Биография и факты: Агриппина Ваганова.Икона русского балета

Узнав однажды о том, что в «Раймонде» будет выступать Агриппина Ваганова, известный педагог и балетмейстер Мариус Петипа заметил: «Очень неудачный подбор танцовщиц. Госпожа Ваганова ужасна. На балет не иду». Тогда он даже не подозревал, что через много лет эта женщина не просто займет его место в Мариинском театре, а станет легендарным педагогом и на весь мир прославит русский балет. К юбилею Агриппины Яковлевны «АиФ» рассказывает о ее пути в профессии, многочисленных обожателях и ненавистниках. 


Блок: 1/4 | Кол-во символов: 505
Источник: http://www.AiF.by/timefree/history/vaganova_uzhasna_za_chto_lyubili_i_nenavideli_legendarnogo_pedagoga

Агриппина Ваганова


Агриппина Ваганова

По национальности — армянка.

Отец — Акоп (Яков) Тимофеевич Ваганов, из персидских армян, родом из Астрахани, служил унтер-офицером, после отставки переехал в Петербург, был капельдинером Мариинского театра.

Именно благодаря отцу она полюбила балет, хотя в детстве Агриппина (в семье ее звали Груня) была пухленькой. Часто находясь за кулисами во время выступлений, она влюбилась в балет.

В девять лет она сдала экзаменовку в училище, проявив замечательные гибкость, артистичность, чувство ритма — и антропология ей не помешала. В 1888 году была принята в Императорское театральное училище. Среди педагогов Вагановой были Евгения Соколова, Александр Облаков, Анна Иогансон, Павел Гердт, Владимир Степанов (запись танца). В младших классах в течение двух лет занималась у Льва Иванова, назвав это время «двумя годами безделья», затем перешла в класс Екатерины Вазем.

Как вспоминала Ваганова, в училище она обнаружила, что учить там не умеют. Когда преподаватель Облаков выходил на середину зала и быстро показывал движение, требуя повторять. «Вы не хотите сначала разобрать с нами движение?», спрашивала Агриппина, получившая репутацию дерзкой девчонки.

Тем не менее, несмотря на то, как раздражала бесконечными вопросами и соображениями Ваганова учителей — те не могли не признавать за ней дарование, и девочка, вместе с наставлениями быть поскромнее, получала свои первые роли. Первой ролью Вагановой стала мать Лизы, главной героини, в школьном спектакле «Волшебная флейта», поставленном Львом Ивановым для учеников средних классов. Играла Амурчика в «Спящей красавице» вместе с легендарной Анной Павловой. Для девочки было главным успеть понять, как Павлова творит на сцене свои чудеса. На репетиции, пока ждала выхода, Агриппина, не ленясь, повторяла за прославленной балериной все движения.

В 1897 году окончила училище. На выпусканых экзаменах Ваганова получила 11 баллов из 12 возможных.

Далее была принята в балетную труппу Мариинского театра, через несколько лет получила статус солистки. Вагановой блестяще удавались отдельные сольные вариации, например, в балете Делиба «Коппелия», за что её прозвали «королевой вариаций».

Агриппина Ваганова в молодости

Агриппина Ваганова в молодости

В 1910-е годы, незадолго до окончания карьеры, начала исполнять главные партии. Мариус Петипа, однако, не ценил её исполнительского мастерства и низко оценивал ее таланты в своем дневнике.

Агриппина Ваганова проявила себя как новатор в балете, она вносила некоторые изменения в хореографические приёмы, которые вначале могли показаться неуместными строгим ревнителям академизма, однако впоследствии занимали достойное место в технике ведущих танцовщиков.

Агриппина Ваганова 3

Агриппина Ваганова 4

Репертуар Агриппины Вагановой:

pas de six из балета «Маркитантка» (Красносельский театр, солисты — Анна Павлова и Михаил Фокин);

«Волшебное зеркало»;

pas de trois — «Баядерка»;

pas de trois — «Корсар»;

Геба — «Пробуждение Флоры»;

Царь-девица- «Конёк-горбунок»;

Повелительница дриад — «Дон Кихот»;

Наила — «Ручей»;

Жизель — «Жизель»;

Одетта-Одиллия — «Лебединое озеро».

Агриппина Ваганова 5

В 1916 году оставила сцену и занялась преподаванием. Сначала преподавала в различных частных школах и студиях, затем, уже после революции, была приглашена А. А. Облаковым на работу в Петроградское театральное училище. Свой первый выпуск, в числе которого были Нина Стуколкина, Ольга Мунгалова и Нина Млодзинская, подготовила в 1922 году.

В 1924 году выпустила класс, который начала учить в 1921 году. Беря предвыпускные женские классы, подготовленные такими педагогами, как Е. П. Снеткова, М. А. Кожухова, М. Ф. Романова, выпускала через год, иногда ежегодно.

Разработала собственную педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног. «Система Вагановой» сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века.

Среди её учениц — Наталья Камкова (1924), Марина Семёнова (1925), Ольга Иордан и Елена Ширипина (1926), Галина Уланова и Татьяна Вечеслова (1928), Татьяна Шмырова, Фея Балабина и Наталья Дудинская (1931), Галина Кириллова (1935), Алла Шелест (1937), Нонна Ястребова и Бюбюсара Бейшеналиева (1941), Нинель Петрова (1944), Ольга Моисеева, Людмила Сафронова и Нинель Кургапкина (1947), Алла Осипенко (1950), Ирина Колпакова (1951) и многие другие выдающиеся балерины XX века.

Агриппина Ваганова с ученицами

Агриппина Ваганова с ученицами

С 1931 по 1937 год Ваганова — художественный руководитель балетной труппы ЛАТОБ имени С. М. Кирова.

В 1933 году Ваганова возобновила в репертуаре Мариинского театра балет «Лебединое озеро». Её редакция потеряла сказочные черты и носила мелодраматический характер: Одетта погибала от выстрела Ротбарта, Зигфрид закалывался, потеряв любимую.

Так же Ваганова возобновила балет «Эсмеральда».

Автор книги «Основы классического танца» (1934), ставшей основополагающей для русской балетной школы XX века. В книге Ваганова подробно излагает свои педагогические взгляды. Выдержала много переизданий и переведена на многие языки мира.

В Великую Отечественную войну Агриппина Яковлевна пережила блокаду, потом эвакуацию.

В 1943 году ее утвердили на должности главного хореографа Большого театра, но Ваганова отказалась — хотела работать только в Ленинграде в своем родном училище. Она вернулась в Ленинград и преподавала до самой смерти.

Агриппина Ваганова в старости

Агриппина Яковлевна скончалась в Ленинграде года. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. Надгробие создано в 1953 году (скульптор В. И. Ингал, В, Ф. Фролова-Багреева, архитектор Ю. Н. Смирнов).

В 1957 году Ленинградскому хореографическому училищу (с 1991 года — Академия русского балета) было присвоено имя А. Я. Вагановой.

В 1958 году на фасаде дома № 4 по Гороховой улице (в то время — ул. Дзержинского), где начиная с 1937 года и до конца жизни (с перерывом на время блокады, 1942-1944) жила А. Я. Ваганова, была установлена мемориальная доска архитектора М. Ф. Егорова с надписью «Здесь с 1937 года по 1951 год жила Агриппина Яковлевна Ваганова, профессор, крупнейший деятель советской хореографии». В 1990-х мраморная доска была заменена на гранитную.

В 1988 году хореографическое училище им. Вагановой учредило балетный конкурс для воспитанников балетных училищ СССР — «Ваганова — Prix». Начиная с 1995 года конкурс приобрёл международный статус.

Личная жизнь Агриппины Вагановой:

Гражданский муж — Андрей Александрович Померанцев, полковник царской армии. При этом официально Померанцев был женат на другой. В Рождество 1917 года Андрей Александрович застрелился прямо под елкой.

года у них родился сын Александр Померанцев. В свидетельстве о крещении сына было записано, что Померанцев «усыновил Александра, рожденного вне брака от девицы Агриппины Вагановой».

Внучка — Людмила Померанцева.

Внучка ее гражданского мужа Андрея Александровича Померанцева — Марина Андреевна Померанцева — была ученицей Вагановой (выпуск 1940 года). Она стала солисткой балета, затем несколько лет преподавала в балетной школе, носящей имя ее сводной бабушки.

Архив Вагановых, собранный её сыном, Александром Померанцевым, был передан им в театральный музей. Именно ему история балета обязана множеством материалов, касающихся Вагановой — сын бережно собирал и хранил их много лет, передав впоследствии в театральный музей.

Александр Померанцев — сын Агриппины Вагановой

Александр Померанцев сын Агриппины Вагановой

Фильмография Агриппины Вагановой:

1986 — Агриппина Ваганова (документальный)

2004 — Вспоминая великую Ваганову (документальный)

2009 — Агриппина Ваганова. Великая и ужасная (документальный)

2010 — Татьяна Вечеслова. Я — балерина (документальный)

Библиография Агриппины Вагановой:

1934 — Основы классического танца

Звания и награды Агриппины Вагановой:

— Народная артистка РСФСР (1934)

— Сталинская премия первой степени (1946) — за выдающиеся достижения в области хореографического искусства

— Орден Трудового Красного Знамени


Блок: 2/2 | Кол-во символов: 7898
Источник: http://stuki-druki.com/authors/Vaganova-Agrippina.php

Одна из теней в «Баядерке»

В хореографическое училище 10-летняя Агриппина попала не потому, что мечтала танцевать или имела к этому талант. Просто детей из бедных семей, а Вагановы не могли похвастаться хорошим материальным положением, часто отдавали в училище ради бесплатного пансиона. Физические данные девочки с самого начала оставляли желать лучшего, по этой причине во время учебы от нее даже отказался педагог. Екатерина Вазем считала, что работа с Вагановой — пустая трата времени и сил. Однако во время выпускных экзаменов Агриппина смогла показать неплохую технику, и девушку приняли в труппу Мариинского театра, разумеется, только в кордебалет, в котором она застряла на довольно долгий срок. Позже Ваганова не раз шутила на эту тему, рассказывая, что много лет была лишь тридцать третьей тенью в «Баядерке». Шутка в том, что в «сцене теней» этого балета задействованы тридцать две танцовщицы. 

К своему первому в жизни сбору труппы в Мариинском театре девушка готовилась тщательно. Весь задаток зарплаты балерина потратила на пошив наряда у портнихи. Однако, когда она пришла в новый коллектив, поняла, что одета беднее всех своих коллег. Ваганова еще долго не могла позволить себе бриллианты, дорогое кружево или изысканные туалеты. Выбиться в ведущие солистки (и тем более примы) с более внушительным окладом не было никакой возможности, ведь тогда на сцене царила Матильда Кшесинская, а позже Анна Павлова. И все же балерине выпал шанс отличиться. Однажды в той самой «Баядерке», о которой так любила шутить танцовщица, заболела исполнительница одной из вариаций. Агриппина с легкостью заменила коллегу. Сначала один раз, потом другой. Постепенно за ней закрепился титул «царица вариаций» и даже появились поклонники. Это стало ее маленькой победой над собой и теми людьми, которые были уверенны, что максимум Вагановой — до конца дней танцевать в последнем ряду кордебалета. 

Агриппина Ваганова в балете «Эсмеральда», 1910 г. Агриппина Ваганова в балете «Эсмеральда», 1910 г. Фото: Public Domain

Проработав в театре 14 лет, танцовщица наконец-то получила повышение. В репертуаре балерины появились сольные партии. Ей даже дали станцевать в «Лебедином озере». Однако театральное руководство сменило гнев на милость слишком поздно, пенсия Вагановой была не за горами. Более того, официальный статус балерины она получила за месяц до выхода на заслуженный отдых. В 1916 состоялся прощальный бенефис артистки, Агриппина танцевала главную партию в балете «Ручей». 

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 2437
Источник: http://www.AiF.by/timefree/history/vaganova_uzhasna_za_chto_lyubili_i_nenavideli_legendarnogo_pedagoga

Работа с Майей

Во время войны, в 40-е годы, Ваганова попробовала поработать в Большом театре, но в силу своего характера и острого языка не смогла надолго задержаться в столице. Главным балетмейстером тогда был Леонид Лавровский, и однажды Агриппина Яковлевна имела неосторожность высказаться в адрес его жены, балерины Елены Чикваидзе: «Голова, как арбуз», — заметила она невзначай. Естественно, Лавровский не простил ей этих слов. По этой причине многие столичные танцовщицы лишились счастья поработать с легендарным педагогом. Майя Плисецкая сильно жалела об упущенной возможности, хотя она все же успела позаниматься в классе Вагановой непродолжительный период: «После двух месяцев работы меня не узнали. Человек преображался даже после одной репетиции с ней. Я всю жизнь скорблю, что не позанималась у нее хотя бы год, этого бы хватило на всю жизнь», — говорила балерина. 

Потом Ваганова звала Плисецкую в Петербург: «Приезжай, мы сделаем „Лебединое“ так, что всем тошно станет». Марина Семенова тогда вторила своему педагогу: «Поезжай, Майя, ведь она умрет, и ты себе этого никогда не простишь». К сожалению, так и получилось. года Агриппины Яковлевны не стало. Через шесть лет ее имя присвоят хореографическому училищу на улице Зодчего Росси в Петербурге, с которым была связана внушительная часть жизни этой легендарной женщины.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1346
Источник: http://www.AiF.by/timefree/history/vaganova_uzhasna_za_chto_lyubili_i_nenavideli_legendarnogo_pedagoga

Сочинения

  • А. Ваганова. Основы классического танца. — Л.: ОГИЗ—ГИХЛ, 1934. — 192 с. — 3250 экз.

Книга многократно переиздавалась. Среди новых изданий:

  • А. Ваганова. Основы классического танца. — Лань, 2000. // Электронная библиотека

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 230
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%90%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 12416
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. http://stuki-druki.com/authors/Vaganova-Agrippina.php: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 7898 (64%)
  2. http://www.AiF.by/timefree/history/vaganova_uzhasna_za_chto_lyubili_i_nenavideli_legendarnogo_pedagoga: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 4288 (35%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0,_%D0%90%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0: использовано 1 блоков из 9, кол-во символов 230 (2%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.