Трагедия Дмитрия Виноградова — Как друг Ломоносова создал русский фарфор и поплатился за это жизнью


Россия всегда славилась выдающимися талантами, однако неоспоримым фактом является и то, что не всегда приходилось этим людям сладко и вольно на своей родине. Русская история помнит немало гениев, жизнь которых была загублена отечественной системой. Страшная участь выпала на долю иДмитрия Ивановича Виноградова, по праву считающегося отцом русского фарфора, который последние дни своей жизни провел прикованным цепью к печи для обжига.


Фантастический взлет и трагический конец первооткрывателя русского фарфора Дмитрия Виноградова

Дмитрий Иванович Виноградов.

Родился мастер в древнем русском городе Суздале в 1720 году. В начале 1730-х годов отец мальчика, видя в сыне большие задатки к наукам, отправил его со старшим братом Яковом на учебу в Москву, где они обучались в Спасской школе при Славяно-греко-латинской академии. Нужно сказать, эта школа была одним из авторитетнейших учебных заведений государства того времени. В свое время в ней учились немало выдающихся личностей.

Именно там судьба свела двух будущих гениев – Дмитрия Виноградова и Михаила Ломоносова. Невзирая на девятилетнюю разницу в возрасте, они стали хорошими друзьями. Непреодолимое желание учиться, целеустремленность и талант к естественным наукам помогли Дмитрию быстро догнать Ломоносова, а потом пройти с ним вместе за один год три класса. 

В конце 1735 года братья Виноградовы и Михаил Ломоносов в числе других одаренных двенадцати учеников были направлены в Петербург для продолжения образования при Императорской Академии Наук.

Фантастический взлет и трагический конец первооткрывателя русского фарфора Дмитрия Виноградова

Скульптура  «Д.И. Виноградов».  Скульптор Г.Б. Садиков, художник Л.И. Лебединская.  ЛФЗ. 1970-1975 гг.

И года не прошло, как Дмитрия Виноградова, Михайла Ломоносова и Густава Ульриха Рейзера, как отличников направляют от академии на учебу в Германию. Только вдумайтесь: мальчишку в возрасте шестнадцати лет, по предложению Тайного кабинета министров, по представлению Петербургской Академии наук, по указу императрицы – как одного из лучших!

При своей гениальности и стремлении к учебе Дмитрий отличался “… и неукротимым нравом, и буйным поведением, и расточительством, а также страстью к кутежам”. Но наряду с этим он самоотверженно учился всему, что его увлекало. Осознавая, что теория без практики ничего сама по себе не стоит, он ездил по рудникам Германии, знакомясь с устройством шахт, работой механизмов. Нередко в этих шахтах работал и сам. 

Набравшись колоссального опыта, просвещенным вернулся Дмитрий Виноградов в Россию, где был сразу же экзаменован Берг-коллегией во главе с президентом заведения В.С. Райзером. Приняв экзамен у талантливого технаря, Райзер отметил, что не может назвать имя ни одного европейского мастера, который разбирался бы в своем деле лучше Виноградова. После чего новоиспеченный специалист по горному делу был награжден чином бергмейстера, дающим право распоряжаться работами на рудниках. Однако на рудники Дмитрий Иванович не попал…

Фантастический взлет и трагический конец первооткрывателя русского фарфора Дмитрия Виноградова

Пробная чаша  Д.И. Виноградова.  Невская порцелиновая  мануфактура.  Около 1747 г.

Императрица Елизавета Петровна, прослышав о небывалом таланте Виноградова, распорядилась оставить его в Москве и направила на Порцелиновую мануфактуру для выполнения секретного дела – создания в России фарфорового производства.

Еще Петр I пытался организовать производство отечественного фарфора, прекрасно понимая, что для того, чтобы стать европейским государством, кроме военных побед нужно одержать и идеологическую. При жизни Петра этого свершить не удалось, зато желание отца целиком воплотила императрица Елизавета. В 1744 по ее указу была создана Порцелиновая мануфактура – первая в России и третья в Европе. Однако открыть – мало, нужно было выпускать на ней продукцию. А как делать фарфор в России тогда еще никто не знал. К слову сказать, о нем в российской империи тогда могли только мечтать, поскольку рецептура уже выпускаемых китайских и европейских фарфоровых изделий хранилась в строжайшей тайне.

Фантастический взлет и трагический конец первооткрывателя русского фарфора Дмитрия Виноградова

Кружка с крышкой.  Мастер Д.И. Виноградов.  1750-е гг.

В 1747 году Дмитрий Иванович начал работы над созданием заветного рецепта, путем многочисленных проб и опытов. И, чтобы разгадать рецепт изготовления фарфора, Виноградову пришлось совершить настоящий трудовой подвиг. Он изо дня в день, из года в год ставил опыты с глинами разных месторождений, менял условия обжига, сам конструировал печи и вводил их в эксплуатацию, пока не добился того, к чему стремился. А чтобы не утратить добытые многочисленными опытами результаты, и его преемникам не пришлось “вновь того в поте лица искать”, свои эксперименты первооткрыватель изложил в рукописном рабочем дневнике, прибегая к шифрованию. Эти записи велись на смеси латинского, немецкого, древнееврейского и других языков.

И что любопытно, Виноградову удалось открыть не только секрет изготовления фарфора, но и исследовать различные отечественные месторождения глин. В инструкции изложил технологию промывки глин разных видов. Мастер подобрал самый оптимальный вид топлива для обжига изделий, сам проектировал специальные печи и горны, а после руководил их строительством, сам же открыл формулы красок и глазури для росписи. Одновременно Виноградов занимался и подготовкой кадров, он готовил специалистов, помощников и преемников разного уровня по изготовлению и декоративному оформлению фарфоровых изделий.

Что особо поражает в этой истории, так это то, в каких нечеловеческих условиях жил мастер. Его никуда не отпускали за пределы мануфактуры, ни родного города, ни свей семьи он уже никогда больше не увидел, своей семьи мастер также не создал. А все потому, что рецепт фарфора являлся государственной тайной. Поэтому Дмитрию Ивановичу ничего больше не оставалось как всецело отдаваться работе и только работе!

Фантастический взлет и трагический конец первооткрывателя русского фарфора Дмитрия Виноградова

Чаша с виноградной лозой. Мастер Д.И. Виноградов.  1749 г.

Порцилиновая мануфактура заработала в 1753 году, и производство фарфора было поставлено на поток. Сначала производились мелкие, а затем стали выпускать более крупные изделия. Первый императорский сервиз “Каприз императрицы” был выполнен “по рецепту” Виноградова в 1756 году. В его состав входили столовые тарелки и вазы, супницы “с прелестницами” и чашки в комплекте.

Фантастический взлет и трагический конец первооткрывателя русского фарфора Дмитрия Виноградова

Табакерка в виде яблока  с надписью  «Пастух и пряха».  Мастер Д.И. Виноградов. 1750-е гг.

Блок: 1/2 | Кол-во символов: 6084
Источник: https://proexpress.com.ua/fantasticheskii-vzlet-i-tragicheskii-konec-pervootkryvatelia-rysskogo-farfora-dmitriia-vinogradova/

История фарфорового гения


Учеба

Дмитрий Иванович Виноградов, которого по праву считают отцом русского фарфора, родился в Суздале в 1720 году. В начале 1730-ых годов отец отправил мальчика на учебу в московскую академию, где юный Дмитрий встретился с молодым М. Ломоносовым. Несмотря на девятилетнюю разницу в возрасте два будущих гения стали хорошими друзьями и вместе осваивали премудрости разных наук в России и за ее пределами.

Дмитрий Иванович Виноградов

Список студентов, принимаемых в Марбург.  г. На третьей и четвертой строке списка значатся Ломоносов и Виноградов

Список студентов, принимаемых в Марбург. г. На третьей и четвертой строке списка значатся Ломоносов и Виноградов.

Вернувшись на родину, просвещенный молодой человек с таким блеском сдал экзамены Берг-коллегии, что президент заведения В.С. Райзер отозвался весьма высоко о его успехах. Райзер отметил, что не знает ни одного заграничного мастера, который разбирался бы в своем деле лучше Виноградова. Молодого специалиста по горному делу наградили чином бергмейстера, который обязывал распоряжаться работами на руднике.

Первые эксперименты с фарфором

Виноградов должен был отправиться работать на рудники, однако у императрицы Елизаветы Петровны были свои виды на талантливого технаря. Она велела направить его в Кабинет для выполнения секретного дела. Как выяснилось позже, этим тайным и невероятно трудным делом оказалось создание в стране фарфорового производства.

О фарфоре в России тогда могли только мечтать, поскольку рецепты уже выпускаемых в Китае и Европе фарфоровых изделий хранили в строжайшем секрете. Многие заграничные умельцы, выдававшие себя за знатоков фарфорового производства, на самом деле были обычными мошенниками. Одним из них оказался Христоф Гунгер, приглашенный императрицей в Санкт-Петербург с целью организации здесь производства. К Гунгеру приставили смотрителя И.А. Черкасова и специалиста по горному делу Д.И. Виноградова. Однако иностранный плут два года водил всех за нос, так и не сумев получить фарфор. В итоге Гунгер был выставлен из России, что освободило место Виноградову.

Чтобы открыть рецепт изготовления фарфора, Виноградову пришлось совершить настоящий подвиг. Он шаг за шагом ставил опыты с глинами разных месторождений, изменял условия обжига, сам сконструировал печи, пока не получил фарфор высокого качества.

Д.И. Виноградов за работой по производству фарфора

Д.И. Виноградов за работой по производству фарфора.

Достижения Виноградова

После огромного количества экспериментов Виноградову удалось получить отличный фарфор, который мог сравниться с мейсенскими работами. Чтобы потомкам не пришлось «вновь того в поте лица» искать, свои открытия первооткрыватель русского фарфора изложил в рукописях, прибегая к шифрованию.

Виноградов не только открыл секрет изготовления фарфора, но и исследовал разные месторождения глин, написал инструкции по промывке глин, экспериментировал с разными видами топлива для обжига изделий, сам разрабатывал проекты печей и горнов, а затем руководил их строительством, сам же открыл формулы красок для росписи по фарфору и занимался другими вопросами. Одновременно с организацией всего производства Виноградов готовил специалистов разного уровня по изготовлению и росписи фарфора.

Таким образом, за несколько лет работы в тяжелейших условиях Виноградову удалось не просто открыть тайну изготовления фарфора и глазури для росписи, но и создать завод с налаженным фарфоровым производством. На порцелиновой мануфактуре, созданной Виноградовым, выпускали изделия ко Двору, которые императрица часто использовала в качестве дипломатических подарков.

Причины ранней смерти

Казалось бы, отец русского фарфора должен был утопать в роскоши, похвалах и наградах. Но так сложилась его судьба, что при жизни Виноградов не получил ни одной благодарности за то величайшее дело, которое он сделал для своей родины. Напротив, фарфорового мастера подвергали всяческим мукам, заставляли жить и работать в нечеловеческих условиях.

Опасаясь, что Виноградов может выдать рецепт открытого им фарфора, чиновники распорядились никуда не отпускать его с завода. Дошло до того, что в 1754 году надсмотрщик за Виноградовым Черкасов приказал неотлучно держать мастера у работающей печи. Черкасов не понимал, что в развивающемся производстве фарфора неизбежны трудности, неудачи. Его интересовало только увеличение производства, поэтому за любой неуспех Виноградова лишали жалованья и били плетьми.

Не имея права отправиться в родной Суздаль, не видя свою семью, страдая от одиночества и перенося издевательства, русский гений сильно ослаб, заболел физически и психически. В один из дней он написал в рабочем дневнике о том, что рано стал стариком. Позже Виноградова посадили на цепь, как собаку. В результате такой тяжелой жизни в 38 лет создатель русского фарфора скончался, а его кладбище затерялось еще в 18 веке.

Скульптура «Д.И. Виноградов». Скульптор Г.Б. Садиков, художник Л.И. Лебединская. ЛФЗ. 1970-1075 гг

Скульптура

«Д.И. Виноградов».

Скульптор Г.Б. Садиков,

художник Л.И. Лебединская.

ЛФЗ. 1970-1075 гг.

Память о Д.И. Виноградове

Современники не оценили вклада Дмитрия Ивановича Виноградова в появление и развитие в России фарфорового производства, однако потомки помнят его заслуги.

На Ленинградском фарфоровом заводе есть мемориальная доска, отдающая дань основателю российского фарфорового производства:

В Суздале в честь изобретателя русского фарфора назвали улицу Виноградова, расположенную рядом с кремлевским комплексом

В Суздале в честь изобретателя русского фарфора назвали улицу Виноградова, расположенную рядом с кремлевским комплексом.

До настоящего времени дошло лишь несколько фарфоровых изделий Д.И. Виноградова и некоторые его книги, описывающие секреты производства фарфора. Весь сохранившийся фарфор Виноградова имеет на сегодняшний день огромную ценность.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 5563
Источник: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otets-russkogo-farfora-d-i-vinogradov/

Трагедия жизни Дмитрия Виноградова

Однако такой самоотверженный труд не принес мастеру ни признания, ни статуса. Даже наоборот, он стоил Дмитрию Виноградову жизни. Постоянное непосильное напряжение, которое он пытался ослабить принятием алкоголя, привели к хроническому алкоголизму. Опасаясь, что мастер может выдать рецепт открытого им фарфора, чиновники тайной канцелярии распорядились никуда не выпускать его из цеха. Виноградова лишили жалованья и били плетьми за малейшую неудачу в производстве. Да к тому же у него отобрали шпагу, что тогда считалось за полное бесчестье! За ним постоянно следили, держали под караулом, а когда он попытался сбежать — посадили на цепь.

Фантастический взлет и трагический конец первооткрывателя русского фарфора Дмитрия Виноградова

Табакерка в виде  «комода» с изображением мопсов на крышке.  1752 г.

Больного, доведенного до галлюцинаций, физически и психически ослабшего Виноградова стали приковывать цепью к печи “на время обжигу… чтобы и спал там”. “Просидев” так три дня, года Виноградов скончался. Ему было 38 лет. 

Что тут сказать, ужасная смерть гения, совершившего трудовой подвиг и умершего в забвении. Дело продолжил его ученик Никита Воинов.

Очень трудно поверить, что с выдающимся ученым, лучшим выпускником петербургской Академии наук, своим трудом составившим славу России, обращались как с колодником. К слову сказать, с Бёттгером, изобретателем европейского фарфора, в Саксонии поступили также. Он жил прикованным цепью за ногу к своей печи в замке Альбрехтсбург, дабы не сбежал и не передал секрет производства фарфора кому-либо еще.

Дикие нравы просвещенного восемнадцатого столетия!

Фантастический взлет и трагический конец первооткрывателя русского фарфора Дмитрия Виноградова

Сервиз «Собственный»,  созданный для императрицы.

И наконец, хотелось бы отметить, что до нынешнего времени дошло всего лишь около десятка уникальных фарфоровых изделий Д.И. Виноградова и некоторые его трактаты, в которых мастер описал секреты производства фарфора. Эти старинные изделия, с авторским клеймом в виде года выпуска и начальной буквы фамилии создателя, на сегодняшний день оцениваются баснословными суммами.

Фантастический взлет и трагический конец первооткрывателя русского фарфора Дмитрия Виноградова

Клеймо Д.И. Виноградова.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 2004
Источник: https://proexpress.com.ua/fantasticheskii-vzlet-i-tragicheskii-konec-pervootkryvatelia-rysskogo-farfora-dmitriia-vinogradova/

Работы Виноградова

К своим первым опытам по изготовлению фарфоровых изделий Виноградов приступил в 1747 году. Опознать эти работы можно по характерному клейму, в котором прописан год изготовления и начальная буква фамилии создателя.

Работы по открытию рецепта первого в стране русского фарфора продолжались вплоть до 1752 года. Чтобы не утратить добытые в ходе многочисленных опытов рецепты качественного фарфора, Виноградов записывал их в рабочем дневнике. Записи приходилось делать на смеси латинского, немецкого, древнееврейского и других языков, чтобы рецепт фарфора оставался в строжайшем секрете.

Пробная чаша Д.И. Виноградова. Невская порцелиновая мануфактура. Около 1747 г.

Пробная чаша

Д.И. Виноградова.

Невская порцелиновая

мануфактура.

Около 1747 г.

Для самых первых изделий порцелиновой мануфактуры Виноградова характерен желтоватый или голубоватый оттенок черепка. Это связано с тем, что мастер пробовал разные составы фарфоровой массы, менял горн и качество обжига. В 1750-1751 гг. фарфоровые заготовки начали расписывать красками, которые специально привозили из других стран.

Чаша с виноградной лозой. Мастер Д.И. Виноградов. 1749 г.

Чаша с виноградной лозой.

Мастер Д.И. Виноградов.

1749 г.


Кружка с крышкой. Мастер Д.И. Виноградов. 1750-е гг.

Кружка с крышкой.

Мастер Д.И. Виноградов.

1750-е гг.

Табакерка в виде яблока с надписью «Пастух и пряха». Мастер Д.И. Виноградов. 1750-е гг.

Табакерка в виде яблока

с надписью

«Пастух и пряха».

Мастер Д.И. Виноградов.

1750-е гг.

Созданные табакерки были достаточно изящны. В них прослеживаются все элементы, которые в дальнейшем были характерны для российского фарфора: тонкая роспись с мельчайшей прорисовкой деталей, позолота, рельефный декор и изящность форм. Вот почему табакерки мануфактуры Виноградова так быстро обрели популярность. Им придавали самые разные формы: делали овальными, круглыми, многоугольными, в виде фруктов или корзин. Также были популярны пакетовые табакерки, которые представляли собой почтовые пакеты с именем владельца.

Табакерка в виде «комода» с изображением мопсов на крышке. 1752 г.

Табакерка в виде

«комода» с изображением

мопсов на крышке.

1752 г.


Табакерки порцелиновой мануфактуры. Мастер Д.И. Виноградов

Табакерки порцелиновой

мануфактуры.

Мастер Д.И. Виноградов.

Кроме табакерок изготавливали чернильницы, трубки, пасхальные яйца, подсвечники и другую необходимую в быту утварь. Из посуды делали чашки, кружки, масленки и некоторые другие предметы. Их характерной особенностью были небольшие размеры, округлые формы, гармоничное сочетание формы и цвета. В качестве основных сюжетов брали военную или романтическую тематику, а также изображали цветочные композиции.

Отсутствие таких крупных изделий, как подносы или вазы, объяснялось тем, что в первое время у завода не было горна, который позволял бы обжигать большие предметы. Лишь в 1756 году, когда Виноградов построил большой горн, завод перешел на изготовление крупных изделий.

В этот период специально для императрицы был создан первый сервиз «Собственный». На ложках, чашках, блюдцах и других элементах сервиза присутствует узор, напоминающий известную на весь мир кобальтовую сетку. Некоторые авторы считают, что работница завода ЛФЗ А.А. Яцкевич создала ее, глядя на этот сервиз. Однако сама Анна Адамовна утверждает, что идея создания кобальтовой сетки пришла ей на ум при взгляде на заклеенные окна дома блокадного Ленинграда, где она в то время проживала.

Сервиз «Собственный», созданный для императрицы

Сервиз «Собственный»,

созданный для императрицы.

В первых изделиях порцелиновой мануфактуры одноцветное покрытие золотой, пурпурной или иными красками применяли в основном для того, чтобы скрыть недостатки фарфоровой массы. В это время рисунки были простыми и не отличались богатой цветовой гаммой. В более поздний период необходимость в сплошных фонах отпала, так как удалось достичь равномерно белого черепка. Улучшились и техники росписи, что выразилось в появлении более сложных цветочных орнаментов, ландшафтов.

Интересно, что золотую краску для росписи, которая придавала изделию вид драгоценной вещи, Виноградов делал из золотых монет императорской казны. Золото ему поставлял Управляющий кабинетом Её Императорского Величества Черкасов.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 3911
Источник: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otets-russkogo-farfora-d-i-vinogradov/

Клейма Виноградова

Как только фарфоровый завод начал выпускать первую удовлетворительную продукцию, на изделиях появились клейма. В первых клеймах ставили букву W, обозначающую первую букву фамилии Виноградова, и указывали год изготовления.

vinogradov-14.JPG

Клеймо ставили до нанесения глазури синей краской. Поскольку никаких стандартов относительно размера, наклона, формы букв и цифр в то время просто не существовало, клейма отличались по технике исполнения и зависели от почерка и настроения мастера.

vinogradov-15.jpg

Кроме года изготовления в клеймах указывали и конкретную дату или номер рецептуры фарфоровой массы.

vinogradov-16.JPG

vinogradov-17.JPG

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 639
Источник: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otets-russkogo-farfora-d-i-vinogradov/

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 20457
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otets-russkogo-farfora-d-i-vinogradov/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 10113 (49%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2,_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87: использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 2256 (11%)
  3. https://proexpress.com.ua/fantasticheskii-vzlet-i-tragicheskii-konec-pervootkryvatelia-rysskogo-farfora-dmitriia-vinogradova/: использовано 2 блоков из 2, кол-во символов 8088 (40%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

1 Комментарий

  1. Какая тяжелая жизнь!
    Гениев нигде и никогда не любили!
    Вместо того, чтобы восхищаться и поощрять их, ломали и унижали!
    Человек…..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.