?Восьмое чудо света»: Янтарная комната или «кабинет»

Сокровища манят. А таинст­венно исчезнувшие богатст­ва манят вдвойне. Одно из главных наших сокровищ — «восьмое чудо света», Янтарная комната, ещё во время своего пребывания в России обросла мифами и легендами.


Блок: 1/3 | Кол-во символов: 214
Источник: https://aif.ru/society/history/yantarnaya_lihoradka

Венец творения


Говорят, Янтарную комнату возжелала иметь в своей резиденции прусская королева София-Шарлотта. Любящий муж, король Фридрих, повелел мастерам исполнить мечты супруги. Но янтарный кабинет не был закончен — София-Шарлотта скончалась во цвете лет.

«Надо заметить, что Фридрих Великий был большим поклонником янтаря, — рассказал «АиФ» Борис Игдалов, директор Царскосельской янтарной мастерской. — Для Восточной Пруссии янтарная тема вообще была важна в коммерче­ском плане. По заказу Фридриха было сделано немало произведений искусства из янтаря — шкатулки, столики, шахматы и пр. Янтарные панели (массивные плиты из отборного янтаря, предназначенные для украшения стен) — венец творения. Для них необходимо было использовать огромное количество материала. Янтарь в те времена добывался иначе. Не было открытых карьерных разработок, всё было сложно, а потому чрезвычайно дорого. Когда Фридриха не стало, его сын, тоже Фридрих, забросил янтарное искусство. Его больше занимали парады, мундиры. Он даже был рад сделать подарок Петру I в виде этих янтарных панелей».

На самом деле, говорят, Пётр I буквально выпросил янтарное сокровище у Фридриха во время встречи в ноябре 1716 г., когда был заключён союз между Россией и Пруссией. Подарком Пётр I тут же похвастался в письме Екатерине: «…подарил меня… кабинетом Янтарным, о чём давно желали». За щедрость российский царь Фридриха также отблагодарил — отправил к нему на службу 55 гренадер — одних из лучших своих солдат пехоты и кавалерии — и сам смастерил королю кубок из слоновой кости.

Подлинная Янтарная комната на фотографии 1931 года Подлинная Янтарная комната на фотографии 1931 года. Фото: Commons.wikimedia.org

«В России у Янтарной комнаты началась новая история, — говорит Борис Игдалов. — Панели выставили сначала в третьем Зимнем дворце, потом спустили в подвал, где они пролежали до тех пор, пока в Царском Селе не началось строительство Екатерининского дворца. Вот тогда и было принято решение украсить янтарём одну из комнат. Сам Растрелли взялся за эту работу. Комната, которая была предназначена для установки панелей, представляла собой помещение в 100 квадратных метров. Янтаря явно не хватало. И тогда Растрелли ввёл дополнительно к нему зеркала, деревянную резьбу, прекрасный паркет, великолепный плафон (живописная роспись на потолке)».

Светские дамы и кавалеры любили захаживать туда. В некоторые дни в ней проводились царские приёмы, а в свободное от официальных дел время кабинет с янтарным убранством служил для великосветских разговоров, игр в карты и шахматы.

«Комната благополучно «прожила» в интерьере Екатерининского дворца до революции и после неё, — продолжает Борис Игдалов. — И только во время войны её потревожили».

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 2669
Источник: https://aif.ru/society/history/yantarnaya_lihoradka

«Золото Балтики»

Загадка происхождения янтаря долгие века волновала воображение человека. Впрочем, какое-то время финикийцы, греки, римляне, викинги, прибалтийские народы, славяне и германцы были едины во мнении, что янтарь — это слезы Солнца или солнечного божества. Затем возникли новые догадки, одна другой романтичнее: затвердевший мед, застывшие в морской воде осколки падающих звезд, взбитая китами и затвердевшая морская пена… Ученые, надо сказать, спорят и по сей день: великий ли русский гений Ломоносов определил природу янтаря — затвердевшая древесная смола! — или об этом знали еще в Древнем Риме?

Популярность янтаря объясняется не только его красотой, редкостью или тем, что он удобен в обработке — не слишком тверд и не слишком хрупок. В древности его использовали как целебное и даже… колдовское снадобье! Размолотый в порошок янтарь смешивали с маслами и готовили мази, а янтарные амулеты должны были хранить от дурного глаза и злой судьбы. И вплоть до XVIII века люди верили в волшебную силу золотистого, теплого на ощупь, легкого камня. Почему? Потому, видимо, что, если потереть этот камешек об одежду, он превратится в магнит, а «магнетизм» в умах наших предков находил исключительно сверхъестественное объяснение.

Его прозвали «золотом Балтики» — и недаром: янтарь всегда был желанным товаром на любом рынке, да и сам он когда-то служил разменной монетой. По древним торговым путям — один из них, ведущий от Данцига (Современный Гданьск (здесь и далее прим. перев.)) на юг, даже назывался «янтарный путь» — везли обработанный солнечный камень и «сырьем» через всю Европу в Переднюю Азию.

В местах, где находили «золото Балтики», его промысел стал привилегией самых богатых и самых сильных — крепких купцов и могущественных феодалов. А в XIII веке янтарную монополию захватили Орден меченосцев и Тевтонский орден.

Постепенно обработка янтаря становилась весьма уважаемым ремеслом, а в XVII веке сформировался и свой цех — янтарных дел мастеров. Особенно славились мастерские в Кенигсберге (Современный Калининград) и в Данциге.

…Когда в 1701 году бранденбургский курфюрст самолично короновал себя прусской короной и стал королем Пруссии Фридрихом I, коронация происходила в Кенигсберге. Познакомившись с работами тамошних мастеров янтарного дела, Фридрих I загорелся идеей заказать в Кенигсберге лично для себя какую-нибудь небывалую вещицу.

Итак, в 1701 году Фридрих I заказал кенигсбергскому мастеру Готфриду Вольфраму (датчанину по происхождению) не какой-то перстень, а янтарные панели для отделки стен (!) в галерее своего берлинского замка Шарлоттенбург.

Работа была гигантская и заняла около десяти лет. По целому ряду деталей в оформлении панелей эксперты сделали вывод, что долгое время ею руководил архитектор и скульптор из Данцига Андреас Шлютер, который в те годы служил у короля и был в большом фаворе. Однако в 1707 году, когда большая часть настенных и цокольных панелей была уже готова, королевский заказ перешел к другим мастерам: Эрнсту Шахту и Готфриду Тюрову.

Осталось невыясненным, побывали ли янтарные панели, согласно первоначальному замыслу короля, в замке Шарлоттенбург, но доподлинно известно, что в 1712 году они находились в новом берлинском королевском замке (в постройке которого принимал участие уже знакомый нам Андреас Шлютер) и были использованы в убранстве угловой комнаты на третьем этаже.

Именно здесь впервые любовался Янтарной комнатой русский царь Петр I. В 1712 году, направляясь к своим войскам в Померанию, Петр I встречался в Берлине с королем Фридрихом I, надеясь найти союзника в войне против шведов. Вероятно, во время этого визита он и познакомился с архитектором Шлютером. По приглашению русского царя уже опальный архитектор перебрался в Россию, где работал над Летним дворцом Петра I и участвовал в проекте Зимнего дворца. Архитектор и скульптор Андреас Шлютер, один из создателей Янтарной комнаты, умер в России в 1714 году.

А годом раньше в Пруссии умер король Фридрих I. К власти пришел его двадцатипятилетний сын Фридрих Вильгельм I. Он пустил на военные нужды накопленные сокровища, поднажал на свой народ — и создал армию, вдвое превосходящую армию отца. Еще при жизни он заслужил прозвище, с которым и вошел в историю: «солдатский король».

В 1716 году, когда Фридрих Вильгельм I обратился к Петру I с предложением заключить союз против шведов — именно с помощью русских он мог рассчитывать освободить Померанию,— он припомнил, с каким восхищением Петр I некогда осматривал Янтарную комнату. И вот союз Пруссии и России против Швеции наконец осуществился, а Петр I в письме из Амстердама сообщил своей супруге, что в Берлине он получил в подарок Янтарный кабинет.

К этому времени (в 1714 г.) Петр I уже основал в Петербурге свою знаменитую Кунсткамеру. Четыре года спустя он издал специальный указ о планомерном сборе произведений искусства и раритетов и о доставке их в Кунсткамеру. Так было положено начало превосходным коллекциям и собраниям Московского Кремля и ленинградского Эрмитажа.

Итак, Янтарная комната — дар прусского короля Фридриха Вильгельма I в ознаменование союза России и Пруссии — была разобрана, упакована в восемнадцать больших ящиков и морем отправлена в Мемель (Современная Клайпеда), где по приказу Петра I ее ожидала специальная миссия с обергофмаршалом во главе, чтобы доставить драгоценный груз санным путем в Россию, в Петербург. Однако отъезд транспорта задержался, и только весной, в мае, Янтарная комната совершила свое путешествие через Курляндию в русскую столицу. Каждый ящик погрузили в специальную повозку, а каждую повозку везла шестерка лошадей. Охрана буквально не спускала глаз с королевского подарка, и обоз благополучно прибыл в столицу.

Сначала Янтарный кабинет поместили в зимнем доме, а через пять-шесть лет во дворце, который был предшественником современного Зимнего дворца. Янтарный кабинет имел тогда такой же вид, как и в бытность свою в Берлине. Он дополнил петровскую коллекцию произведений искусства русских и западноевропейских мастеров и был открыт для обозрения.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 6020
Источник: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4185/

Она существует?

По некоторым сведениям, немцы целенаправленно шли в Царское Село за Янтарной комнатой — ещё до начала войны большой фанат янтарного сокровища немецкий исследователь Альфред Роде пообещал фашистскому начальству, что эта драгоценность будет возвращена на её историческую родину.

«Не только Роде, но и высокопоставленные немцы Третьего рейха считали, что Янтарная комната — это достояние Германии, — говорит Борис Игдалов. — Так что… наши музейщики, к сожалению, вовремя вывезти её не смогли. Представьте себе: война, мужчины ушли на фронт. Кто работал в музее? Ослабленные женщины. Конечно, они не могли снять со стен и спрятать огромные дубовые панно с янтарём. Они закрыли янтарь ветошью, затянули тканью. Но немцы, конечно же, всё обнаружили и забрали в Кёнигсберг. После 1945 г., когда нацисты из Кёнигсберга были выбиты советскими вой­сками, следы Янтарной комнаты теряются».

Большой Екатерининский дворец, Янтарная комната Большой Екатерининский дворец, Янтарная комната. Фото: Commons.wikimedia.org

Где же она? Версий много, одна загадочнее другой. Есть искатели, которые истратили почти все свои сбережения на поиски. Большинство из них в результате были абсолютно уверены, что комната сгорела при пожаре в Кёнигсберге. Кое-кто увидел в пропаже Янтарной комнаты американский след. Якобы драгоценные панно были переправлены пособнику СССР товарищу Хаммеру. Кто-то уверен, что янтарь покоится на дне морском. Якобы немцы пытались вывезти комнату из Кёнигсберга в 1945 г., но их судно подбила советская ракета.

«Про Хаммера — глупости. Хотя я уверен, что Янтарная комната существует. Во всяком случае, так хочется думать. Я ещё мальчишкой читал детективы про то, что она пропала, про злодеев, которые участвовали в её поисках. И я надеюсь, что всё-таки кто-нибудь когда-нибудь найдёт эту комнату, ведь отдельные элементы её всё-таки были обнаружены и возвращены в Россию.

Была найдена одна из четырёх флорентийских мозаик. По легенде, граф Воронцов привёз их в Россию как подарок русскому царскому двору. Это пять аллегорий человеческих чувств: вкус, обоняние, зрение, слух, осязание. Одна из этих мозаик была найдена в Германии несколько лет тому назад. Без судебных дел не обошлось, но эта вещь вернулась домой. Ещё в Германии был найден комод. Его купила у частника одна женщина. Узнав, что это за комод, она, на удивление, фактически безвозмездно отдала нам его. Единственное, попросила, чтобы были оплачены расходы на реставрацию».

Руины королевского замка в Кёнигсберге, где в 1944 г. последний раз экспонировалась пропавшая Янтарная комната. Снимок 1946 г Руины королевского замка в Кёнигсберге, где в 1944 г. последний раз экспонировалась пропавшая Янтарная комната. Снимок 1946 г. Фото: РИА Новости

Во времена Советского Союза Янтарную комнату разыскивали по приказу самого высокопоставленного начальства. Розыск курировал КГБ. Но спустя три десятилетия даже комитет отчаялся. Было принято решение восстановить Янтарную комнату с нуля.

«Восстанавливать комнату в Царском Селе начали достаточно давно — в конце 1970 — начале 1980-х гг. И то, что сегодня могут увидеть посетители, — это научная рекон­струкция. Сколько стоят старая и новая комнаты? Ответить на этот вопрос, думаю, никто не возьмётся. Ведь их создавали десятилетиями. Такие вещи, как Янтарная комната, цены не имеют».

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 3158
Источник: https://aif.ru/society/history/yantarnaya_lihoradka

История исчезновения

В сентябре 1941 г. немецкие войска плотным кольцом окружили Ленинград. Екатерининский дворец оказался на территории, занятой врагом. Как ни странно, советские музейщики, эвакуировавшие ценности из Царского Села, не сумели снять со стен главное сокровище дворца – янтарные панели, мотивируя это нехваткой времени. Между тем, солдаты специального подразделения нацистов, задачей которого была охота за культурными ценностями, демонтировали интерьеры Янтарной комнаты всего за 36 часов, а затем вывезли награбленное в Кенигсберг. Там комнату вновь собрали в старинном королевском замке.

Через четыре с половиной года, весной 1945-го, советские войска штурмом взяли город. Разрушенный бомбардировками замок горел, а панели Янтарной комнаты, подготовленные немцами к эвакуации, бесследно пропали. Начался безуспешный поиск исчезнувших сокровищ. Впрочем, совсем уж безуспешной эта охота была не всегда. Вот лишь одна из детективных историй, связанных с этими поисками.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 984
Источник: http://wgems.ru/zagadki-istorii/yantarnaya-komnata.html

Найденные фрагменты янтарной комнаты

В 1997 г. на немецком «сером» арт-рынке в Бремене появился фрагмент Янтарной комнаты – мозаика в флорентийском стиле размером 55 на 70 см. Это была панель в металлической рамке, на ней из цветного мрамора и оникса искусно изображен садовый ландшафт с двумя собачками, играющими у входной арки. Некий «Мистер Икс» пытался продать этот артефакт за 2,5 миллиона долларов через контору бременского адвоката Манхарда Кайзера.

На переговорах с клиентами Кайзер демонстрировал любительский фильм, где было представлено каменное панно. Наконец, нашелся коллекционер-толстосум, готовый подписать банковский чек. Незадачливый посредник не подозревал, что «покупатель», берлинский бизнесмен Питер Вебер, сотрудничал с полицией, а под видом оценщика он привел крупнейшего знатока эпохи барокко – самого Буркхардта Гереса, директора Фонда прусских дворцов и садов Берлин-Бранденбург. Таким образом, сделка была сорвана немецкой полицией, а украденный полстолетия назад артефакт конфискован.

На допросе адвокат рассказал, что отец его таинственного клиента якобы служил офицером вермахта, и в 1941 г. сопровождал колонну автомобилей, загруженных контейнерами с предметами из дворцов Царского Села, которые командование приказало направить в Кенигсберг. В пути грузовики подверглись бомбардировке советской авиации, часть ящиков была разрушена. Офицер эскорта воровато припрятал красивую мозаику – на память. После его смерти в 1978 г. сын обнаружил артефакт на пыльном чердаке отцовского дома, и повесил его в гостиной над диваном. Там старинная мозаика провисела двадцать лет, пока «Мистер Икс» не решил продать отцовский «сувенир».

В этой истории многие детали вызвали сомнения у следователей, некоторые из них были уверены, что никакого «Мистера Икс» не существует, и вся эта легенда выдумана ловким пройдохой-адвокатом. Однако эксперты признали – удалось обнаружить одну из четырех мозаичных панелей, созданных в XVIII в. по эскизам Растрелли в одной из мастерских флорентийских художников-камнерезов.

Тем временем на европейском нелегальном рынке антиквариата в конце 90-х столь же таинственно «всплыл» комод, украшенный янтарными изразцами и позолотой, принадлежавший к мебельной обстановке легендарной комнаты. Его опознали по довоенным фотографиям, сделанным в Янтарном апартаменте Екатерининского дворца. Продавец также оказался неуловимым анонимом, действующим через цепочку подставных лиц и посредников.

Оба предмета были переданы законному владельцу – правительству Российской Федерации, сегодня они заняли свое место в экспозиции Янтарной комнаты.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 2584
Источник: http://wgems.ru/zagadki-istorii/yantarnaya-komnata.html

Версии местонахождения исчезнувших панелей


В течение многих десятилетий на исчезнувшие ящики с панелями Янтарной комнаты ведут охоту сотрудники спецслужб и секретные агенты полиции европейских стран, сомнительные авантюристы и частные детективы, журналисты и азартные искатели приключений. Они анализируют документы в доступных архивах, собирают воспоминания и свидетельства, но пока тщетно.

Ходят слухи о закрытых со времен войны архивах НКВД, где может храниться достоверная информация о судьбе Янтарной комнаты. Так почему же нынешние российские спецслужбы не воспользуются секретными подсказками? Самый разумный ответ – такой информации в тех архивах не существует. Если она есть, зачем же было тратить сотни миллионов рублей и два десятилетия на воссоздание копии комнаты?

Оптимисты уверяют, что данные имеются, но они указывают на недоступные тайники, расположенные на территории военных баз зарубежных стран. Указывают и на соляные шахты на севере Польши, на горные рудники в самой Германии, где и вправду были обнаружены спрятанные нацистами произведения искусства. Например, весной 1945 г. возле Дрездена советские бойцы отыскали в подземных штольнях около 1 500 картин европейских художников XVI-XVIII веков. Возможно, янтарные панели лежат на дне Балтийского моря, на борту немецкого парохода, пытавшегося вывезти ценности из Кенигсберга в Германию, и напоровшегося на подводную мину.

Теплится надежда у жителей Калининграда, в центре которого стоял тот самый Кенигсбергский замок, ставший последним убежищем панелей Янтарной комнаты. В конце 60-х годов его руины были окончательно снесены. Возможно, под городским асфальтом сохранились средневековые каменные подземелья, и где-нибудь там, за потаенной дверью, до сих пор лежат ящики с резным янтарем.

Наиболее фантастическая версия гласит, что нацисты вывезли Янтарную комнату и другие пропавшие бесследно ценности на подводных лодках в Южную Америку или даже на секретную базу, скрытую во льдах Антарктиды.

Самое печальное и очень похожее на правду предположение заключается в том, что Янтарная комната была обращена в пепел во время бомбежек и артиллерийских обстрелов Кенигсберга в 1945 г. Ведь янтарь – это вовсе не камень, а окаменевшая смола доисторических деревьев, и горит эта затвердевшая органика не хуже древесины. Поджечь кусочек янтаря можно обыкновенной спичкой, что уж говорить о зажигательных авиабомбах.

Поиски исчезнувшего янтарного сокровища увлекали и людей с мировыми именами. Среди них известный филантроп барон Фальц-Фейн, охотно финансировавший поисковые исследования и экспедиции. Бельгийский писатель Жорж Сименон, мастер детективного жанра и «отец» полицейского комиссара Мегрэ, основал фонд «Янтарная комната», пытаясь обнаружить доказательства, ведущие к разгадке волнующей тайны. Его не менее известный коллега, российский писатель Юлиан Семенов, «отец» советского разведчика Штирлица, тоже основал организацию, целью которой были поиски Янтарной комнаты, и написал на эту тему увлекательный роман.

Блок: 6/8 | Кол-во символов: 2992
Источник: http://wgems.ru/zagadki-istorii/yantarnaya-komnata.html

Воссоздание шедевра

В последней четверти минувшего века, после продолжительных дискуссий отечественных искусствоведов, было решено приступить к воссозданию Янтарной комнаты. Проект реконструкции основывался всего на нескольких черно-белых фото, и единственной цветной фотографии с явно искаженной передачей оттенков.

Воссозданная-Янтарная-комнатаВоссозданная Янтарная комната

Кропотливая работа мастеров длилась почти четверть века – с 1979 по 2003 годы. В конце 90-х, когда финансирование восстановительных работ в Екатерининском дворце из бюджета практически прекратилось из-за экономических трудностей в стране, проект поддержал немецкий концерн Ruhrgas AG, пожертвовавший 3,5 миллиона долларов.

КартинаОдна из картин среднего яруса

Сегодня Янтарная комната представляет самый ценный интерьер в мире. Эксперты оценивают ее стоимость в 500 миллионов долларов. Магия янтаря раскрывается в игре света. Даже холодное золото излучает здесь янтарное тепло. Каждый лучик рисует новую комбинацию оттенков.

Впрочем, описывать словами волшебство Янтарной комнаты – дело неблагодарное. Приезжайте в Петербург, и отправляйтесь в Царское Село. Ведь увидеть Восьмое чудо света собственными глазами нужно хотя бы раз в жизни.

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 1177
Источник: http://wgems.ru/zagadki-istorii/yantarnaya-komnata.html

Практическая информация


Где находится

Адрес музея: г. Пушкин, ул. Садовая, 7.

Стоимость посещения и режим работы

Стоимость входного билета в Екатерининский дворец – 700 рублей для взрослых, для школьников и пенсионеров – 250 рублей. Администрация заповедника устанавливает время работы музея в зависимости от туристического сезона. С июня по август экспозицию можно осмотреть с 12:00 до 20:00. В другие месяцы музей закрывается в 19:00. Продажа билетов в кассах прекращается за 1 час до указанного времени работы музея.

Билеты можно приобрести и через интернет на сайте музея. Они обойдутся примерно на сто рублей дороже, зато избавят вас от очереди в кассу и толчеи в гардеробе. Для посетителей с электронным билетом устроен отдельный вход во дворец, здесь нужно показать его на дисплее вашего телефона и получить бумажный талончик.

Выходной день – вторник, музей закрыт для посетителей также в последний понедельник месяца. В зимние месяцы режим посещений может измениться, уточняйте детали в местных турагентствах или на сайте заповедника.

Что купить

Рядом с Екатерининским дворцом, во флигеле, располагается Янтарная мастерская и сувенирный магазин. Здесь предлагаются разнообразные изделия из янтаря. Среди них – статуэтки, курительные трубки, шкатулки, цветы, вазы, бижутерия. Состоятельные туристы могут приобрести янтарные шахматы, иконы, панно с мотивами украшений Янтарной комнаты.

Как добраться

В Петербурге на метро доезжайте до станции «Купчино». Переходите на Витебский железнодорожный вокзал, оттуда на электричке отправляйтесь до ж/д станции «Детское село».

От станции метро «Московская» в г. Пушкин следуют рейсовые автобусы маршрутов №№ 381 и 287.

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 1686
Источник: http://wgems.ru/zagadki-istorii/yantarnaya-komnata.html

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 23020
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://aif.ru/society/history/yantarnaya_lihoradka: использовано 3 блоков из 3, кол-во символов 6041 (26%)
  2. http://wgems.ru/zagadki-istorii/yantarnaya-komnata.html: использовано 6 блоков из 8, кол-во символов 10959 (48%)
  3. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4185/: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 6020 (26%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.