Биография и факты: Вера Каралли — страсть, балет, политика

[desc][/desc]


Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной ; проверки требуют 12 правок.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 153
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8,_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Биография

Вера Каралли родилась в Москве года в артистической семье: отец — провинциальный антрепренёр, режиссёр ярославского театра А. М. Каралли-Торцов, мать — драматическая актриса О. Н. Каралли (урожд. Крушенкова). В 1906 году окончила театральное училище под руководством Александра Горского.

Гастролировала за рубежом в составе «Русского балета» Сергея Дягилева в 1909, а также в 1919 и 1920 годах. Солировала в Большом театре, в том числе в балетных постановках «Дочь фараона», «Жизнь за царя», «Лебединое озеро», «Саламбо» и др. Часто танцевала в паре с Михаилом Мордкиным. В 1914 году Каралли дебютировала в кино в драме Петра Чардынина «Ты помнишь ли?», где её партнерами были сам Чардынин и Иван Мозжухин. Вскоре стала одной из первых русских кинозвёзд, выпустив в 1915 году восемь картин. В основном актриса снималась у Чардынина и ещё одного пионера русского кинематографа, Евгения Бауэра.

После революции 1917 года Каралли эмигрировала, жила в Литве, где в Каунасе преподавала искусство танца, работала в Румынии, снималась во Франции и Австрии. В итоге она обосновалась в Вене, где давала уроки балетного мастерства. Вера Каралли умерла в австрийском Бадене 16 ноября 1972 года в возрасте восьмидесяти трёх лет.

Подавала прошение с просьбой вернуться на родину, года получила советский паспорт, но через две недели её не стало.

Партии:

Умирающий лебедь

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1374
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8,_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Детские годы


Артистическая карьера, казалось, была уготована Вере Каралли с самого рождения. Отец её был актёром и театральным режиссёром, мать – успешной драматической актрисой. Родители имели греческие корни и наделили девочку необычной внешностью, приковывающей к себе внимание. С ранних пор она ловила на себе восхищенные взгляды и получала лестные комплименты. Любимым увлечение детства были репетиции в отцовском театре, на которых Вера просиживала от начала до конца, любуясь преображением только что виденных ею в коридорах актёров, и воображая себя на их месте. 

Посему желание Веры стать артисткой и покорить сцену не стало откровением: здесь повлияли и друзья родителей, приезжавшие к ним в гости в дом в Ярославле, и очевидные актёрские данные, которые выказывала девочка в своих бесконечных шутках, домашних постановках и играх. Наконец, отец дал добро, сказав: «С Божьей помощью становись актрисой! Завтра или послезавтра я поставлю за тебя в церкви свечу». После этого Вера отбыла в московское театральное училище, где её неистовое желание учиться и явные успехи через год обернулись против неё: у Веры начались проблемы со спиной. Ей пришлось вернуться в родительский дом, где врачи выразили сомнение в том, что она сможет продолжать обучение. Девочка была потрясена, однако и здесь её упрямый характер дал о себе знать. Она стоически терпела болезненные процедуры и долгие томительные часы, когда её туго перебинтовывали, и она почти сутки сидела в неподвижности.

После длительного восстановительного периода Вера неожиданно объявила, что передумала становиться драматической актрисой, а хочет быть балериной. Долгие частые уроки у Ивана Хлюстина — педагога и балетмейстера, позволили ей быстро овладеть азами, и уже на следующий год она вновь поступила в то же училище, но только на класс хореографии.

Родители Веры имели греческие корни. Фото: Commons.wikimedia.org

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1902
Источник: https://spb.aif.ru/culture/person/demonicheskaya_karalli_kak_balerina_okazalas_zameshana_v_ubiystve_rasputina

Смерть Распутина

Каралли была любовницей Великого князя Дмитрия Павловича и, как сообщалось, участвовала в сокрытии убийства Распутина в декабре 1916 года. Она была одной из двух женщин во дворце Феликса Юсупова в эту ночь. Сообщники убийства никогда и никому не рассказали об этих женщинах.

В. Каралли в балете «Саламбо». 1918

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 331
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8,_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Соперница Анны Павловой

Успех приходил быстро: прославленный балетмейстер Александр Горский, который заприметил девушку ещё на экзаменах, стал давать ей частные уроки. В 1906 году она закончила обучение и неожиданно для всех с лёгкостью стала примой в балетах «Лебединое озеро», «Жизель», «Раймонда», «Баядерка» и «Дон Кихот». Строгие критики возмущались тем, что её техника небезукоризненна, а почитатели говорили, что с её грацией, изяществом движений и выразительностью, не нужно гоняться за чистотой исполнения, ведь танец – это полёт, которому не требуются правила.

В это время между Каралли и Анной Павловой обострилась конкуренция. Павлова впервые исполнила в Мариинском театре миниатюру «Лебедь» — бесспорно талантливо и живо, а чуть позже эту же вещь станцевала Каралли, которая наполнила движения одухотворённостью и непередаваемой грацией. Критики того времени писали, что Каралли своим танцем действительно напоминает красивого и гордого лебедя, тогда как Павлова всего лишь «миловидная чайка».

Когда Сергей Дягилев в 1909 году организовал знаменитые «Русские сезоны», Каралли получила приглашение участвовать в балете «Павильон Армиды», где ей, конечно же, дали главную партию, которую она с блеском исполнила. Однако вскоре приехавшая в Париж Павлова потребовала, чтобы эта роль досталась ей, и Дягилев, помня её блестящую технику и почитание, которым окружена балерина, отдал партию ей.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1426
Источник: https://spb.aif.ru/culture/person/demonicheskaya_karalli_kak_balerina_okazalas_zameshana_v_ubiystve_rasputina

Певец и танцовщица

Каралли уехала из Парижа, и, как поговаривали злые языки, поводом для возвращения стала не только тоска по родине. Ещё до Франции, в России, Вера познакомилась с неподражаемым Леонидом Собиновым – блестящим тенором, любимцем женщин, обаятельнейшим человеком. Он писал Каралли любовное послание в стихах и бешено обрушивал на неё свою любовь, которая встречала не менее бурную ответную реакцию.

Вера Каралли часто танцевала в паре с Михаилом Мордкиным. Фото: Commons.wikimedia.org

Их роман нёсся стремительно вперёд, страсть судорожно сжимала сердца обоих. Они казались безупречной парой: она балерина, он оперный певец, оба пользуются сумасшедшей популярностью и понимают друг друга почти на полу вздохе. Однако не всё в той истории было гладко. Вера мечтала завести большую семью и даже была готова ненадолго прервать свою артистическую деятельность, а Собинов, наученный горьким опытом предыдущего неудачного брака, не спешил взвалить на себя ярмо семейной жизни и не собирался делать предложения, которого так ждала Каралли. Охлаждение отношений произошло там, где, казалось бы, напротив, всё должно быть наполнено любовью и романтикой – в Париже.

В этот период Собинов начал всё больше раздражаться, слыша за спиной насмешливые фразы, в которых он выглядел как «муж знаменитости». Между возлюбленными разгорались споры, ссоры, появлялись обиды. Решающий удар по отношениям нанесла  беременность Веры и последующий аборт, на котором настоял Собинов. Тот год стал поворотным в жизни балерины: после аборта она никогда не сможет иметь детей…

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1577
Источник: https://spb.aif.ru/culture/person/demonicheskaya_karalli_kak_balerina_okazalas_zameshana_v_ubiystve_rasputina

«Ее танец — элегия»


В 1909 году Вера Каралли заставила говорить о себе весь Париж, охваченный завезенной из России «балетной лихорадкой». Газеты пестрили восторженными рецензиями на премьерные спектакли Русских сезонов, и не в последнюю очередь связывали их успех с именем Веры Каралли.

«Прежде всего, меня сбивают с толку личики этих русских. Эти милые балерины в пачках, танцующие не хуже артистов нашей Оперы, эта чарующая брюнетка с глазами итальянки Вера Каралли, ее гибкий силуэт, облаченный в корсет от парижского кутюрье, ее манящие плечи, выглядывающие из-под накидки, — это и есть Север? Я ожидал увидеть плоские лица и приплюснутые носы, красные косоворотки и сапоги, а вижу этих танцоров, одетых по последней моде, а не в меховые шапки! Гордость Москвы, брюнетка Каралли, виртуозная и несравненная, не оставит шансов остальным балетным крысятам, которые продолжают отрабатывать технику своих жете-баттю…»

Вера Каралли танцевала главную партию в спектакле «Павильон Армиды» в театре Шатле на открытии первых французских гастролей труппы Сергея Дягилева. Исполнение юной танцовщицы произвело сильное впечатление на парижскую публику. Французы не скупились на комплименты: «Самая юная звезда московской сцены, Вера Каралли с самого начала показала себя как одна из ведущих балерин современности. Она объединяет в себе несравнимое техническое мастерство и невероятную природную грацию. Кажется, ей подвластны самые сложные па. Ее пируэты словно наполнены волнующей истомой. Она источает совершенное целомудрие. Ее танец — элегия» (газета Figaro, Париж, 1909).

Впрочем, вскоре Вере Каралли пришлось покинуть труппу и уехать в Москву. Анна Павлова, исполнявшая ранее партию Армиды, потребовала вернуть ей главную роль в балете.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1731
Источник: https://www.culture.ru/persons/8979/vera-karalli

Художественная биография

В 2009 году издана написанная Геннадием Каганом художественная биография Веры Каралли. Достоверно известные факты жизни актрисы в этом издании сочетаются с отступлениями от исторической действительности, автор достаточно вольно обходится с хронологией и последовательностью событий.

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 309
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8,_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0

Демоническая Каралли


Надломленный дух излечил, как ни странно, 1914 год, когда Вера дебютировала в кино в немой драматической картине Петра Чардынина «Ты помнишь ли?» — образцовой ленте зарождающегося российского кинематографа. В мгновение ока Каралли заняла место рядом с эталонными женщинами того времени: трагичной Верой Холодной и загадочной Идой Рубинштейн. Её тёмные томные глаза влажно блестели на абсолютно матовом лице, чуть приподнятые брови двумя тёмными дугами расчерчивали белизну кожи, а рот был одновременно словно приоткрыт для поцелуя, и для сдерживаемого крика отчаяния.

Поэтесса Тэффи точно описала этот мефистофельский и одновременно декадентский образ: «Она носит черный бархатный подрясник, цепочку на лбу, браслет на ноге, кольцо с дыркой «для цианистого кали», стилет за воротником, четки на локте и портрет Оскара Уайльда на левой подвязке».

Каралли стремительно заняла место рядом с эталонными женщинами того времени.  Фото: Commons.wikimedia.org

Блок: 5/7 | Кол-во символов: 985
Источник: https://spb.aif.ru/culture/person/demonicheskaya_karalli_kak_balerina_okazalas_zameshana_v_ubiystve_rasputina

«Я, Каралли Вера Алексеевна…»

Снова Каралли окунулась в работу, чтобы забыть о личных переживаниях. Она успешно выступала с труппой Сергея Дягилева, сотрудничала с кинорежиссерами Германии и Франции. Съемки в фильме «Месть женщины» сделали ее одной из самых знаменитых актрис Европы. В 1920 году Каралли давала благотворительные концерты в Париже, чтобы собрать средства в пользу нуждающихся русских эмигрантов.

Позже она переехала в Литву, в город Каунас, где создала студию балета, а в 1930-е годы работала балетмейстером в Румынской опере. С началом Второй мировой войны Вера Каралли перебралась в Австрию. Все эти годы она следила за судьбой Дмитрия Павловича: знала о его женитьбе, сочувствовала неудачам в карьере. Великий князь умер в Швейцарии в 1942 году. Она регулярно посещала его могилу.

Последние годы жизни Вера Каралли провела в Бадене, в доме для престарелых. Среди редких посетителей балерины была Майя Плисецкая.

На склоне лет Вера Каралли написала прошение советскому правительству: «Я, Каралли Вера Алексеевна, прошу разрешить мне вернуться на родину и провести остаток жизни в Московском доме престарелых Всероссийского театрального общества. Я все время тосковала по родине и хотела бы снова быть со своими друзьями и коллегами и слышать вокруг себя только русскую речь. Здесь я все время чувствую себя чужой. Умоляю дать мне возможность вернуться на родину и прожить там остаток моих дней».

В начале ноября 1972 года Вере Каралли выдали советский паспорт, но она так и не успела им воспользоваться. Балерина скончалась через две недели в возрасте 83 лет.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1572
Источник: https://www.culture.ru/persons/8979/vera-karalli

Великий князь и балерина


В тот год Вера снялась в восьми кинолентах, продолжала танцевать в театре. Она смогла покорить сердце Великого князя Дмитрия Павловича – двоюродного брата Николая II. Он  хлопотал за свою возлюбленную: балеринам императорского балета категорически было запрещено сниматься в кино.

Вера Каралли покорила сердце великого князя Дмитрия Павловича. Фото: wikipedia.org

Впоследствии Каралли вспоминала о Дмитрии Павловиче: «Наша связь была какой-то удивительной гармонией душевного мира. С Дмитрием я была такой, какая я есть. Если бы ему что-то не понравилось, то я бы сказала «Скатертью дорога»! Вот это он во мне видел и ценил».

Их роман протянулся яркой лентой через два русских города: Петербург и Москву, а отношения разворачивались на фоне гудящих поездов, лиц встречающих на перроне вокзала, погожих летних деньков и в какой-то причудливой атмосфере готовящейся грозы, которая грянула в 1916 году в особняке Юсуповых на Мойке.

До встречи князя с Каралли в высших кругах ходила молва, что Дмитрий Павлович вот-вот обручится с дочерью императора Ольгой, и что родители её очень даже благосклонно настроены на этот счёт, однако романтические планы были внезапно расстроены. Фактически причиной разрыва стал Григорий Распутин и крайняя неприязнь, которую к нему испытывал Дмитрий, что никак не могло понравиться очарованной «старцем» Александре Фёдоровне.

Так личная неприязнь и кинула Великого князя в омут заговора, который закончился убийством Распутина в ночь на года. Среди многих споров и слухов, гуляющих вокруг той ночи, есть ещё одна таинственная деталь: в особняке тогда находились две женщины, одной из которых, как считают некоторые исследователи, была Вера Каралли. Якобы, она звонила Распутину и, представившись анонимной поклонницей, предложила встретиться у Юсуповых для более близкого знакомства. Правда это или нет, доподлинно неизвестно: имя её, как и имя другой женщины, названы участниками преступления не было, однако вскоре Вера Каралли перестала сниматься в кино и ей запретили выступать в театре. Князя же выслали с глаз долой из Петербурга в Персию.

Вскоре в стране разразилась революция, изменившая кардинально привычный уклад жизни.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 2209
Источник: https://spb.aif.ru/culture/person/demonicheskaya_karalli_kak_balerina_okazalas_zameshana_v_ubiystve_rasputina

Новые дали

Эмиграция дала Каралли новые силы: она стала выступать в Европе, снялась в немецком фильме «Месть женщины», ставшим её последней работой в кино. Отношения с Дмитрием Павловичем продлились недолго. В Париже их встречи возобновились, но вскоре связь остыла и окончательно прервалась.

Вера Каралли прожила долгую полную событий жизнь, которая оборвалась в Баден-Бадене в 1972 году. До последних дней она преподавала хореографию, работая то в Литве, то в Бухаресте, то в Париж, то в Вене, где её богатый сценический опыт помог выпестовать не одно поколение замечательных танцоров, с благодарностью вспоминавших Веру Каралли – удивительную женщину, ставшую символом своего времени.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 705
Источник: https://spb.aif.ru/culture/person/demonicheskaya_karalli_kak_balerina_okazalas_zameshana_v_ubiystve_rasputina

Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 17765
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8,_%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 2167 (12%)
  2. https://www.culture.ru/persons/8979/vera-karalli: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 6794 (38%)
  3. https://spb.aif.ru/culture/person/demonicheskaya_karalli_kak_balerina_okazalas_zameshana_v_ubiystve_rasputina: использовано 6 блоков из 7, кол-во символов 8804 (50%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий