История театра «Глобус»

Первый шекспировский театр просуществовал недолго, около четырнадцати лет, и сгорел дотла, когда театральная пушка дала осечку в результате которой воспламенились деревянные балки и соломенная крыша над сценой. В этот раз обошлось без жертв: пламя попало лишь на брюки одного из зрителей, который быстро потушил огонь.


Блок: 1/4 | Кол-во символов: 320
Источник: https://awesomeworld.ru/sozdannoe-rukami-cheloveka/teatr-globus.html

Театр «Глобус»


Несмотря на то, что этот театр довольно молод (строительство здания было закончено в 1997 году), история его существования насчитывает более трёхсот лет и состоит из трёх этапов со значительным перерывом:

  1. Первый театр актёры труппы «Мужчины лорда Чемберлена», к которой принадлежал Уильям Шекспир, построили в 1599 году. Просуществовал этот храм Мельпомены недолго и летом 1613 года полностью сгорел во время пожара;
  2. Несмотря на значительные разрушения, здание было отстроено уже через год, и театр в нём функционировал до 1642 года, после чего был разобран пришедшими к власти пуританами;
  3. Современный театр, созданный по описаниям и обнаруженным во время археологических раскопок остаткам основания здания, возвели в конце девяностых годов прошлого века в двухстах метрах от местонахождения самого первого здания.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 835
Источник: https://awesomeworld.ru/sozdannoe-rukami-cheloveka/teatr-globus.html

1940-е годы

Яркие страницы истории военных лет. В начале 1941 года Новосибирский театр юного зрителя отметил свое десятилетие. За это время театр осуществил 52 постановки, показав свыше 3 тысяч спектаклей. Его творческая жизнь стала неотъемлемой частью культурной жизни города и общесоюзного тюзовского движения.

В годы войны театр оставил родные стены, уступив свое место ленинградскому собрату — Новому театру юного зрителя. В 1942 году небольшой шахтерский городок Анжеро-Судженск приютил театр на полтора года.

В труднейшее время коллектив испытал настоящий творческий взлет, благодаря постановкам Павла Цетнеровича, ученика Всеволода Мейерхольда.

В те трудные годы ушли на фронт многие работники Новосибирского тюза, ушел добровольцем директор театра Григорий Казарновский, в расцвете таланта покинул тюз и не вернулся талантливый композитор, заведующий музыкальной частью Лев Перельман. И не он один — погибли одиннадцать сотрудников театра…

Новосибирский тюз с честью выдержал испытания военных лет, выйдя, по признаниям современников, на одно из первых мест среди юношеских театров страны.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1119
Источник: http://www.globus-nsk.ru/o-teatre/istoriya/

Самый первый театр

Интересно, что владельцами нового театра были почти все актёры труппы «Мужчины лорда Чемберлена»: братьям Бёрбедж, Ричарду и Кутберту принадлежало по 25% акций, а доля Шекспира, Хемингса, Филипса и Поупа составляла по 12,5 %. Со временем акции были частично проданы, количество акционеров увеличилось, а доля актёров уменьшилась (например, у Шекспира в результате различных финансовых операций осталось лишь восемь процентов бумаг).

То, что братьям Бёрдбедж принадлежала большая часть акций, не случайность: во время строительства театра были использованы деревянные элементы первого лондонского театра, который принадлежал их отцу и был сооружён на арендованной земле в 1576 году. Когда срок аренды истёк, владелец земли, где находился театр, поднял плату настолько, что выгоднее оказалось здание разобрать, перевезти на новое место и собрать заново.

Новый театр стал популярен практически сразу: имя Вильяма Шекспира, известного драматурга, актёра и совладельца театра сделало своё дело – в этом храме Мельпомены были поставлены почти все его драматургические произведения. На одном лишь Шекспире актёры зациклены не были, а потому на театральных подмостках «Глобуса» можно было увидеть пьесы и других известных драматургов того периода. К сожалению, новое здание просуществовало недолго: в июле 1613 года во время премьеры пьесы Шекспира «Генрих XVIII» его уничтожил пожар.

Внешнее описание первого театра

Возле входа в здание была установлена скульптура Атланта, на плечах которого находился опоясанный лентой земной шар (именно благодаря ему новый театр и получил своё название). На ленте глобуса можно было прочитать: «Весь мир – театр».

В стенах нового здания помещалось около 3 тыс. зрителей. По форме оно напоминало несколько вытянутый амфитеатр (29,6 на 31,1 метр), имело три этажа, а крыша была лишь над сценой. Из-за недостатка освещения представления шли лишь днём, без антрактов, с использованием минимального количества декораций (их успешно заменяли таблички со словами «Лес», «Дворец», «Поле» и т. п.)

Возле стен первого этажа находились лоджии для аристократов, над ними – галереи для богатых лондонцев (здесь были установлены сидячие места). Все остальные места были стоячими, а некоторым особо привилегированным зрителям разрешали находиться прямо на сцене. Интересный факт: возле сцены была предусмотрена площадка, где невзыскательные лондонцы, заплатив один пенни, могли смотреть на представление стоя.

Ширина сцены составляла тринадцать метров, глубина была около восьми, возвышалась она над полом на полтора метра и несколько выступала вперёд. В полу был предусмотрен люк, через который артисты имели возможность подниматься на подмостки из подвального помещения (исследователи также допускают наличие других люков вокруг сцены).

В глубине сцены была установлена верхняя площадка, на которой находились музыканты, а если того требовал сценарий, появлялся призрак отца Гамлета или стояла Джульетта во время объяснения с Ромео. Над этой площадкой был расположен «Домик», в окнах которого показывались артисты.

Расположенную над сценой соломенную крышу, «небеса», поддерживали установленные по бокам толстые колонны (исследователи допускают, что на потолке вполне могло быть изображено облачное небо). На этой крыше также было предусмотрено наличие люка, через который актёры при помощи верёвок и канатов спускались вниз.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 3365
Источник: https://awesomeworld.ru/sozdannoe-rukami-cheloveka/teatr-globus.html

Пожар

В 1613 году в июле во время премьеры спектакля Шекспира «Генрих VIII» о жизни монарха здание «Глобус» сгорело, но зрители и труппа не пострадали. По сценарию одна из пушек должна была выстрелить, но что-то сработало не так, и произошло возгорание деревянных конструкций и соломенной крыши над сценой.

Конец первоначального здания «Глобуса» ознаменовал изменения в литературно-театральных кругах: примерно в это же время Шекспир перестал писать пьесы.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 458
Источник: http://EnglishGid.ru/dostoprimechatelnosty/teatry/shekspirovskijteatr.html

1940–50-е годы

Театр для детей и

 

молодежи

 

— поиски творческого лидера. После войны перед тюзом стояла задача стать снова одним из

 

ведущих детских театров страны. Для этого был просто необходим поиск новых творческих лидеров, которые могли

 

бы возглавить коллектив и

 

поднять художественный уровень театра на

 

должную высоту.

В 1947 году тюз возглавил Исай Сапожников, опытный мастер, воспитанный на мхатовских традициях. Режиссер обращается к современным пьесам. Это было неоднозначное время — бал правила идеология. Но театр честно каждую свою работу, независимо от материала, пытается зажечь и одушевить героико-романтическим духом.

В то время на сцене блистали Лилия Метелева, Евгений Лемешонок, Екатерина Черепанова, Татьяна Лялина, Мария Акулова, Вильгельмина Эйрих. В труппу приезжают работать выпускники Ленинградского театрального института Виктор Орлов, Анастасия Гаршина, Анатолий Мовчан, Виктор Лелеп. Режиссер Сапожников создал главное — сформировал талантливое актерское ядро, ставшее в последующие годы главной творческой силой тюза.

В 1953 году театр возглавил Петр Монастырский. За два сезона он поставил шесть спектаклей. В этот период театр концентрируется на освещении проблем школы, молодежи, ее воспитания.

В 1955–1958 годах главным режиссером тюза работал Леонид Луккер.

В 50-е годы творческая жизнь театра была интенсивна. Постоянно расширялся репертуар: наряду с классическими пьесами ставились инсценировки прозы, сказки для взрослых, произведения сибирских авторов. Театр постоянно искал новые темы, идеи, старался говорить со зрителем о современных ему проблемах.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1608
Источник: http://www.globus-nsk.ru/o-teatre/istoriya/

Восстановление театра после пожара


В 1614 году здание арены было восстановлено, причем при строительстве использовался камень. Крыша над сценой заменена на черепичную. Труппа театра продолжала играть вплоть до закрытия «Глобуса» в 1642 году. Тогда пуританским правительством и Кромвелем был издан указ, что все увеселительные представления, в том числе театральные, запрещались. «Глобус», как и все театры, закрылся.

В 1644 году здание театра снесли, а на его месте построили доходные дома. История «Глобуса» оказалась прервана почти на 300 лет.

Точное местоположение первого «Глобуса» в Лондоне было неизвестным до 1989 года, когда нашли основание его фундамента на Парк-Стрит под автостоянкой. Его контуры сейчас обозначены на поверхности автостоянки. Там же могут находиться и другие остатки «Глобуса», но сейчас эта зона входит в список исторических ценностей и, следовательно, раскопки там проводить нельзя.

Сцена театра "Глобус"

Сцена театра «Глобус»

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 937
Источник: http://EnglishGid.ru/dostoprimechatelnosty/teatry/shekspirovskijteatr.html

Планировка «Глобуса»

Реконструкция театра «Глобус» на основе археологических и документальных свидетельств, Уолтер Ходжес

Действительные размеры «Глобуса» неизвестны, но его план может быть почти точно восстановлен на основе научных исследований, проведённых за последние два столетия. Эти данные говорят о том, что это был трёхъярусный, открытый, обнесённый высокой стеной амфитеатр диаметром от 97 до 102 футов (29,6-31,1 м), который мог вместить до 3000 зрителей. На эскизе и на «Длинном пейзаже» Лондона Вацлава Холлара (1647) «Глобус» показан в виде круглого здания c башнями. В 1989 году фундаменты «Глобуса» были раскопаны. Обнаруженные фрагменты фундамента внешней стены и одной из башен (отсутствовавшей у Холлара) подтвердили гипотезу о том, что театр был в плане не круглым, но двадцати- либо восемнадцатиграным.

Прямоугольник сцены, также известный как «авансцена», выдвинут в середину открытого двора. Сцена имела размеры приблизительно 43 фута в ширину (13,1 м), 27 футов в глубину и была поднята почти на 5 футов (1,52 м) от земли. На этой сцене был люк, который использовали исполнители для того, чтобы выходить из подвального помещения под сценой. Могли быть и другие люки вокруг сцены. Сцена театра не имела занавеса.

По внутренней стороне стены театра шли ложи для аристократии. Над ними помещены были галереи для зажиточных горожан. Всего было три уровня сидячих мест. Отдельные привилегированные зрители находились прямо на сцене. У основания сцены была площадка — «яма» или «двор» (по аналогии с народным театром, игравшим на постоялых дворах), где за 1 пенни люди («граундлинги» — невзыскательные зрители) могли видеть представление стоя. Граундлинги во время представления ели лесные орехи — во время раскопок «Глобуса» было найдено много ореховой шелухи, сохранившейся в грязи — или апельсины. Удобства ограничивались табуретами для наиболее богатых зрителей. Туалетов предусмотрено не было и нужду зрители справляли прямо в зрительном зале. Что, впрочем, не шло вразрез с царившими тогда нравами.

Огромные колонны по сторонам сцены поддерживали крышу над тыльной частью сцены. Потолок под этой крышей назывался «небесами» и мог быть разрисован небом с облаками. Люк в «небесах» давал возможность исполнителям «спускаться с неба» (deus ex machina), используя некоторое приспособление из верёвок и канатов.

Задняя стена сцены имела две или три двери на основном уровне с занавешенной внутренней сценой и балконом над ней. Эти двери вели за кулисы, где актёры одевались и ожидали свой выход. Балкон вмещал музыкантов, а также мог быть использован для сцен, требующих использования верхнего пространства, такой, например, как сцена на балконе из «Ромео и Джульетты».

Спектакли в театре шли при свете дня, без антрактов и с минимумом декораций (см. театральная техника в эпоху Шекспира).

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 2812
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81_(%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80)

1960-е годы


Авторский режиссерский театр. Период 1960–70-х годов жизни тюза одушевлен личностным присутствием режиссеров

 

— театр становится поистине авторским. «Золотое десятилетие» режиссера Владимира Кузьмина! Его постановки (а

 

в

 

общей сложности их

 

было

 

37!) всегда вызывают споры критиков, а

 

зрители на

 

улице спрашивают «лишний билетик».

«Ни в одном театре в ту пору не было такого жесткого ритма работы. Потому что интересно, потому что жаль пропустить даже день творчества, поисков, споров, счастливых минут горения», — писал старейший театровед Сибири Лолий Баландин.

В тюзе выросло целое поколение талантливых артистов, которые пополнили труппы не только новосибирских, но и многих театров России. Неподражаемые актеры-кумиры — Анастасия Гаршина, Виктор Орлов, Валентина Широнина, Альберт Дорожко, Галина Аверьянова, Григорий Шустер, Владлен Бирюков и многие другие.

Это был период расцвета театра — время творчества и свободы. Такая удивительная атмосфера складывалась и благодаря директору тюза Нине Никульковой. Именно она «пробивала» и отстаивала строительство нового здания-бригантины, доказывала, что один из наиболее интересных театров страны достоин своего дома.

В 1969 году за особые заслуги в развитии искусства Новосибирский тюз был награжден орденом «Знак Почета».

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1302
Источник: http://www.globus-nsk.ru/o-teatre/istoriya/

Название и девиз

Долгое время считалось, что название «Глобус» — аллюзия на изречение Петрония «Mundus universus exercet histrionem» («Весь мир лицедействует» или, в наиболее популярном варианте, «Весь мир — театр»), которое было принято девизом театра. Этот факт впервые приводит Уильям Олдис, ранний биограф Шекспира, потом его повторил Джордж Стивенс, однако сейчас это многими считается недостоверным. В пьесе «Венецианский купец» (акт 1, сцена 1) есть парафраз «… the world <is> a stage, where every man must play a part;..» («…мир — сцена, где всякий свою роль играть обязан;..»).

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 594
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81_(%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80)

1970–80-е годы


«Театр трех поколений». Приход главного режиссера Льва Белова в 1971 году ознаменовал новый этап в жизни тюза. Сильной стороной режиссера станет публицистичность.

В то время тюз, «театр трех поколений», репертуар которого вмещал в себя спектакли, интересные и детям, и подросткам, и молодежи, подружился с прекрасными молодыми драматургами Георгием Полонским, Александром Кориным, Эдуардом Шимом, Камилем Икрамовым. На базе театра в 1985 году организована экспериментальная творческая лаборатория драматургов Сибири, Урала и Дальнего Востока, пишущих для детей и юношества. Там начинали знаменитые сегодня Николай Коляда и Алексей Слаповский.

В 1984 году театр переезжает в новое здание, построенное по проекту архитектора Анатолия Сабирова.

В 1987 году директором театра становится Мария Ревякина.

С 1987 по 1990 год театр возглавлял главный режиссер Владимир Чернядев.

Это были годы начала радикальных перемен в обществе, когда идеологический театр уходил в прошлое. И Новосибирский тюз в своем творчестве живо и смело откликался на веяния времени…

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 1088
Источник: http://www.globus-nsk.ru/o-teatre/istoriya/

1990-е годы

От тюза — к «Глобусу». В 1990–1991 годы художественное руководство театром осуществляет Изяслав Борисов. В 1992 году художественным руководителем театра становится Григорий Гоберник.

Творческий тандем директора театра Марии Ревякиной и Григория Гоберника определил новую эстетическую политику тюза. Театр широко, как никогда, начинает работать с режиссерами разных школ. Возникает новая модель театра — показать на одной сцене все возможные стили, жанры и направления. Отсюда и название — «Глобус», данное тюзу жителями Новосибирска на основе общегородского конкурса в 1993 году.

В репертуаре — классика и эксперимент, интеллектуальный театр и зрелищные музыкальные спектакли-шоу. В этот период в «Глобусе» ставят знаменитые режиссеры — Борис Морозов, Вениамин Фильштинский, Валерий Фокин, Клим, Григорий Дитятковский, Владимир Туманов и другие. С ними работают высококлассные сценографы, художники по свету, композиторы.

Возникают уникальные коллективы. Студия пластики под руководством Георгия Ерасека и Наталии Ерасек и вокальная студия Натальи Кирсановой.

В 1995 году на базе студий создается курс Российской академии театрального искусства под руководством Валентина Теплякова. По-разному сложилась судьба выпускников — кто-то пополнил труппу театра «Глобус», а имена некоторых можно сегодня увидеть на афишах столичных театров.

Многочисленные просветительские и благотворительные проекты театра подтверждают идею о том, что «Глобус» — не просто репертуарный театр, а эстетический центр, воспитывающий и обучающий подрастающее поколение. В стенах театра проходят фестивали детского творчества, выставки, семинары, конференции.

Театр активно гастролирует, принимает участие в престижных театральных фестивалях России и зарубежья.

В 1999 году театру было присвоено почетное звание «академический», по итогам этого года в 2000-м «Глобус» становится победителем Всероссийского конкурса «Окно в Россию» в номинации «Театр года».

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 1969
Источник: http://www.globus-nsk.ru/o-teatre/istoriya/

Копии театра в других странах


Большое количество копий и вольных интерпретаций «Глобуса» построено по всему миру:

США

  1. OSF Elizabethan Theatre, Эшланд, Орегон, построен в 1935, перестроен в 1947 и 1959;
  2. Сан-Диего, Старый театр «Глобус», построен в 1935;
  3. Седар-Сити, Юта, Adams Shakespearean Theatre;
  4. Чикаго, Иллинойс, Чикагский Шекспировский театр на Navygator Pier построен в 1999;
  5. Одесса, Техас, Старый театр «Глобус», построен в 1936;
  6. Уильямсбург, Вирджиния, театр «Глобус», построен в 1975.

Германия

Италия

Россия

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 520
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81_(%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80)

2000-е годы

Репетиции, спектакли, гастроли, проекты… В

 

2000 году театр «Глобус» возглавил режиссер Александр Галибин. Он

 

успешно продолжил развитие художественной программы театра, в

 

основе которой

 

— постановка спектаклей на

 

материале классической и

 

современной драматургии.

Появляются новые проекты. Самый яркий из них — «Третья сцена», который подарил свободу актеру в воплощении собственных творческих замыслов.

В 2001 году на должность директора театра назначена Татьяна Людмилина.

Театр «Глобус» работает не только с именитыми постановщиками, но и с представителями нового поколения режиссуры. Спектакли Дмитрия Чернякова, Марины Брусникиной, Елены Невежиной, Нины Чусовой, Алексея Песегова, Алексея Крикливого становятся культурными событиями в жизни театрального Новосибирска.

«Глобус» по-прежнему является организатором крупных культурных акций всероссийского значения, благодаря которым жители города имеют уникальную возможность знакомства с лучшими достижениями российского и зарубежного искусства, среди которых Международный Рождественский фестиваль искусств в Новосибирске, гастроли Государственного академического Малого театра России, Московского художественного академического театра им. А. Чехова, легендарного парижского театра «Комеди Франсез», итальянского Театра марионеток «Карло Колла и сыновья» и др.

В 2012 году специально к 75-летию Новосибирской области «Глобус» организовал Театральный фестиваль «Новосибирские сезоны», посвященный этой торжественной дате. В фестивальной программе — ведущие театры столицы со своими лучшими спектаклями последних лет.

В 2008 году театру удалось возобновить давно ушедшую в историю традицию масштабных межрегиональных гастролей: Кемерово, Красноярск, Новокузнецк. 

В 2008 году театр «Глобус» одним из первых театров в России осуществил изменение организационно-правовой формы, став государственным автономным учреждением культуры.

«Глобус» реализует инновационные проекты, имеющие не только региональный, но и общенациональный масштаб. Одним из них является проект 2012 года «Театр шаговой доступности», обеспечивающий доступность жителям спальных районов Новосибирска культурного продукта театра «Глобус», что осуществляется посредством показа спектаклей на площадках учреждений культуры города.

Театр активно реализует социально-культурную проектную практику, направленную на формирование территории, комфортной для проживания молодых интеллигентных и талантливых людей. Для этого «Глобус» предлагает ряд способов организации своего досуга, помимо посещения репертуарных спектаклей: культурно-просветительские и дискуссионные проекты.

Театром проводится большая работа среди учащихся школ и студенческой молодежи: фестивали детских театральных коллективов, праздники для детей, викторины, выставки детского творчества. Совместно со структурами правительства Новосибирской области и мэрии Новосибирска театр постоянно организует благотворительные программы, мероприятия для детей-сирот, инвалидов, детей из малообеспеченных семей. Среди благотворительных начинаний — проект «Улыбнемся вместе», впервые проведенный в 2011 году.

Театр ведет образовательную политику в отношении студентов Новосибирского государственного театрального института, предоставляя возможность получать практический опыт, участвуя в спектаклях, находясь на сцене с мастерами и педагогами.

Театр обеспечивает новаторские формы работы со зрителем, в качестве инструментов используются возможности Сети интернет: online-продажи билетов через официальный сайт, группы в социальных сетях; наличие удаленных касс продажи; продвижение новых рекламных носителей и многое другое.

В 2008 году на должность главного режиссера театра назначен Алексей Крикливый. В 2014 году театр возглавила директор Елена Алябьева. 

Театр по-прежнему живет насыщенной творческой жизнью. Репетиции, спектакли, гастроли, проекты… «Глобус» по-прежнему стремится бережно сохранять лучшие традиции прошлого, при этом театр всегда современен, всегда открыт новым идеям и веяниям.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 4052
Источник: http://www.globus-nsk.ru/o-teatre/istoriya/

В культуре

В своей книге «Мост через бездну» искусствовед Паола Волкова рассуждает о том, что театр «Глобус» обладает сходством со Стоунхенджем, а его архитектором мог быть Джон Ди.

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 183
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81_(%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80)

Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 25418
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://awesomeworld.ru/sozdannoe-rukami-cheloveka/teatr-globus.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 4520 (18%)
  2. http://EnglishGid.ru/dostoprimechatelnosty/teatry/shekspirovskijteatr.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 5651 (22%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%81_(%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80): использовано 4 блоков из 9, кол-во символов 4109 (16%)
  4. http://www.globus-nsk.ru/o-teatre/istoriya/: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 11138 (44%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.