Первая в мире почтовая открытка с маркой — рассмотрим все нюансы

Для современного человека почтовая открытка – это что-то из области самого простого и примитивного. Многие стали их уже забывать. Ещё 15 лет назад почтовые отделения были завалены этой архаикой накануне Нового года или 8 Марта. Теперь, с наличием мобильного телефона и компьютера, вся наша связь с любой точкой мира осуществляется через них, а старая добрая открытка надёжно обживается в музейных витринах.


Блок: 1/3 | Кол-во символов: 413
Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/koghda-v-rossii-poiavilas-piervaia-pochtovaia-otkrytka

Описание

На лицевой стороне открытки имеется какое-либо полноформатное (занимающее всю площадь) изображение, а её обратная часть предназначена для написания сообщения и адресов получателя и отправителя, а также для наклеивания почтовой марки. Часто марка печатается непосредственно на открытке, а почтовый сбор включается в цену последней при продаже. Открытка может быть и не почтовой. В этом случае на ней нет почтовой марки и под адрес не предусмотрено место; это карточка из плотной бумаги или картона размером с обычное письмо. Почтовая карточка для открытого (без конверта) письма.

Блок: 2/12 | Кол-во символов: 589
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B0

Нарушение тайны переписки


А ведь всего 150 лет назад открытка претендовала на последнее слово техники. Начиналось всё в Германии, именно там немец Генрих фон Стефан в 1865 году предложил использовать в почтовых отправлениях почтовую открытку. Но это простое предложение не на шутку встревожило блюстителей нравственности: частная жизнь должна была оставаться в неприкосновенности.

В 1867 году в Германии предложили выпускать «универсальные почтовые карточки». В них должно было быть тридцать стандартных фраз типа: «Сердечно поздравляю с днём рождения». «Подтверждаю получение письма» и т.д. Но и этот проект не нашёл понимания. Так Германия отказалась от лидерства в изобретении почтовой карточки. Но так было не везде. Впереди планеты всей стала Австро-Венгрия. Именно здесь в 1869 году появилась официальная «Карточка для корреспонденции». Появлению иллюстраций почтовые карточки обязаны Франко-прусской войне 1870-1871 годов. Некоторые солдаты сопровождали карточки самодельными рисунками, а оборотистые коммерсанты оформили это в промышленные масштабы.

Так началось триумфальное шествие почтовой открытки в мире. В 1871 году почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании и Нидерландов начали их издавать, а через год к ним присоединились Швеция, Норвегия, Цейлон. 

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 1298
Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/koghda-v-rossii-poiavilas-piervaia-pochtovaia-otkrytka

История

Почтовые карточки (или открытки) были предложены впервые Генрихом фон Стефаном в 1865 году на Германско-Австрийском конгрессе, но его проект был отклонён из-за «неприличной формы пересылки сообщений на открытом почтовом листе»

Первая почтовая карточка была выпущена в Австро-Венгрии. года в почтовом обращении этой страны появилась «корреспондентская карточка» с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера. Во время франко-прусской войны 1870—1871 годов в воюющих армиях Франции и Германии также родилась идея снабдить карточку иллюстрациями. Некоторые из солдат стали сопровождать посылаемые родным почтовые карточки рисунками. Эта идея была оперативно воспринята коммерсантами. По французской версии первая иллюстрированная почтовая карточка (открытка) была выпущена книготорговцем Леоном Бенардо из Бретани, по немецкой — книготорговцем А. Шварцем из Ольденбурга.

Начинание оказалось успешным и идея открытки быстро распространилась по остальным странам. В 1871 году их начали издавать почтовые ведомства Англии, Швейцарии, Люксембурга, Бельгии, Дании, Нидерландов, в 1872 — Швеции, Норвегии, Цейлона, в 1873 — Франции, Испании, Румынии, Сербии, Чили, в 1874 году — Италии. В России открытка увидела свет в 1872 году, первые советские открытки датируются ноябрём 1917 года. В 1878 году на Всемирном почтовом конгрессе в Париже принят международный стандарт открытки: 9 × 14 см, который был изменён в 1925 году на другой — 10,5 × 14,8 см. Первоначально её оборотная сторона предназначалась для адреса (специального места для письма не предусматривалось), с 1904 года её левая половина отведена для короткого письма: циркуляром и.д. начальника Главного управления почт и телеграфов № 21 от года был установлен новый порядок. Адресную сторону открытого письма предписывалось разделить вертикальной линией на две части. Левая предназначалась для письменного сообщения, правая — для адреса, марки и почтовых отметок. В России с года во всех почтовых книгах, документах, бланках наименование «Открытое письмо» было заменено надписью «Почтовая карточка».

Пример наклеивания стандартной марки на лицевую сторону немаркированной открытки, прошедшей почту (СССР, конец 1960-х). Место для вертикальной марки стандартного выпуска отпечатано на художественной стороне открытки

Блок: 3/12 | Кол-во символов: 2285
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B0

Открытки из России

Россия тоже активно откликнулась на это новшество, и года почтовая карточка под названием «Открытое письмо» вводится и в империи Романовых. Эта дата и является днём рождения российской почтовой открытки.

На лицевой стороне отправителю объясняли, как карточка должна использоваться. Главное условие, «открытое письмо» должно было быть оплачено государственными почтовыми марками. Новшество так понравилось населению, что почтовое ведомство России с года выпустило в обращение уже маркированные «открытые письма». Письма для пересылки внутри города выпускались коричневого цвета и имели надпись «городское». До 1895 года в России иллюстраций не было, но зато была любопытная приписка: «Почтовое управление за содержание писем не отвечает».

1874 год стал годом международного признания открытки. Это произошло на Всемирном почтовом конгрессе в Берне. Конгресс установил и единый международный размер открытки – 90 на 140 мм. В 1925 году был введён новый стандарт – 105 на 148 мм. Почтовые ведомства до сих пор используют оба варианта.

В 1904 году почтовые власти России специальным циркуляром установили новый порядок оформления открыток. Адресная сторона делилась вертикальной полосой на две части. Слева отправитель мог оставить письменное сообщение, а справа – только адрес и почтовая марка. С 1909 года наименование «Открытое письмо» было заменено надписью «Почтовая карточка».

Почтовые карточки всегда пользовались народной любовью, особенно после появления красочных иллюстраций. Дешёвое открытое письмо с оригинальной картинкой вносили приятное разнообразие в жизнь, в которой не было телевидения и интернета.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 1646
Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/koghda-v-rossii-poiavilas-piervaia-pochtovaia-otkrytka

Виды открыток

Иллюстрированные открытки делятся на художественные (репродукционные и оригинальные) и документальные (фотооткрытки).

Открытки, выпускаемые почтовыми ведомствами, как правило, имеют напечатанный знак почтовой оплаты и называются маркированными почтовыми карточками; на художественных немаркированных открытках предусмотрено место для его наклейки. Бывают случаи неправильного наклеивания марки на лицевую, художественную сторону открытки, предназначенной для прохождения по почте. Совсем редко встречаются открытки, на которых место для наклейки марки преднамеренно отпечатано на лицевой стороне, как, например, на советской открытке с изображением экспериментального автомобиля ХАДИ-7.

Открытки бывают следующих видов:

  • Поздравительные открытки. На первом месте находится огромное количество поздравительных открыток с праздниками (Рождество, Новый год, Пасха), что даёт нам возможность сделать вывод об определённых общепринятых обычаях и символах данной стороны жизни.
  • Видовая открытка. Почтовые открытки также могут представлять собой источник информации по социальной истории из различных сфер работы, торговли и досуга города или региона. Например, серия открыток с жанровыми сценами и городскими типами России: уличная торговля, продавцы и разносчики товаров, водоносы, ледорубы, извозный промысел, прогулки, развлечения, спорт и другие. С помощью таких открыток можно увидеть представителя уже несуществующей профессии, в том числе его внешний вид, одежду, а также определённые детали и позу.
  • Открытки-репродукции, которые могут быть носителями несохранившихся произведений искусства, выделяют в отдельную группу, поскольку они могут оставаться единственным источником, благодаря которому можно увидеть исчезнувший памятник культуры. На протяжении многих лет Росохранкультура выпускает сводные каталоги культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны. Одним из источников для восстановления изобразительного ряда как раз являются открытки. Репродуцированные открытки являются прежде всего изобразительным источником, благодаря которому можно судить об интересе государства и широкой публики к творчеству того или иного художника или художественного объединения. Например, художник Ф. К. Бурхард (1854—1918) в своё время был очень популярным и востребованным художником, о чем свидетельствуют многочисленные открытки, в советское же время не было издано ни одной открытки с репродукциями его картин.
  • Художественные открытки. Открытки, выпускаемые художественными объединениями Общества любителей художеств, Cоюза русских художников, Ассоциации художников Революции, ЛОССХ и другие, дают возможность ввести в научный оборот имена забытых и «неугодных» (репрессированных) художников и показать неизвестные страницы их творчества. Для музееведов, культурологов и искусствоведов представляет интерес информация о факте экспонирования произведений искусства на открытке. По этим данным можно реконструировать время проведения выставки, состав участников и, что самое главное, изобразительный ряд выставляемых работ. В советское время после каждой крупной выставки издавались открытки. Например, «15 лет РККА» (1933), «Выставка произведений изобразительного искусства социалистических стран» (1959), Всесоюзная юбилейная художественная выставка «50 лет Советской власти» (1967) и другие. Осознанная наглядность была целью большинства тогдашних почтовых открыток.
  • Рекламные открытки. Вскоре почтовые открытки стали выполнять и роль носителей рекламы, например, открывшегося ресторана, отеля или фирмы.
  • Историко-событийные открытки. В ещё одну группу выделяются так называемые историко-событийные открытки, на которых старались запечатлеть как различные катастрофы, например на судне или в шахте, так и визиты высокопоставленных лиц в то или иное место, а также торжественные открытия, например театра, завода, храма, школы. Такие открытки играли своеобразную роль передатчика информации, которые распространялись среди населения. Так, например, события 1917 года активно освещались соответствующими почтовыми открытками.
  • Политические открытки. В свою очередь, из подобных событийных открыток вытекает ещё одна группа политических открыток. Таким образом, открытки демонстрируют не только событие, но и дают возможность посмотреть на исторических деятелей. Конечно, чаще на открытках изображали одиночных героев прошлого и настоящего, о чем, к примеру, свидетельствуют открытки-портреты революционных деятелей: В. И. Ленина, И. В. Сталина, Ф. Э. Дзержинского, М. И. Калинина, С. М. Кирова, Я. М. Свердлова и других. Исследование критериев художественного оформления таких портретных карточек может принести огромную пользу историческим исследованиям. Между тем, тематик политических почтовых открыток было куда больше — они охватывали все области самого понятия политики и пропаганды и были выполнены в самых разных цветах военного и мирного времени; в их число входят и так называемые юмористические или сатирические открытки с карикатурами на политическую тему.
  • Патриотические открытки. Во время Второй мировой войны своего абсолютного пика достигло производство патриотических почтовых открыток. Например, известная открытка того времени «Гитлер хочет есть — накормим его!», на которой художник В. Говорков изобразил Гитлера с ножом и вилкой перед пшеницей с надписью «Украина» и рядом — его же со снарядом во рту. Или другая открытка «Туда — Обратно», где сначала фашист с саблей кричит: «На Москву», а затем идёт обратно в лохмотьях среди немецких могил. На обороте открытки есть комментарий: «Без устали гнать и громить гитлеровские полки и дивизии. Уничтожим армию немецких захватчиков!». Издевательские сюжеты и подписи под иллюстрацией, а также добавления на оборотной стороне должны были выставить немцев жалкими и в то же время вызвать улыбку на лицах читающих. Сатирическая открытка в военное время играла не только патриотическую роль, но и поднимала дух солдат на фронте.
  • Фотооткрытка. Фотооткрытки отличаются тем, что их иллюстрации представляют собой фотографии. Раньше их ещё называли видовыми. Обычно на видовых открытках можно увидеть фотографии городов, виды местности, природы, известных людей. Фотооткрытка открывает огромные возможности для творчества. Сочетание искусства фотографии и дизайнерского оформления позволяет передать именно те чувства, которые вы хотите выразить другому человеку.
  • Деловая открытка. Деловая открытка появилась несколько десятилетий назад и в наше время только набирает обороты. Эти открытки предназначены для поздравления своего партнёра по бизнесу, клиента, представителя СМИ, сотрудника органа власти или государственного чиновника с профессиональным праздником, победой на выборах, да и мало ли с чем можно поздравить хорошего, но не близкого человека. Такую открытку не выкинут в корзину, а поставят на рабочем столе, где она простоит долгое время, напоминая о дарителе. Кроме того с её помощью можно установить доверительные отношения с клиентами или партнёрами по бизнесу и даже с собственными сотрудниками.
  • Открытки ручной работы

Блок: 4/12 | Кол-во символов: 7029
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B0

Сицилийская ошибка цвета

10 самых дорогих почтовых марок

Стоимость — $2,72 млн.

Из названия становится понятно, что марка имеет нарушенную цветовую гамму, т.к. изначально она имела желтый цвет, но по каким-то причинам появилась и синяя,которая была выпущена в 1859 году. На сегодняшний день известно только 2 таких экземпляра.

Блок: 4/12 | Кол-во символов: 355
Источник: https://www.adme.ru/vdohnovenie/10-samyh-dorogih-pochtovyh-marok-462455/

Современность


Классикой жанра открыток были и остаются поздравительные открытки. Широкое распространение в современной жизни получили также бесплатные открытки (freecards), открытки ручной работы (hand-made), голосовые открытки.

Блок: 5/12 | Кол-во символов: 230
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B0

Желтый трехскиллинговик

10 самых дорогих почтовых марок

Стоимость — $2,3 млн.

Еще одна марка, в которой нарушены цвета. Вместо оригинальной шведской зеленой марки, которых всего было 7, была напечатана желтая.

Блок: 5/12 | Кол-во символов: 238
Источник: https://www.adme.ru/vdohnovenie/10-samyh-dorogih-pochtovyh-marok-462455/

Баденская ошибка цвета

10 самых дорогих почтовых марок

Стоимость — $2 млн.

Еще один раритет, который редко встречается в подобных рейтингах, но, безусловно, имеет большую стоимость. Он принадлежит к первому выпуску марок в Великом герцогстве Баден и датируется 1851 годом.

Блок: 6/12 | Кол-во символов: 301
Источник: https://www.adme.ru/vdohnovenie/10-samyh-dorogih-pochtovyh-marok-462455/

Интересные факты

В погоне за счастьем (С. С. Соломко). Дореволюционная русская открытка

  • Отрезная гознаковская карточка 1928 года, лицевая и оборотная сторона. Отрезались от листа обычными ножницами по пунктиру при продаже

  • Бланк иллюстрированного открытого письма СССР для использования на территории Венгрии, типовая обратная сторона (1953)

  • Самодельный бланк неотправленной «поздравительной открытки», изготовленный в одной из частей Советской Армии на обороте тиснёной бумаги с красочным рисунком (1980-е)

Блок: 7/12 | Кол-во символов: 578
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B0

Голубой Маврикий

10 самых дорогих почтовых марок

Стоимость — $1,15 млн.

Одна из немногих почтовых марок, выпущенных на острове Маврикий. Дата ее создания 1847 год, и всего известно лишь 6 таких экземпляров номиналом в 2 цента. В 1993 году приобретена консорциумом маврикийских банков и предприятий за 1,15 миллионов долларов. Сегодня, спустя 20 лет ее цена значительно увеличилась, однако судить точно довольно сложно.

Блок: 7/12 | Кол-во символов: 447
Источник: https://www.adme.ru/vdohnovenie/10-samyh-dorogih-pochtovyh-marok-462455/

Вся страна — красная

10 самых дорогих почтовых марок

Стоимость — $1,15 млн.

Относительно «молодая» почтовая марка 1968 года из Китая так и не была выпущена и была продана в мае 2012 года на аукционе «Чайна гардиан» за 7,3 миллиона юаней (около 1 150 000$)

Блок: 8/12 | Кол-во символов: 284
Источник: https://www.adme.ru/vdohnovenie/10-samyh-dorogih-pochtovyh-marok-462455/

Розовый Маврикий

10 самых дорогих почтовых марок

Стоимость — $1,07 млн.

Фактическим цветом её является оранжевый. Примечательность же ее заключается в том, что она является первой напечатанной маркой острова Маврикий. Брак заключается в том, что на ней оставлена надпись «Post office» вместо «Post Paid».И это не ошибка гравера, а официально утвержденная надпись. Всего существует 14 экземпляров этой марки.

Блок: 9/12 | Кол-во символов: 436
Источник: https://www.adme.ru/vdohnovenie/10-samyh-dorogih-pochtovyh-marok-462455/

Перевернутая Дженни

10 самых дорогих почтовых марок

Стоимость — $977 тыс.

Во время печати этого филателистического раритета с изображением самолета была допущена ошибка. Летательный аппарат «Кертис-Дженни» был выведен вверх ногами, за что печатники получили наказание, однако именно благодаря этому марки этой серии стоят так дорого. Изначальная стоимость составляла 24 цента и за 95 лет с момента создания выросла до 977,5 тысяч долларов!

Блок: 10/12 | Кол-во символов: 468
Источник: https://www.adme.ru/vdohnovenie/10-samyh-dorogih-pochtovyh-marok-462455/

Литература


  • Ассоциация художников революции: каталог почтовых карточек, 1922—1932 / Общ. ред. В. Б. Загорского. — СПб.: Стандарт-Коллекция, 2006. — 104 с. — ISBN -2.
  • Белицкий Я. М., Глезер Г. Н. Рассказы об открытках. — М.: Радио и связь, 1986. — 144 с. — 100 000 экз.
  • Кимры на старых открытках: каталог / Сост. А. Н. Семёнов; Авт. вступ. ст. В. И. Коркунов. — Тверь: Серии б/и, буква Т, 2004. — 92 с. — (Тверская губерния на почтовых открытках; Вып. 4).
  • Ларина А. Н. Иллюстрированная открытка: вопросы атрибуции // Вестник РГГУ: научный журнал. — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2012. — № 6. — С. 214—224. — (Сер. «Исторические науки. Региональная история. Краеведение»). — ISSN 1998-6769. (Проверено ) Архивировано 4 февраля 2017 года.
  • Меньшикова А. Имперские мотивы. «Россика» — распространённая тема в оформлении почтовых отправлений // Независимая газета. — 2005. — № 98 (3494). — 20 мая.
  • Нащокина М.В. Художественная открытка русского модерна. М., Издательство «Жираф», 2004. 480 с. с илл.
  • Орлов В. Открытые письма // Филателия СССР. — 1969. — № 5. — С. 18—19.
  • Открытое письмо // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Перфильева Л. Открытие открытки // Секрет фирмы. — 2003. — 29 сентября.
  • Почта // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Сашенков Е. Почтовая открытка — иностранка. К вопросу о коллекционной ценности // Независимая газета. — 2005. — № 98 (3494). — 20 мая.
  • Стальбаум Б. К. Что надо знать филателисту. — М.: ЦФА «Союзпечать», 1968 — С. 50.
  • Степченков Л. Л. Каталог видовых открыток городов Смоленской губернии 1900—1918 гг. — Смоленск: Б/и, 1999.
  • Макаревич, А. П. Раушен. Курорт на Балтийском море: виды города и побережья конца XIX — первой половины ХХ века : альбом / А. П. Макаревич. — Калининград : , 2019. ISBN 978-609-8180-47-3
  • Макаревич, А. П. Морской город Пиллау: почтовые открытки и фотографии с видами города конца XIX — первой половины ХХ века. : / А. П. Макаревич. — Калининград: , 2018. ISBN 978-609-8180-39-8

Блок: 11/12 | Кол-во символов: 2080
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B0

Британская Гвиана

10 самых дорогих почтовых марок

Стоимость — $935 тыс.

Эта почтовая марка номиналом в 1 цент создана в 1856 году и представляет собой восьмиугольную почтовую марку Британской Гвианы. Экземпляр имеет собственноручную подпись почтмейстера Э.Уайта.

Блок: 11/12 | Кол-во символов: 291
Источник: https://www.adme.ru/vdohnovenie/10-samyh-dorogih-pochtovyh-marok-462455/

Тифлисская уника

10 самых дорогих почтовых марок

Стоимость — $763 тыс.

Является первой российской почтовой маркой. Все 3 известных экземпляра до недавнего времени входили в коллекцию А.Фаберже.

Блок: 12/12 | Кол-во символов: 221
Источник: https://www.adme.ru/vdohnovenie/10-samyh-dorogih-pochtovyh-marok-462455/

Кол-во блоков: 25 | Общее кол-во символов: 20320
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D0%BA%D0%B0: использовано 6 блоков из 12, кол-во символов 12791 (63%)
  2. https://www.adme.ru/vdohnovenie/10-samyh-dorogih-pochtovyh-marok-462455/: использовано 11 блоков из 12, кол-во символов 4172 (21%)
  3. https://histrf.ru/biblioteka/b/koghda-v-rossii-poiavilas-piervaia-pochtovaia-otkrytka: использовано 3 блоков из 3, кол-во символов 3357 (17%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий