Почему в народных сказках младший всегда дурак?

Ох, этот Иван: дурак и лентяй. И за что только этот непрактичный, лишний человек становится главным сказочным счастливцем? Почему все кому не лень помогают ему? Почему прекрасная царевна влюбляется в него?


Блок: 1/5 | Кол-во символов: 209
Источник: https://prokrasotu.info/topics/pochemu-v-russkih-skazkah-glavnyj-geroj-durak/

Младший в семье


Как правило, на младшего всегда скидывают самые неприятные задания. Братья его обижают, отец без конца воспитывает, да и в семье он имеет самое последнее слово. От наследства же ему ничего не полагается, он самый незащищенный и обиженный. Поэтому он автоматически становиться невезучим или обычным «дураком».

Античные города, затерянные под водой

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 366
Источник: https://facte.ru/other/pochemu-v-narodnyh-skazkah-mladshij-vse

Смеха ради

Образ глупого и удачливого младшего брата — бродячий. Он встречается и в устном народном творчестве европейских народов, в китайском фольклоре, сказаниях североамериканских индейцев, сказках африканских, австралийских и северных племён.

Но лишь на русской почве он стал так популярен: Иван-дурак — едва ли не главный наш сказочный герой. Факт, который может показаться, как минимум, странным, на поверку обнаруживает более чем весомые причины.

Первая из причин популярности Ивана-дурака — его комичность. Ведь одна из главных задач сказки — развлечь слушателя. И сказитель (многие из которых были скоморохами) делает всё, чтобы крестьянам, слушающим его дождливым вечером в кабаке или душным полуднем в очереди на мельницу, было как можно веселее!

Вёдра ходят сами собой, печь едет по городу и давит людей, дубина сама колотит царских посланников. Ситуации дурацкие, гротескные, потому что в их центре дурак. И, в то же время, ситуации типичны для народной смеховой культуры: мы без труда отыщем их в популярных европейских сказках или научных работах, посвящённых природе смеха. С определёнными оговорками и самого Ивана-дурака можно назвать скоморохом.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1169
Источник: https://prokrasotu.info/topics/pochemu-v-russkih-skazkah-glavnyj-geroj-durak/

Тернистый путь к успеху

Согласно одной из версий, именно такое подвластное положение вынуждает героя к активным действиям: на его долю приходится больше всего испытаний, благодаря которым он «мужает» и обретает нечто большее, чем просто материальное благополучие, которое старшие братья обрели благодаря своему старшинству и заслугам (вспомнить, хотя бы, сказку о Царевне –лягушке или Иване-царевиче и Сером волке). Младший сын (обычно – царевич) предстаёт в таких сказках не столько дураком – таким его, скорее, видят, ближние – сколько честным и доверчивым человеком, который, в итоге, благодаря своим качествам и получает более того, на что мог рассчитывать. Можно здесь вспомнить и про ветхозаветный библейских архетип Иосифа, младшего любимого сына Иакова, которого братья из зависти продали в рабство, а в итоге, спустя много лет, пришли к нему же с прошением, так как он стал одним из влиятельных египетских вельмож.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 922
Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/72128-pochemu-mladshiy-syn-v-skazkakh-vsegda-du.html

Дурак угнетённый

Не менее важен социальный аспект образа дурака. Он — младший брат в патриархальной семье, живущей общим хозяйством. Он практически не имеет прав. По сути, он последний человек в этом мире. Оттого с нескрываемым удовольствием крестьяне слушали, как этот угнетённый герой, бессребреник, расправляется с сильными мира того: не только со старшими братьями, но даже с важными чиновниками, принцами и — чего уж там — самим царём.

Но сказка не была бы сказкой, если бы сводилась к одному лишь поиску социальной справедливости. Согласно некоторым теориям, сказка о младшем брате— это отражение уклада средневековой крестьянской семьи (остаточные явления этого уклада можно было встретить и в конце XIX-го века).

Вернее: особенность сказок о младшем брате была обусловлена существовавшим в то время наследственным правом, согласно которому при разделе имущества умершего главы семьи большая часть хозяйства отходила именно младшему сыну. Но в случае, когда наследники продолжали вести совместное хозяйство, главой семьи оставался самый старший.

Также и в сказке: старшие братья имеют больше прав внутри семьи в сравнении с Иваном, но как только между ними происходит конфликт, вынуждающий Ивана покидать (пусть даже на время) пределы семьи — «удача» переходит к нему, и в конце сказки именно он становится обладателем всех «земных благ».

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1350
Источник: https://prokrasotu.info/topics/pochemu-v-russkih-skazkah-glavnyj-geroj-durak/

Удачливый дурак

Другой типаж, который можно встретить в русской (и не только) сказке – опять же, младший сын, но поступки которого прямо говорят о его непрактичности, или даже откровенной глупости. Он плохо знает законы жизни, открытость и нерациональность его запредельны. Однако, согласно сказочной логике – именно эти качества постоянно выводят его к нужному результату, обращая ситуацию во благо (например, выбрав за работу вместо мешка с серебром – мешок с песком, дурак потом тушит этим песком огонь и освобождает красавицу). В таких случаях уместно вспомнить поговорку: «Бог дураков любит». Вполне вероятно, что именно открытость «дурака» судьбе и его отказ от рационализации жизни в свою пользу, приводит к тому, что, доверившись воле высших сил, герой волшебным образом от них помощь и получает.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 816
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/4947125/post436592742/

Дурак — юродивый


Третья причина любви к Ивану — его сходство с юродивыми. В таком сопоставлении нет ничего удивительного, если вспомнить, что одним из синонимов слова «юродивый» в словаре Даля является «дурачок». Иван — дурак, то есть сумасшедший, хотя в его образе соединились черты и юродивых-безумцев, и подвижников, юродствовавших «Христа ради».

Юродство в основе своей было антиэстетичным, тяготевшим к безобразному. Этимологически «юродивый» восходит к слову «урод». Как урод описывается и Иван-дурак: вечно он лежит на печи, грязный, оборванный, сопли по лицу растирает.

Роднит Ивана с юродивыми и парадоксальность его речи: «А что, — думает себе Иванушка, — ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит». Кроме очевидной комичности, в подобных высказываниях есть нечто большее.

Иван переворачивает явления с ног на голову, как делали и юродивые, говорившие загадками, а то и вовсе лепетавшие бессмыслицу. Таким образом блаженные «очищали» вечные истины от повседневной шелухи и однообразности ритуалов. Они как будто встряхивали пыльный ковёр, чтобы тот становился и ярче, и чище.

Или — ставили обратно на ноги стоявшую на голове проблему.

Интересна также природа лени Ивана. Замечательно, что его практичные деятельные братья, несмотря на все усилия, не могут добиться цели. А Иван как будто и не делает ничего: лежит себе на печи да пользуется плодами трудов волшебных помощников. Но в сказке воспевается не лень сама по себе.

Если братья руководствуются разумом, то Иваном движет чутьё: он идёт, куда глаза глядят, ноги ведут и так далее. Практичное в сказке противопоставляется интуитивному. И побеждает второе: потому что Иван не живёт своим бессильным разумом, а полагается на Божью волю.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 1740
Источник: https://prokrasotu.info/topics/pochemu-v-russkih-skazkah-glavnyj-geroj-durak/

Дурак — жрец

Связь дурака с потусторонним миром очевидна: недаром он лежит на печи, которая одновременно является и центром дома (центром мира), и связью с умершими. Недаром именно ему помогают волшебные животные — те самые, которые в первобытные времена были тотемными.

Недаром во многих сказках он — единственный говорящий персонаж, порой говорящий бессмыслицу. Вспоминая, что волшебная сказка родилась из ритуала, можем восстановить роль Ивана в нём. Он — человек, общающийся с богами, то есть жрец. Поэтому потусторонний мир помогает ему, поэтому он оказывается в сказке главным героем, во всех смыслах этого слова.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 622
Источник: https://prokrasotu.info/topics/pochemu-v-russkih-skazkah-glavnyj-geroj-durak/

Кол-во блоков: 8 | Общее кол-во символов: 7194
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://facte.ru/other/pochemu-v-narodnyh-skazkah-mladshij-vse: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 366 (5%)
  2. https://cyrillitsa.ru/tradition/72128-pochemu-mladshiy-syn-v-skazkakh-vsegda-du.html: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 922 (13%)
  3. https://www.liveinternet.ru/users/4947125/post436592742/: использовано 1 блоков из 5, кол-во символов 816 (11%)
  4. https://prokrasotu.info/topics/pochemu-v-russkih-skazkah-glavnyj-geroj-durak/: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 5090 (71%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.