Город мертвых в Северной Осетии: распишем во всех подробностях

[desc][/desc]


Дарга́вс (осет. Дæргъæвс) — село в Пригородном районе Республики Северная Осетия — Алания. Административный центр Даргавского сельского поселения.

Блок: 1/9 | Кол-во символов: 151
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D1%81

Ослепительный Даргавс

Дорога в поселок Даргавс, где расположился средневековый некрополь, идет по очень крутому горному серпантину длинной в 14 километров. Когда подъем закончился и мы остановили машину для короткого привала, открывшийся с высоты в 1200 метров над уровнем моря вид поразил красотой: далеко вниз узкой змейкой уходила дорога, а прямо перед глазами мощные седые горы1с двух сторон образовывали ущелье.

Дальше, чтобы добраться до места назначения — самого «Города мертвых», — надо проехать по длинному Даргавскому ущелью. По местным меркам оно очень пологое и широкое, хоть и затеряно высоко в горах. По дну протекает Кизил-дон, что означает «Красная река». С нее, собственно, и начинается история возникновения средневекового некрополя в Северной Осетии.

— Это название река получила предположительно после битвы войск аланов с татаро-монгольской армией в 1395 году, — рассказывает заведующий филиалом национального музея РСО — Алания архитектурно-этнографического комплекса «Город мертвых» в селении Даргавс Ислам Сасиев, который сопровождает нас в поездке. — Сражение оказалось таким кровопролитным, что вода в реке стала красной. Аланы потерпели поражение, были вытеснены завоевателями в горы, обосновавшись в пяти здешних ущельях. Земли для всех жителей катастрофически не хватало, и даже появилась поговорка, отражающая всю сложность ситуации: «Клочок земли, где стоит большой бык, стоит столько же, сколько и этот бык». А ведь домашний скот в то время был главной «валютой». Чтобы решить проблему захоронения умерших и не тратить на это плодородные земли, выбрали скалистый склон, непригодный для выпаса животных или пашни. Там и начали строить усыпальницы.

Между прочим, к выбору места для возведения склепов аланы, предки осетин, подошли очень практично. «Город мертвых» расположен на сухой площадке, где не застаивается вода, а территория продувается со всех сторон, что в результате и обеспечило некрополю долгую жизнь, а спустя 700 лет он стал Меккой для археологов, ученых и туристов: все останки хорошо сохранились, позволив изучать историю древних народов.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 2093
Источник: https://rg.ru/2016/07/07/reg-skfo/rg-pobyvala-v-severnoj-osetii-v-zagadochnom-gorode-mertvyh.html

География


Расположен в южной части Пригородного района, на правом берегу реки Гизельдон, в центре горной долины. Находится в 37 км к юго-западу от города Владикавказ.

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 169
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D1%81

История создания

Необычное место. Мягкий климат, даже осенью и зимой здесь сухо, до трехсот дней в году стоит ясная погода. Большое количество ровных пространств, что редкость для горных ущелий. Говорят, здесь особая геомагнитная зона. А каждый склеп построен в центре геомагнитной сетки, форма же построек – в виде башен со сквозными отверстиями, через которые проникает ветер, способствует быстрому мумифицированию тел умерших.

Первые захоронения в Даргавсе относятся к началу ХVII века. У каждой семьи был свой фамильный склеп. Всего 95 усыпальниц. Часть – полуподземные, но большинство – надземные, высотой в два или даже четыре этажа. Крыши в виде пирамиды или конуса выложены шиферным сланцем ступеньками. Издалека «Городок мертвых» напоминает горную деревушку, особенно живописную на закате. Умерших не зарывали в землю, а укладывали в склеп через отверстие, которое потом закрывали деревянным щитом. Когда все боковые полки заполнялись телами, останки опускались вниз, освобождая место для новых погребений. И в одном склепе могло помещаться свыше ста покойников.

Местность заселена с давних времен. Ученые обнаружили большое количество археологических памятников, в том числе аланский могильник конца I тысячелетия нашей эры. Даргавс был одним из центров Тагаурского общества.

По преданию, здесь жил Тагаур, «царевич Тага», основоположник знатных осетинских родов. Отсюда происходят многие фамилии: Кудаковы, Тхостовы, Тулатовы, Аликовы, Кануковы, Мамсуровы.

В Средние века в Осетии преобладало феодальное устройство общества. Основными источниками доходов знатных «потомков Тага» были повинности крестьян и пошлинный сбор на Дарьяльской перевальной дороге. Контроль над дорогой – это и политика, и международный авторитет. Тагиата были полновластными хозяевами в этих местах, устанавливали размер пошлины, выставляли посты. Купеческие караваны часто расплачивались товаром, за прогон скота отдавали часть стада. Кроме того, проезжающие платили за наведение переправ, Терек время от времени менял русло, да и сами горцы ломали мосты, чтобы брать плату за строительство новых. А самым престижным занятием благородного человека считались набеги, в основном в Грузию, откуда пригоняли пленников и скот.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 2203
Источник: https://www.culture.ru/institutes/11460/gorod-mertvykh-v-dargavse

Легенда о девушке

Среди местных жителей существует легенда о девушке невероятной красоты, которая однажды пришла в деревню. Все мужчины были настолько очарованы ей, что даже начали устраивать дуэли между собой. Чтобы прекратить кровопролитие и разрешить спор девушку отвели к совету старейшин. Но и они начали ожесточенный спор только увидев её. Тогда женская часть города объявила девушку ведьмой и потребовала изгнать незнакомку. Но мужчины не хотели никому её отдавать. Никому, кроме Господа. Поэтому незнакомку убили. Вскоре после этого по территории Осетии страшным мором прошлась холера. Население княжества, подвассального Золотой орде, тогда сократилось более чем в 10 раз. Не обошла беда стороной и Даргавс.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 715
Источник: https://cyrillitsa.ru/history/86080-gorod-mertvykh-pochemu-tak-nazyvayut-p.html

Археологические исследования

У местных жителей сохранилась память об эпидемии чумы, бушевавшей в горных ущельях на рубеже XVIII и XIX веков. Вымирали целые семьи. Тогда население Осетии сократилось с двухсот до 16 тысяч… Когда горец заболевал, он уходил в фамильный склеп доживать последние дни, чтобы не заразить других, дать шанс выжить. Иначе остановить эпидемию в то время не могли. Иногда в «Городок мертвых» уходили всем родом, вместе с детьми и стариками. Отсюда дурная слава Даргавса как зачумленного места. Исследователи работали здесь с особой осторожностью.

«В 1967 году мы впервые отправились туда на раскопки, – рассказывает доктор исторических наук Владимир Кузнецов. – На тот момент медицина не могла нам дать точный ответ на вопрос, живут ли в «Городе мертвых» возбудители чумы. Поэтому пришлось делать специальные пробы, которые, к счастью, показали их отсутствие. Но даже это не давало полной гарантии безопасности. Практически все участники экспедиции предпочитали работать в резиновых перчатках. А те, кто бравировал, работая голыми руками, считались смельчаками».

При изучении захоронений были найдены предметы, относящиеся к разным историческим эпохам: ювелирные украшения, оружие, одежда. В последний путь родные давали усопшему и вещи, привезенные из других мест: восточные ткани, табакерки, грузинскую и дагестанскую керамику, русскую стеклянную посуду. Во многих склепах останки лежат в выдолбленных из дерева колодах, напоминающих лодку, ладью. Этот факт изумил ученых. Возле одной из лодок даже было положено весло! Высоко в горах, там, где реки никогда не были судоходными!

«Плавать на ладье в Даргавсе негде, – говорит Владимир Кузнецов. – Объяснение этой загадке нужно искать в каком-то неизвестном нам, еще не изученном и не раскрытом древнем культе, сохранившемся у осетин чуть ли не до нашего времени. Поневоле вспоминается мифическая река подземного царства Стикс, через которую души умерших переправляет на ладье перевозчик Харон. Возможно, есть какая-то внутренняя связь между этими античными мифами и погребениями в ладьях «Города мертвых».

Неподалеку от склепов обнаружено множество монет. Когда осетины хоронили близкого человека, с холма бросали монету. Считалось, если она ударится о камень, значит, душа усопшего достигла небес. Последние захоронения в Даргавсе относятся к 30-м годам XIX века, когда начался процесс переселения горцев на равнину. Сейчас в селении практически никто не живет постоянно. После схода в 2002 году ледника Колка ведущая в село дорога была разрушена, и Даргавс остался без связи с внешним миром. Добраться сюда можно по опасному горному серпантину, который начинается в Фиагдонском ущелье.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 2655
Источник: https://www.culture.ru/institutes/11460/gorod-mertvykh-v-dargavse

Некрополь аланов


Из-за специфических крыш, похожих на маленькие египетские пирамиды, «Город мертвых» хорошо видно еще на подъезде. Но понять, что на самом деле представляет из себя памятник истории, можно, только походив по местным улочкам и извилистым переулкам. Сам некрополь состоит из 95 склепов, которые делятся на три вида: наземные с пирамидальной или двускатной крышей, полуподземные и полностью подземные. Большая часть склепов, которые видны на поверхности, особым архитектурным разнообразием не отличаются. Это каменные четырехугольники с многоступенчатыми крышами, одновременно напоминающими японские пагоды и египетские пирамиды. Кровля устроена таким образом неслучайно: во время дождей вода сбегает по ней своеобразными каскадами, что позволяет усыпальнице быть полностью сухой в любую погоду.

В каждом строении «Города мертвых» есть небольшое квадратное отверстие-проход. Раньше оно запиралось специальной деревянной ставней на замок. Но этих запоров уже давно нет. Сами отверстия такие маленькие, что современный взрослый человек туда не пролезет. Но через проход хорошо видно все, что находится внутри склепа.

На усыпальнице начертано обращение к потомкам: «С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы»

— Каждая из усыпальниц состоит из нескольких ярусов и вмещает в себя до сотни захороненных останков, — рассказывает заведующий этнографическим комплексом «Город мертвых» Ислам Сасиев. — Таким образом, в некрополе покоится около 10 тысяч человек. Причем многие гробы выдолблены по фигуре и сделаны в форме лодки, хотя поблизости нет моря. Это связано с поверьем, будто после смерти умерший должен переплыть реку забвения, чтобы попасть в царство усопших.

Трудно передать все те эмоции, которые охватывают, когда ты ходишь по узким переулкам «Города мертвых» и в крохотные «окна» склепов видишь черепа, кости и мумии тех, кто был похоронен здесь 600-700 лет назад. Как раз в период Золотой Орды и позже. Это были реальные люди со своей жизнью, желаниями и стремлениями, своими характерами. До сих пор по одежде и некоторым сохранившимся предметам быта можно определить, кем были те, кто нашел здесь свое последнее пристанище. Среди них — молодые женщины и старики в преклонном возрасте, мужчины в расцвете сил и даже дети, трагически погибшие раньше времени. Но все эти захоронения не вызывают ужаса или отвращения, скорее почтение и уважение.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 2399
Источник: https://rg.ru/2016/07/07/reg-skfo/rg-pobyvala-v-severnoj-osetii-v-zagadochnom-gorode-mertvyh.html

Добровольные смертники

Из-за холеры некрополь – до этого небольшой – сильно разросся. Склепы тогда даже начали строить впрок. Заразившиеся местные жители с небольшим запасом пищи и воды уходили в склеп и там добровольно замуровывали себя, чтобы предотвратить распространение болезни. Помогло это не сильно – почти весь поселок вымер еще тогда и статуса крепости вернуть себе так и не смог.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 390
Источник: https://cyrillitsa.ru/history/86080-gorod-mertvykh-pochemu-tak-nazyvayut-p.html

Послание предков


Установлено, что в XVIII веке, когда в районе Даргавса свирепствовала эпидемия холеры, заболевшие, дабы не заражать своих родственников, добровольно отправлялись в склепы, захватив небольшие припасы еды и воды, и доживали там свои последние дни. Примерно в это же время на одной из усыпальниц появилась такая надпись, сделанная красной краской на осетинском языке: «С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы». Неизвестно доподлинно, кто сделал ее, но это обращение к потомкам, пройдя сквозь века, поражает воображение. Сейчас надпись почти не читается: рабочие, проводившие реставрационные работы в 90-е годы XX века, приняли ее за каракули вандалов и закрасили известкой.

— Сейчас самая большая опасность для «Города мертвых», как ни странно, это туристы, — считает экскурсовод Алина, приехавшая в Даргавс с группой отдыхающих из района Кавминвод. — С одной стороны, очень хорошо, что архитектурный и исторический памятник пользуется такой популярностью у людей. Посмотреть на него съезжаются со всего Северного Кавказа. Особенно повысился интерес почему-то за последний год. С другой — в «Городе мертвых» нет хорошо отлаженной системы охраны объектов памятника. Порой можно не уследить, как какой-нибудь недобросовестный турист положит себе в сумку один из черепов, взятый из склепа. Доступ-то к ним свободный. А есть любители сделать потом из этих костей пепельницы или пресс-папье… А ведь эти черепа не имитация, они принадлежат реальным людям, жившим в Даргавсе 600-700 лет назад. В итоге за последние 20 лет значительную часть останков растащили.

Сейчас местные власти предпринимают усилия для охраны исторического памятника. Усилено наблюдение за ним, а экскурсии проводятся под более внимательным контролем.

Мнение

Дмитрий Коробов, доктор исторических наук, профессор РАН, заведующий отделом теории и методики Института археологии РАН:

— В Северной Осетии насчитывается всего около 150 надземных склепов, которые разбросаны по всей республике, но большая их часть — 95 — сосредоточена в Даргавсе, в «Городе мертвых». Все объекты уникальны, так как являются не только историческими памятниками, но также культурными и археологическими. Исключительность усыпальниц еще и в том, что причиной их создания был культ почитания мертвых, своих предков, который оказался характерен для всего горского населения на Северном Кавказе. Поэтому не только малоземелье стало причиной появления таких склепов, как принято считать. Также стоит отметить, что в высокогорной зоне, благодаря существующим там естественным условиям климата, происходит не разложение, а мумификация тел усопших. И этот момент невозможно переоценить с точки зрения археологии: усыпальницы дают уникальные данные о материальной культуре XIV-XVIII веков.

Прекрасно сохранившаяся одежда и домашняя утварь позволяют понять, как жили люди в то время на Северном Кавказе. А это представление об их быте, в свою очередь, перебрасывает «мостики» в более древние века, что делает «Город мертвых» в Даргавсе и другие усыпальницы, распространенные по всему Северному Кавказу, историческими и архитектурными объектами мирового значения.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 3151
Источник: https://rg.ru/2016/07/07/reg-skfo/rg-pobyvala-v-severnoj-osetii-v-zagadochnom-gorode-mertvyh.html

Население

Численность населения
2002 2010
155 →155

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 46
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D1%81

Архитектурные памятники


Селение очень богато различными архитектурными памятниками, особенно известно боевыми башнями и «городом мёртвых» (осет. Дæргъæвсы зæппæдзтæ), состоящим из 97 склепов различного типа. На берегу реки Уаллагдон находится башня (осет. мæсыг) Мамсуровых, высотой в 16 метров. Несмотря на то что верхняя часть башни разрушена, она впечатляет своими размерами и безукоризненным качеством кладки. Арочный вход располагается на высоте 2 метров; в случае опасности люди поднимались по приставной деревянной лестнице, втаскивали её за собой, запирая вход окованной железом дверью. Башня Мамсуровых является ярким примером осетинского каменного зодчества, строительство подобных башен могли себе позволить только самые обеспеченные фамилии.

Башня Аликовых возвышается над «городом мёртвых», в километре от селения, на склоне горы Раминыраг. Масыг имеет четыре балкончика (машикуля). Эта башня контролировала подступы к Даргавсу со стороны Геналдонского ущелья. Известна также под названием башня Бадтиевых, захвативших башню позднее. Башня сильно пострадала в результате землетрясения в 1923 году.

На восточной окраине аула расположена жилая башня Дегоевых, рядом с которой обнаружены руины боевой башни Дегоевых. Жилая башня Дегоевых представляла собой хорошо защищённый дом-крепость, внутри которой находились: очаг, над которым висела цепь, резное деревянное кресло для старшего мужчины (хистæр), низкие трехногие столики для еды (фынг), выдолбленная из ствола дерева кадушка для воды, деревянные самодельные кровати, лавка, на полках расставлялась деревянная и глиняная посуда, на стене почётное место занимало холодное и огнестрельное оружие.

В Даргавсе также существуют в различной степени сохранности следующие памятники архитектуры: комплекс Тароевых, замок (галуан) Сахмановых, башня Джибиловых, жилая башня Сасиевых, башня и ганах Байматовых, а также множество других памятников неустановленной принадлежности.

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 1935
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D1%81

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 16078
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://rg.ru/2016/07/07/reg-skfo/rg-pobyvala-v-severnoj-osetii-v-zagadochnom-gorode-mertvyh.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 7643 (48%)
  2. https://cyrillitsa.ru/history/86080-gorod-mertvykh-pochemu-tak-nazyvayut-p.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 1105 (7%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D1%81: использовано 5 блоков из 9, кол-во символов 2472 (15%)
  4. https://www.culture.ru/institutes/11460/gorod-mertvykh-v-dargavse: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 4858 (30%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий