Со́фья Алексе́евна (17 сентября 1657 — 3 июля 1704) — царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682—1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D1%8C%D1%8F_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0
Содержание
Ребенок с претензиями
Софья Алексеевна отличалась от других детей с раннего детства. Поясним в чем это проявлялось. В допетровскую эпоху дочери русских царей имели очень ограниченную перспективу в жизни. В начале их воспитывали няньки на женской половине дворца и обучали ведению домашнего хозяйства, рукоделию и чтению церковных книг, причем девочки должны быть покорными и не проявлять ни при каких обстоятельствах чувств и эмоций.
Царевна Софья Алексеевна
А когда они достигали определенного возраста, отдавали в монастырь где в затворничестве и молитвах и заканчивалась жизнь. О замужестве не могло быть и речи, ведь в своем государстве равных не было, а стать супругой иностранца означало бы отказаться от своей веры. Этого нельзя было допустить, поэтому дочери русских царей и прозябали в монастырях. Но такой уклад жизни абсолютно не устраивал Софью. Она была 6 ребенком царя Алексея Михайловича, причем четвертой дочерью. И вопреки всем установленным укладам, проявила бунтарский характер еще в детском возрасте, напрочь отказавшись выполнять указаний нянек.
В итоге, отец нанял дочери лучших педагогов. Девочка получила отличное образование, знала несколько иностранных языков. Со временем царь даже стал брать Софью в поездки по государственным делам, так как она отличалась мудростью и тонкостью ума. Это отмечали даже иностранные послы, которые говорили, что в России с некоторого времени дочь царя занята не вышиванием, а участвует в государственных делах.
Источник: https://history.com.ru/rusimp/tsarevna-sofya-alekseevna
Это интересно: Почему в некоторых странах левостороннее движение?
Дорога к власти
Софья понимала, что ее приближённость к отцу и участие в управлении странной не может длиться долго, поэтому принялась активно искать себе супруга среди иностранцев, больше всего ее привлекали германские княжества, но Алексей Федорович на этот раз остался непреклонен. Дочь оставалась в России.
Царевна Софья
Когда Софье исполнилось девятнадцать лет, царь умер, а престол занял ее старший брат Федор Алексеевич, который был очень болезненный и слабый. Хитрая и властная Софья быстро приблизилась к брату. Оберегая и ухаживая за Федором, царевна завела дружбу с боярами и военачальниками. Склонив последних на свою сторону через пару месяцев ей удалось отстранить от двора вторую жену своего отца Нарышкину и ее сына, четырехлетнего наследника Петра.
Сама же Софья активно завоевывала популярность у окружающих, тем самым укрепляла положение у царского трона. В этот период происходит знакомство царевны с Василием Голицыным, который был старше ее на 14 лет. Юная Софья воспылала к нему чувствами, однако боярин был женат и имел 6 детей. Но со временем это не станет преградой, и Голицын станет отвечать ей взаимностью, за что и поплатиться пожизненной ссылкой в глухую деревню.
Василий Голицын
В конце апреля 1682 года умирает царь Федор, и пройдя все политические козни и перипетии, при поддержке стрельцов на трон было возведено сразу два царя Ивана и Петра, а регентом при них стала их сестра Софья. Целых семь лет ей было суждено править Российским государством.
Источник: https://history.com.ru/rusimp/tsarevna-sofya-alekseevna
Полнородные братья и сестры Петра I
дети Алексея Михайловича и Нарышкиной
Наталья Алексеевна
Портрет царевны Натальи Алексеевны, 1715 г., худ. Никитин И. Н.
(— ) — названная в честь собственной матери Натальи Кирилловны Нарышкиной, царевна Наталья разделяла увлечения Петра I западными традициями и всячески поддерживала его культурные преобразования.
После ссылки первой жены Петра I Евдокии Лопухиной в монастырь, к царевне Наталье на воспитания отдали царевича Алексея. Впоследствии Петр I поселит в доме сестры свою любовницу Марту Скавронскую.
В 1706 — 1707 гг. царевна организовала в Преображенском дворце театральные представления на современные темы, инсценировки житий святых, переводных романов. В качестве реквизита и обстановки были использованы материалы из «комедиальной храмины» организованной Петром I, но не имевшей успеха.
Умерла в 42 года от неизвестного заболевания желудка.
Феодора Алексеевна
(— ) — третий ребенок царя Алексея Михайловича от его второго брака с Натальей Нарышкиной. Умерла в возрасте трех лет и была похоронена в Вознесенском монастыре в Московском Кремле, а впоследствии перезахоронена в подземной палате южной пристройки Архангельского собора.
Источник: https://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F/%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F-%D0%B8-%D1%81%D1%91%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8B/
Образ Софьи Алексеевны в глазах современников и потомков
Поздравление царевне Софье
по случаю Пасхи
Но ты, велия и славна царевна,
премудра София Алексѣевна
Его, воскресша, зѣло слушавши
и волю его усердно твориши.
И путь течеши им заповѣданный,
убо внидеши во свѣт всежеланный.
Иже во вѣки не имать мерцати,
тамо будеши солнечно сияти.
Того усердно аз желаю тебѣ,
государынѣ нашей, здѣ и в небѣ.
Мене же изволь в милости щадити,
хотяща рабом твоим вѣрным быти.
Нынѣ же поклон ниский содѣваю,
под стопу главу мою повергаю.
г.
В первые годы соправительства Ивана и Петра имя Софьи Алексеевны практически не упоминается в официальных документах. Почти полное отсутствие имени Софьи в официальном делопроизводстве в первые годы соцарствия даже позволило некоторым исследователям утверждать, что Софья формально не получала регенства в 1682 году, но правила неформально, постепенно концентрируя власть в своих руках. Только к 1686 году имя Софьи стало добавляться к именам братьев в царских указах. Скорее всего это было связано с тем, что по этическим нормам того времени Софья не могла действовать публично, но, несмотря на это, по словам исследователей, уже с первых дней соцарствия «её политическое влияние ощущалось повсюду».
Однако постепенно власть Софьи укреплялась, её начинали прославлять придворные панегиристы. Письменные и устные похвалы ее мудрости и добродетели постепенно нарастали и достигли пика к 1686 г., когда был заключен Вечный мир с Польшей. Поэты и литераторы часто отождествляли Софью с Божьей премудростью. Симеон Полоцкий посвятил Софье несколько своих стихотворений, сохранившихся в посвящениях к книгам, подаренным им Софье. В одном из них он пишет:
В 1686 году братьями Лихудами от имени Славяно-греко-латинской академии была зачитана похвальная речь Софье, начинавшаяся со слов: “Вем же вем Блаженная Государыня, богоизбранная пречестная София Алексиевна…. Ты же, о премудрейшая София, добльственнейшая Иудиф, святейшая Сусанна, целомудреннейшая Девора, — радуйся и веселися, яко венец тебе на небеси уготовася не от камений, многоценных тленных, и привременных, но от божия благодати, и дуси сущия окрест божественнаго престола. Устроен венец тебе и скипетр бысть, зане скиптры отеческая ты София в премудрости и мужестве утвердила еси”. Карион (Истомин) в своих стихотворных панегириках прославлял Софию-Мудрость как строящую, созидающую силу, благоразумную правительницу. Сильвестр (Медведев) в своей речи, обращенной к царевне говорит, что Софья “есть дом солнечный, жилище солнца истинного Христа Господа”, сравнивает её с Александром Великим, заявляя при этом, что она превосходит Александра в своём поиске совершенства, которое “богом истинным” воплощено в царевне. Её профили печатали на монетах, её называли благочастивой, милосердной, премудрой и христолюбивой царевной, сравнивали с Пульхерией, Семирамидой, княгиней Ольгой и с «Елисавеф Британской».
Портрет Софьи в царском облачениии, со скипетром и державой в руках, на фоне двуглавого орла. Вокруг портрета выписан царский титул
В последние годы правления Софьи проявляется явное желание её окружения устроить царевне “помазанье на царство” с тем чтобы сделать её самодержавной правительницей, равной по статусу её братьям. С этой целью рассылались послы в стрелецкие полки, иностранные дворы и к Вселенским патриархам. С года имя Софьи Алексеевны стало включаться в царский титул, её официально начали именовать самодержицей. Стали появляться золотые монеты с изображением Софьи, были созданы портреты царевны в полном царском облачении со скипетром и державой в руках на фоне двуглавого орла. Под портретом печатался полный царский титул и стихи о её добродетелях, которыми царевна „царство аки седми столпы укрепила”. Портреты правительницы стали распространяться при помощи специальных политических плакатов. К лету 1689 г. несколько сот плакатов с портретом Софьи были распространены по Москве и посланы за рубеж. Сочинялись поддельные акты о «всенародном и единогласном» избрании Софьи правительницей России в мае 1682 г..
Однако, общество всё же было не готово принять самодержавную женщину-правительницу. По словам И. Е. Забелина, чтобы осуществить задуманное, Софье была необходима «прямая, открытая и притом богатырская, т. е. петровская борьба с тем же обществом; борьба, не допускавшая никаких сделок, никаких колебаний, уступок, никаких мирных переговоров». Он считает, что Софье хватило бы сил выдержать подобную борьбу, однако у неё не хватало веры в необходимость такой борьбы, она была не способна «отступить от заветного постнического идеала» и стремилась отстоять «лишь свою личную свободу», действуя при этом «по византийским образцам».
После воцарения Петра I образ Софьи подвергся резкой негативизации и оставался таковым на протяжении большей части XVIII века. Все последующие русские авторы описывали правление Софьи Алексеевны исключительно в отрицательных тонах. Их мнение разделяли иностранцы. В своих произведениях они описывали Софью как коварную интриганку, ослеплённую честолюбием и жаждой власти, повергшую государство в хаос и смуту. Однако к концу XVIII века негативный образ Софьи Алексеевны начал постепенно пересматриваться. Так, Екатерина II в одном из своих сочинений писала, что Софье ”не была отдана должная справедливость”. По её словам “она в течение нескольких лет руководила делами государства со всей проницательностью, какой только возможно желать. Глядя на дела, прошедшие через её руки, нельзя не признать, что она была весьма способна царствовать” . В свою очередь Карамзин считал, что Софья “есть одна из великих женщин, произведенных Россиею” и замечал что “по уму и свойствам души своей достойна была называться сестрою Петра Великого”. Н. Г. Устрялов называл Софью “русской Пульхерией”, отмечая при этом такие черты её характера как властолюбие и жестокость. С. М. Соловьев называл Софью “примером исторической женщины, освободившейся из терема, но не вынесшей из него нравственных сдержек и не нашедшей их в обществе”. По словам Е. Ф. Шмурло “Софья первая пробила брешь в той стене, за которой, замурованные, сидели наши прабабушки; она первая вывела их из терема, указав путь, идя по которому русская женщина стала теперь, по широте и глубине своего образования, по интенсивности своих духовных стремлений, одной из первых женщин мира”.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D1%8C%D1%8F_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0
В искусстве
- Иван Лажечников. «Последний Новик». Исторический роман о вымышленном сыне Софьи и Голицына
- Аполлон Майков. «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне». 1867
- Е. П. Карнович. «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна» (1879)
- А. Н. Толстой. «Петр Первый» (1934)
- Марина Цветаева «Петру», «Есть подвиги.По селам стих…» (1920)
- Н. М. Молева, «Государыня — правительница Софья» (2000)
- Р. Р. Гордин, «Игра судьбы» (2001)
- Т. Т. Наполова, «Царица-мачеха» (2006)
- В. С. Соловьёв, «Царь-девица» (1878)
Кинематограф
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D1%8C%D1%8F_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0
Это интересно: Как пчелы помогли крестоносцам захватить неприступную Акру
Царица и ее реформы
Софья не обладала женской красотой, она была полновата и угловата, но отличалась огромным честолюбием и хорошим умом. Соответственно, чтобы сохранить власть в своих руках, она должна была предпринимать действия для развития государства.
Софье Алексеевне удалось реформировать армию и налоговую систему, она поощряла торговлю с иностранными державами, приглашала в Россию зарубежных специалистов, развивала отношения с европейскими странами, заключила выгодный мирный договор с Польшей и Китаем.
Славяно-греко-латинская академия
Именно во время регентства Софьи было открыто первое учебное заведение – Славяно-греколатинская академия.
Источник: https://history.com.ru/rusimp/tsarevna-sofya-alekseevna
От судьбы не уйдешь
Увлечение Голицыным не прибавило царевне популярности среди народа. Да и подросший Петр больше не желал слушать властную сестру. Поэтому учитывая то, что стать законным царем он мог только после совершеннолетия или женитьбы, поэтому в 17 лет он женился на Евдокии Лопухиной, а значит стал опасен для Софьи, которая решила прибегнуть к помощи стрельцов, однако ее ждало разочарование. Стрельцы были недовольны действиями ее фаворита Голицыным, поэтому поддержали молодого наследника, присягнув на верность Петру.
После этих событий царевну отправили в Новодевичий монастырь и навсегда разлучили с любовью всей ее жизни. Но даже там, Софья проявляла свою надменность и бунтарство. Она попыталась устроить новый стрелецкий бунт, после которого была подстрижена в монахини под именем Сусанны. Умерла Софья Алексеевна в возрасте сорока шести лет.
Источник: https://history.com.ru/rusimp/tsarevna-sofya-alekseevna
Литература
На русском языке
- Беляевский летописец // Россия при царевне Софье и Петре I: Записки русских людей / Сост. и ред. А. П. Богданов. — М.: Современник, 1990. — С. 27 — 44. — 448 с. — ISBN 5-270-00708-8. (в пер.)
- Василенко Н. П. София Алексеевна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Костомаров Н. И. История России в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Гл. 13. Царевна Софья
- Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 14, гл. I, II.
- Лавров А. С. Регентство царевны Софьи Алексеевны. Служилое общество и борьба за власть в верхах Русского государства в 1682—1689 гг. — М.: Археографический центр, 1999. — 304 с. — 1 000 экз. — ISBN 5-88253-035-0. (в пер.)
- Помяловский М. София Алексеевна // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
- Седов П. В. Закат Московского царства. Царский двор конца XVII в. — СПб., 2006.
- Богданов А. П. Гравюра как источник по истории политической борьбы в России в период регентства Софьи Алексеевны (вопросы происхождения) // Материалы XV Всесоюзной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс». Серия «История». — Новосибирск, 1977. — С. 39-48.
- Описание бунта бывшего в 1682 году. С рукописи // Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях государя императора Петра Великого. Изданное трудами и иждивением Фёдора Туманского. — Ч. 1. — СПб.: Шнор, 1787. — С. 111—229.
- Хьюз Л. Царевна Софья / Линдси Хьюз / Пер. с англ. и науч. редактирование: к.и.н. С. В. Лобачёв; Рецензенты: д.и.н., проф. С. А. Козлов, д.и.н., с.н.с. А. П. Павлов. — СПб.: Гранд, 2001. — 416 с. — 4000 экз. — ISBN -X. (в пер.)
- Наумов В. П. Царевна Софья. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 368, с. — (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1730 (1530)). — 3000 экз. — ISBN 978-5-235-03820-2. (в пер.)
На иностранных языках
- Hughes, L. Sophia, Regent of Russia 1657—1704. New Haven and London, 1990.
- Boskovska, N. Die russische Frau im 17. Jahrhundert. Köln, 1998.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D1%8C%D1%8F_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://history.com.ru/rusimp/tsarevna-sofya-alekseevna: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 4479 (30%)
- https://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F/%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F-%D0%B8-%D1%81%D1%91%D1%81%D1%82%D1%80%D1%8B/: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 1197 (8%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D1%8C%D1%8F_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 9077 (62%)