Выходец из украино-армянской семьи, он мечтал создать совершенно новый театр – такой, в котором актеры свободны от сценических штампов и раскрывают в игре свои индивидуальные качества. Задумал – и сделал: артист стал одним из основателей Московского Художественного театра.
Источник: https://aif.ru/culture/person/revolyucioner_teatra_7_faktov_iz_zhizni_vladimira_nemirovicha-danchenko
Содержание
- 1 Звезда театра без профильного образования
- 2 Творчество
- 3 Детство и семья Немировича-Данченко
- 4 Отказался от престижной Грибоедовской премии
- 5 Первые роли Немировича-Данченко
- 6 Интересные случаи
- 7 Работа Немировича-Данченко литературным критиком
- 8 Историческое значение
- 9 Личная жизнь Немировича-Данченко
- 10 Память
- 11 Встреча Станиславского и Немировича-Данченко
- 12 Выпустил на сцену МХАТа «Ленина»
- 13 Революция в театре
- 14 Деятельность Немировича-Данченко после революции
- 15 Последние годы жизни
Звезда театра без профильного образования
Немирович-Данченко учился на физико-математическом и на юридическом факультетах Московского университета. Уже в годы студенчества он начал публиковать свои рецензии и статьи как театральный критик – тогда еще под псевдонимами.
Основатели Московского Художественного театра Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский. 1923 год. Фото: РИА Новости
Источник: https://aif.ru/culture/person/revolyucioner_teatra_7_faktov_iz_zhizni_vladimira_nemirovicha-danchenko
Творчество
Театр
Режиссёрские работы
Литературное творчество
Повести и романы
Пьесы
Другие сочинения
Книги
Журнальные публикации
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%94%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Детство и семья Немировича-Данченко
Какие иногда интересные хитросплетения случаются в судьбах людей! Владимир Немирович-Данченко родился в Грузии, отец его был украинцем, мать – армянкой, а стал он великим русским и советским режиссером! Отец Владимира — владелец имения в Черниговской губернии — был офицером, и в чине подполковника служил на Кавказе. В городке Озургети близ порта Поти в 1858 году в семье появился второй мальчик — Владимир. Старшему Василию в то время шел уже девятый год. С
самого раннего детства мальчик мечтал о театральной сцене. Видимо, это было своеобразной семейной традицией: в семье все увлекались театром.
Когда Владимир подрос, родители переехали в Тифлис, чтобы дать возможность сыну получить достойное образование. В гимназии Володя учился очень хорошо. Кроме этого помогал родителям, занимаясь репетиторством. В Тифлисе, недалеко от дома, в котором жила семья Немировича-Данченко, находился летний театр. Еще будучи учеником четвертого класса, Володя стал писать пьесы, а затем принимать участие в занятиях любительских театральных кружков.
В 1876 году Владимир с серебряной медалью окончил тифлисскую гимназию и уехал в Москву поступать в университет. Володя стал студентом физико-математического факультета, затем перешел на юридический, но через три года покинул университет так и не закончив его.
Источник: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-vladimir-nemirovich-danchenko.html
Отказался от престижной Грибоедовской премии
В 1896 году драматургу присудили Грибоедовскую премию за драму «Цена жизни». Но он заявил, что чеховская «Чайка» больше достойна этой награды.
Источник: https://aif.ru/culture/person/revolyucioner_teatra_7_faktov_iz_zhizni_vladimira_nemirovicha-danchenko
Первые роли Немировича-Данченко
Любовь в театру пересилила интерес к науке. С 1877 года будущий режиссер начал выходить на сцену любительского театра в Москве. Первые роли принесли начинающему актеру успех, но Владимир отказался от карьеры артиста. Вполне справедливо Владимир решил, что своему успеху он обязан молодости, искренности и темпераменту. Однако он был невысокого мнения о своей внешности, не соответствующей образу идеального актера. Немирович-Данченко хорошо понимал, что рано или поздно молодость, компенсирующая недостатки внешности, уйдет, и не стал больше выступать на сцене.
Источник: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-vladimir-nemirovich-danchenko.html
Это интересно: Биография и факты: Кора Антарова. Певица, актриса, писатель
Интересные случаи
Во время какой-то очень напряжённой паузы, последовавшей за очень резким замечанием Владимира Ивановича одной из репетирующих актрис, он вскочил, вылетел из-за режиссёрского стола в проход и начал с хриплыми возгласами «Ай! Ай! Ай!» кружиться вокруг своей оси и бить себя ладонями по бёдрам и груди, потом сорвал с себя пиджак и стал топтать его ногами… Оказалось, что у него загорелись в кармане спички и прожгли большие дыры в брюках и пиджаке. Репетиция сорвалась.
На другой день Василий Лужский рассказывал эту историю с невероятными подробностями: Немирович горел так, что пришлось вызывать две пожарные команды, они развернули шланг, направили струю воды на Владимира Ивановича и смыли его в водосточную трубу — «решётка у нас широкая, а он такой маленький, что проскочил было совсем, но Костя его увидел и вытащил».
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%94%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Работа Немировича-Данченко литературным критиком
Полностью порывать с театром Владимир не хотел. Он начинает работать литературным критиком в изданиях «Будильник», «Русский курьер», «Русская газета». Одновременно с работой в печатных изданиях Немирович-Данченко пишет пьесы, пробует силы в беллетристике. Его пьесу «Шиповник» в 1882 году поставили в Малом театре, а за пьесы «Новое дело» и «Цена жизни» драматург получил Грибоедовские премии.
Источник: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-vladimir-nemirovich-danchenko.html
Историческое значение
Владимир Иванович Немирович-Данченко стал одним из создателей режиссёрского театра во всем мире. Он оставил потомкам и продолжателям учение о творческой роли режиссёра в спектакле.
«Режиссёр — существо трехликое:
1. Режиссёр — толкователь, он же показывающий, как играть; так что его можно назвать режиссёром — актёром, режиссёром — педагогом;
2. Режиссёр — зеркало, отражающее индивидуальные качества актёра, и
3. Режиссёр — организатор всего спектакля».
Публика знает только третьего, потому что его видно. Он проявляет себя непосредственно во всех художественной ткани спектакля. Что же касается первого и второго, то их не видно, потому что они «потонули» в актёре, «умерли в нём». Немирович-Данченко всегда был категорически против режиссёрского деспотизма.
Говоря о функциях режиссёра, с замечательной точностью определяя каждую из них, Владимир Иванович настаивал на единстве и нерасчленённости этих функций в процессе репетиций: «Режиссёр — толкователь и в ту же минуту — едва лишь актёр начал пробовать предложенное, воплощать намеченное, — режиссёр — зеркало, преломляющее промахи и находки исполнителя, и тут же рядом — режиссёр — организатор, умеющий окинуть взором целое, направить все компоненты спектакля к конечной цели — к воплощению его идеи».
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%94%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Личная жизнь Немировича-Данченко
В 28 лет Владимир женился. Его избранницей стала красавица Екатерина Бантыш. Екатерина была дочерью известного российского педагога и общественного деятеля Николая Корфа.
Первое замужество Екатерины было неудачным, но, видимо, отрицательный опыт, приобретенный в общении с первым супругом, сделал женщину мудрее. Она окружила Владимира заботой, была всегда весела и интересовалась творчеством спутника жизни.
В театре, где работал ее второй муж, никогда не ощущалось недостатка в смазливых актрисах, желающих завоевать расположение режиссера, но жена не устраивала сцен ревности. Во многом благодаря Екатерине Николаевне брак продолжался более пятидесяти лет!
Источник: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-vladimir-nemirovich-danchenko.html
Память
Художественный маркированный конверт Украины, посвящённый В. Н. Немировичу-Данченко
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%94%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Встреча Станиславского и Немировича-Данченко
В 1891 году Владимир Иванович становится преподавателем Московского филармонического училища. Узнав более подробно, изнутри, театральный мир, он понимает в каком кризисном состоянии находится театральное искусство. В тот же период начинает расцветать талант Константина Станиславского.
Судьба как бы подготавливала встречу двух реформаторов театра. Встреча будущих театральных мэтров состоялась летом 1897 года. В течение восемнадцати часов в ресторане «Славянский базар» шла речь о будущем российского театра вообще и о создании нового театра в частности. В книге «Рождение нового театра» Немирович-Данченко пишет: «Мы ни разу не заспорили. Наши программы или сливались, или дополняли одна другую».
Источник: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-vladimir-nemirovich-danchenko.html
Выпустил на сцену МХАТа «Ленина»
Впервые в истории театра на сцене именно в постановке Немировича-Данченко была сыграна роль вождя мирового пролетариата. Произошло это в последнем спектакле маэстро «Кремлевские куранты» (роль Ленина исполнил Алексей Грибов).
Источник: https://aif.ru/culture/person/revolyucioner_teatra_7_faktov_iz_zhizni_vladimira_nemirovicha-danchenko
Революция в театре
С конца XIX века две фамилии Немирович-Данченко и Станиславский стали произноситься как одно целое. Начав совместную работу в Художественном театре (позже МХАТ), оба режиссера стали инициаторами коренных изменений в театральном искусстве.
К знаменитым совместным постановкам относятся чеховские «Чайка» (1898), «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904) и горьковская пьеса «На дне» (1902). Самостоятельно Владимир Иванович поставил пьесу «Иванов».
Спектакль «Юлий Цезарь» считается одной из лучших работ Немировича-Данченко. Режиссер вместе с художником Симоновым специально ездил в Италию, чтобы проникнуться духом эпохи. В массовке было задействовано около 200 человек и каждый из них получил конкретную установку от режиссера.
Как все новое, искания Немировича-Данченко и Станиславского не у всех находили понимание. Причем среди скептиков были не только простые любители театра, но и люди, имеющие значительный вес в литературных и театральных кругах. Так в своей книге «Театральный роман» Михаил Булгаков с изрядной долей иронии описывает великих режиссеров, правда под другими фамилиями.
Источник: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-vladimir-nemirovich-danchenko.html
Деятельность Немировича-Данченко после революции
И после 1917 года Немирович-Данченко и Станиславский продолжали бороться за правду жизни на театральных подмостках.
В 1919 году при Художественном театре Владимир Иванович организует музыкальную студию. В 1925 году студия выезжает на гастроли в Европу и США. Часть артистов студии осталась в Америке. Сам Немирович-Данченко подписал полуторагодичный контракт с Голливудом. Однако ни репетиции, ни беседы с заокеанскими актерами не принесли удовлетворения режиссеру. В США не был осуществлен ни один его проект.
Вернувшись на родину, Немирович-Данченко сказал: «Творить можно только в России, продавать в Америке, а отдыхать в Европе».
В 1926 году музыкальная студия была преобразована в театр. Через два года подобное преобразование произошло и с оперной студией Станиславского. Оба театра находились под одной крышей, имели свои дирекции и труппы, но общий оркестр.
С конца 1928 года Станиславский практически отошел от организационных дел (начались проблемы со здоровьем), и сохранение Художественного театра стало главной заботой Немировича-Данченко.
Источник: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-vladimir-nemirovich-danchenko.html
Последние годы жизни
Кроме работы в театре, Немирович-Данченко руководил работой комитета по присуждению премий в области литературы и искусства, писал мемуары.
После начала войны 1941 года Владимир Иванович переехал сначала в Нальчик, а затем в город своего детства — Тбилиси. Уже в октябре он вернулся в Москву.
Скончался Владимир Иванович на 84 году жизни в апреле 1943 года. Похоронили режиссера на Новодевичьем кладбище.
Источник: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-vladimir-nemirovich-danchenko.html
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87-%D0%94%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87: использовано 4 блоков из 10, кол-во символов 2354 (20%)
- https://aif.ru/culture/person/revolyucioner_teatra_7_faktov_iz_zhizni_vladimira_nemirovicha-danchenko: использовано 8 блоков из 8, кол-во символов 2989 (25%)
- https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-vladimir-nemirovich-danchenko.html: использовано 8 блоков из 11, кол-во символов 6592 (55%)