солту в Старом Свете появилось ещё несколько портретов.
Но настоящую известность они обрели к концу XIX века. Тогда историк и путешественник Даниэль Мари Фуке,будучи в Египте,услышал историю о найденных в гробницах портретах усопших,запеленатых в мумии поверх лиц. Он сразу отправился на место находки,но обнаружил только два уцелевших изображения из пятидесяти.
Вскоре удивительные портреты привлекли австрийского коллекционера Теодора Графа. Он приобрел у перекупщиков часть живописных дощечек и показал египтологу и писателю Георгу Эберсу. Признание Эберсом подлинности и значимости находки позволило открыть её миру. В конце 1880-х годов портреты побывали на выставках во всех крупных европейских столицах,также были показаны в Нью-Йорке. Портретами заинтересовались,о них заговорили.
Новая сенсация не заставила себя долго ждать. В 1887 году британский археолог Флиндерс Питри обнаружил в некрополе римского города Хавары(близ Фаюма), по разным сведениям,81 — 90 мумий с портретами. В следующую экспедицию,через два десятилетия,Питри отыскал ещё 70 портретов,однако часть из них оказалась в жалком состоянии. Но всё же работа Питри стала первым примером систематического изучения этих древних шедевров для последующих исследователей.
Новый этап в истории изучения фаюмских портретов положил немецкий археолог фон Кауфман. В 1892 году он открыл Гробницу Алины,а в ней — несколько знаменитых в наши дни портретов.
Фаюмский Алины. 24 г. н.э. Египетский музей в Берлине(фото)
Источник: https://artchive.ru/encyclopedia/3591~Fajumskie_portrety
Это интересно: Изобретения, которым противостояло общество — передаем суть
Фаюмские портреты
Подробности Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Опубликовано 12:18 1662
Фаюмские портреты – это погребальные портреты, найденные в 1887 г. британской экспедицией во главе с Флиндерсом Питри, видным британским археологом, одним из основоположников современной египтологии.
Погребальные портреты были найдены в Фаюмском оазисе в Египте, в песках Ливийской пустыни, отсюда их название – «фаюмские».
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/shedevry-drevnego-i-srednevekovogo-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arkhitektury/603-fayumskie-portrety
Союз культур
В IV веке до нашей эры Египет завоевала Греция,а в I веке до нашей эры — Рим. Сплетение культуры завоевателей и древнеегипетских традиций образовали новый невероятный поток.
Греческое влияние сказывалось в умении художников передавать объем с помощью светотени,использовать перспективу,применять колористику. Из Греции пришла и одна из основных техник фаюмских портретов — энкаустика.
Древнеримская портретная живопись привнесла больше индивидуальности в изображения. Манера письма стала свободной,художники — внимательней к чертам лица.
Согласно древнеегипетской традиции,такие портреты должны служить предметом культа мертвых. И тут соседство разных культур породило два живописных направления: эллинистическое и египетское. Римляне,хоть и перенявшие местные обряды,сохранили свой обычай украшать портретами атриумы,и лишь после смерти — мумию. Портреты для римской знати писались опытными художниками и были высокого качества.
Второе направление не так заботилось о художественности и создавало портреты в местной египетской манере исключительно для погребального обряда. Постепенно египетское течение одержало верх над эллинистическим.
Эта особенность раскрывает одну из загадок фаюмских портретов…
Источник: https://artchive.ru/encyclopedia/3591~Fajumskie_portrety
Погребальные портреты
Не следует путать понятия «погребальный портрет» и «посмертная маска». Посмертная маска является слепком с лица умершего и остается в мире живых как память об умершем.
А погребальный портрет — это уже предмет декоративно-прикладного искусства. Такие портреты иногда изготавливали из драгоценных металлов или камней, но чаще из дерева, гипса или глины. В некоторых культурах погребальные портреты клали при захоронении на лицо покойника перед погребением. Портретное сходство погребального портрета, в отличие от посмертной маски, не обязательно – создатели могли и не обладать даром точной передачи черт личности.
Фаюмские портреты были созданы в Римском Египте I-III вв. В то время Еги́пет был провинцией Римской империи, территория которой практически совпадала с территорией современного Египта (за исключением Синайского полуострова). Египет попал под власть Рима в 30 г. до н. э. после смерти царицы Клеопатры и Марка Антония.
Фаюмские портреты находятся в коллекции многих музеев мира: Британского музея, Лувра, Музея Метрополитен в Нью-Йорке. В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве хранятся 23 погребальных фаюмских портрета. Их обнаружили в Египте в 70-е годы XIX в. В 1909 г. в Музей изящных искусств было передано уникальное собрание подлинных произведений Древнего Египта, принадлежавшее известному российскому египтологу В. С. Голенищеву.
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/shedevry-drevnego-i-srednevekovogo-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arkhitektury/603-fayumskie-portrety
Особенность фаюмских портретов
Главная особенность портретов состоит в том, что они созданы в технике энкаустики. Энка́устика – техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде. Разновидность энкаустики — восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. А возникла эта техника живописи в Древней Греции.
Наиболее известными образцами энкаустики являются фаюмские портреты и образ Христа Пантократора (VI в.), находящийся в Синайском монастыре.
Энкаустическая икона Иисуса Христа из монастыря св. Екатерины (Синай)
Техника энкаустики: заранее приготовленные куски воска растапливаются на огне, смешиваются с краской на металлической палитре и накладываются кистью и разогретой металлической палочкой на основу – обычно это древесина различных пород. Но некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне.
Техника живописи отличается особой живостью и яркостью образов, а также долговечностью. Правда, следует отметить, что хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта.
Портрет мальчика по имени Евтихий (музей Метрополитен)
Автор: Keith Schengili-Roberts, из Википедии
Другая важная особенность фаюмских портретов – использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды.
Портрет девушки (середина III в.). Лувр
На погребальных портретах умершие обычно изображались с причёсками, соответствующими моде того времени.
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/shedevry-drevnego-i-srednevekovogo-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arkhitektury/603-fayumskie-portrety
Культурно-исторический контекст
Значительную часть населения Фаюма составляли греки. Они появились здесь после завоевания Египта Александром Македонским. В результате естественной ассимиляции они переняли многое из обычаев египтян, так же как и римляне, которые прибыли сюда после смерти Клеопатры и аннексии Египта Римом в 30 до н. э.
Хотя население города было смешанным — египтяне, греки, сирийцы и римляне, — но египтяне были главным образом торговцами, ремесленниками, слугами и рабами. Богатую же и знатную часть жителей составляли иностранцы, некоторые из них были римскими должностными лицами, а другие — потомками птолемеевских греков. Об этом свидетельствуют сохранившиеся могилы и мумии, покрытые позолоченными масками; в основном на них написаны греческие и римские имена, такие как Artemidorus, Demetrius, Titus и т. п.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%8E%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B
Молодость портретируемых
На большинстве портретов изображены молодые люди и дети. Сначала это объясняли малой продолжительностью жизни. Наряду с этим возникла и версия о том,что портреты делались«впрок» в 15−25 лет. Современные исследователи благодаря компьютерной томографии подтвердили это предположение и пришли к выводу,что до того,как стать ритуальным атрибутом,портреты по греческому обычаю украшали гостевые комнаты жилых домов. Это означает,что возраст на портрете и возраст усопшего различаются,но не всегда. Всё же часть портретов выполнена уже на бинтах мумий,а значит — после смерти человека.
мальчика Евтихия(музей Метрополитен,фото)
Источник: https://artchive.ru/encyclopedia/3591~Fajumskie_portrety
Причёски, одежда и украшения
На погребальных портретах можно увидеть различные причёски. Они оказывают неоценимую помощь при датировке. В большинстве своём все умершие были изображены с причёсками, отвечающими моде своего времени. Многочисленные аналогии существуют в причёсках скульптурных портретов.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%8E%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B
Исчез ли фаюмский портрет бесследно?
Фаюмский портрет просуществовал всего 300 лет. С 1 по 4 века нашей эры.
Но он не исчез бесследно. В конце 4 века н.э. Египет стал византийским. Византийские мастера видели фаюмские портреты.
Именно поэтому в иконах мы видим уже знакомые черты из далекого прошлого. Большие глаза. Взгляд сквозь зрителя в вечность. Образ души, а не тела.
***
Эти люди, сами того не ведая, сохранили себя для потомков. На целых 20 веков. И продолжат жить дальше. Они превратили мгновение в вечное.
А разве наши фото на электронных и бумажных носителях сохранятся так долго? Что увидят наши потомки через 2000 лет?
Боюсь, что ничего. Мгновение так и останется мгновением.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»
Источник: https://arts-dnevnik.ru/fayumskie-portrety/
Веяния моды
В древнем римском обществе,как и сегодня,мода не стояла на месте. Тон здесь задавала императорская семья. Каждый император отличался собственным стилем,а императрица придумывала индивидуальную прическу,образцы которой в виде моделей-головок отправляли из столицы в провинции. Мужчины ориентировались на императора,женщины копировали прическу императрицы. Это помогло наряду с научными данными датировать много портретов.
Один нюанс: образцы причесок сильно запаздывали по пути в провинции. Поэтому в Фаюме дамские прически отставали от столичной моды лет на 20−30.
-
женщины, «Европейка». Антинополь, Египет, II в.н.э. Лувр, Париж
-
Женщина в красной тунике. Хавара, Египет, 110-130 гг. н.э. Национальный музей Шотландии, Эдинбург
Источник: https://artchive.ru/encyclopedia/3591~Fajumskie_portrety
Материалы и техника
Портреты писали на дощечках из кипарисового дерева или кедра. Техник использовали две: энкаустику(расплавленный воск,фото ниже) и темперу. Первые и самые лучшие портреты исполнены восковыми красками. Для этой техники художники вместе с кистью применяли горячий металлический стержень,вроде тонкого ножа. Плавясь при высокой температуре,восковые краски застывали,создавая неровности и эффект объема.
Для темперного портрета доставало только кисти. Работа обходилась дешевле,но не была более легкой. Растёртые на яичном желтке краски сохли в момент,поэтому и писать надо было быстро,точно и без исправлений.
Иногда мастер собственными пальцами«моделировал» форму лица — так впоследствии будут делать некоторые импрессионисты.
Яркий атрибут фаюмских портретов — сусальное золото. Золотился либо фон,либо только венки,драгоценности или детали одежды.
Со временем окончательно заменила восковые краски. Вместе с техникой обеднел и стиль изображения: потеряв былую объемность,сделался схематичным и менее реальным.
Сама Римская империя разрушалась,уступая место другой силе — христианству. С распространением новой религии в Египте утрачиваются ритуальные традиции… и фаюмский .
В 395 году Египет перешел к Византии.
Источник: https://artchive.ru/encyclopedia/3591~Fajumskie_portrety
Галерея фаюмских портретов
-
-
Портрет знатной женщины из Королевского музея Шотландии.
-
-
Портрет молодой девушки. Лувр.
-
Портрет старика
-
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%8E%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B
«Предтеча иконописи»
«Портрет этот не исчезает,но изменяется стилистически. В нем по-иному осмыслен образ человека».
Стремясь изобразить не только внешний облик,но и вечную душу усопшего,древние художники невольно повлияли на формирование иконописных канонов. Печальный,устремленный в вечность взгляд на фаюмских портретах как нельзя лучше подходил для передачи святых образов в религиозном искусстве Византии.
Конечно,христианская не выходит полностью из фаюмского портрета. И всё же эти древние образы не перестают иногда называть«иконами до иконописи», потому как в них впервые человека стали изображать«с точки зрения вечности».
Фаюмский (Британский музей,фото)
Источник: https://artchive.ru/encyclopedia/3591~Fajumskie_portrety
Где можно увидеть?
Сегодня фаюмские портреты пополнили собрания главных музеев Лондона,Парижа,Нью-Йорка и других городов мира. Бесценную коллекцию этих древних сокровищ хранит Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина. Самый значимый московского музея изображает юношу в белой тоге и с венком из золотых лавровых листьев. Датированный I веком нашей эры,экспонат хорошо сохранился и стал важным источником для исследователей.
юноши с золотым венком. ГМИИ им. Пушкина(фото)
Источник: https://artchive.ru/encyclopedia/3591~Fajumskie_portrety
Литература
- Ancient Faces. Mummy Portraits from Roman Egypt/ Susan Walker (Ed.). New York: Metropolitan Museum of Art; Routledge, 2000.
- Фаюмский портрет. М, 1965. (о коллекции ГМИИ)
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%8E%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://artchive.ru/encyclopedia/3591~Fajumskie_portrety: использовано 7 блоков из 9, кол-во символов 6738 (39%)
- http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/shedevry-drevnego-i-srednevekovogo-izobrazitelnogo-iskusstva-i-arkhitektury/603-fayumskie-portrety: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 3585 (21%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D1%8E%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B: использовано 4 блоков из 12, кол-во символов 1562 (9%)
- https://arts-dnevnik.ru/fayumskie-portrety/: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 5279 (31%)