Шоколадница, загадка картины, ставшей торговым брендом

У этого термина существуют и другие значения, см. Шоколадница.


«Прекрасная шоколадница» (фр. La Belle Chocolatière, нем. Das Schokoladenmädchen) — наиболее известное произведение швейцарского художника XVIII века Ж. Э. Лиотара, изображающее служанку, несущую на подносе горячий шоколад. Выполнена в технике пастели на пергаменте.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 333
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_(%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA)

Романтичная версия о Золушке

Первая гласит, что на картине изображена Анна Бальтауф – представительница обедневшего дворянского рода, получившая хорошее воспитание, но вынужденная работать в венской кофейне по причине безденежья семьи. Однажды ее заметил австрийский князь Дитрихштейн, заглянувший как-то в 1745 году в столичное кафе, чтобы испить горячего шоколаду или кофейного напитка, только вошедшего в моду. Молодая официантка поразила князя своим обаянием и скромностью. Его сердце было охвачено любовью с первого взгляда. Тогда он решил, несмотря на сопротивление семьи, сделать ее своей женой. В качестве свадебного подарка Дитрихштейн преподнес невесте ее портрет, заказанный Лиотару. Главным условием работы было изобразить девушку в том первоначальном образе, который так поразил аристократа.

Нандль Бальтауф

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 810
Источник: https://facte.ru/arts/zagadka-kartiny-stavshej-torgovym-brendom-shokoladnitsy

История


Легенда о создании этой пастели такова: в 1745 году австрийский аристократ князь Дитрихштейн зашёл в венскую кофейню, чтобы попробовать новый шоколадный напиток, о котором так много шло разговоров в это время. Его официанткой оказалась Анна Бальтауф (Anna Baltauf), дочь обедневшего дворянина Мельхиора Бальтауфа. Князь был покорён её обаянием, и, несмотря на возражения своей семьи, взял девушку в жёны. «Шоколадница» стала свадебным подарком для новой княгини, заказанной молодожёном у модного швейцарского художника Лиотара. Портретист изобразил невесту в костюме официантки XVIII века, увековечив любовь с первого взгляда. (Именно эта версия — настоящая история Золушки — была популяризирована в буклетах компании Baker).

Согласно другой версии, будущую княгиню звали Шарлотта Бальтауф, её отец был венским банкиром, и пастель была создана в его доме — так гласит надпись, сохранившаяся на копии рисунка, хранящейся в Лондоне в галерее «Orleans House (англ.)». Также встречается вариант, согласно которому это был не заказной портрет: художник сам захотел его написать, поражённый красотой девушки, камеристки императрицы Марии-Терезии, звавшейся Бальдуф и ставшей позже женой Иосифа Венцеля фон Лихтенштейна. В конечном счёте, личность модели точно не установлена.

Из письма

«Я купил пастель знаменитого Лиотара.

Она исполнена в незаметных градациях

света и с превосходным рельефом.

Переданная природа нисколько не

изменена; будучи европейской работой,

пастель исполнена в духе китайцев…

заклятых врагов тени. Что же касается

законченности работы, то можно сказать

в одном слове: это Гольбейн пастели.

На ней изображена в профиль молодая

немецкая девушка-камеристка, которая

несёт поднос со стаканом воды и

чашкой шоколада».

Покинув Вену, Лиотар прибыл в Венецию, где продал эту пастель графу Франческо Альгаротти, занимавшемуся пополнением коллекций Августа III, короля Польши, и Фридриха II Прусского.

С 1765 года пастель находилась в Дрезденской галерее. Во время Второй мировой войны она была перевезена нацистами в крепость Кёнигштайн, где была найдена советскими войсками.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 2136
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_(%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA)

Версия о хищной охотнице

Вторая версия несколько прозаичнее. В качестве модели выступала никакая не аристократка, и даже не дворянка. Прототипом стала Нандль Бальтауф – девушка из простой семьи, члены которой с давних пор служили господам, а женская половина не брезговала оказывать особые услуги богатым мужчинам. Такая участь ожидала и Нандль, к этому ее готовила мать, внушая, что иначе стать счастливой и более-менее богатой невозможно. Девушке нельзя было отказать в хитрости и уме. Она работала прислугой в доме одной аристократической семьи, где частым гостем был князь.Служанка предпринимала всевозможные меры, прибегала к различным ухищрениям, чтобы почаще попадаться ему на глаза и привлечь внимание. Цель была достигнута – князь сделал ее своей любовницей. Однако тешиться званием «одной из многих» девушке не хотелось. Следующим требованием стал отказ от встреч с другими любовницами. Аристократ пошел на уступки, и со временем начал представлять Нандль как свою спутницу.

Вскоре светское общество было шокировано известием о свадьбе князя Дитрихштейна и служанки. Лиотар получил заказ на портрет избранницы князя. Художник сказал ему, что подобные женщины всегда добиваются желаемого, а когда вы у нее уже на крючке, бежать становится некуда. Аристократ либо не понял, либо сделал вид, что не понимает смысла прозвучавших слов, произнеся лишь, что время все рассудит. Как утверждают историки, брак оказался счастливым, после смерти все имущество князя перешло к его жене, превратив таким образом простушку в признанную светскую львицу.

«Шоколадница» до сего дня завораживает всех, кто посещает Дрезденскую галерею. Ее образ стал одним из первых использоваться в маркетинге в качестве торгового бренда. Изображение шоколадницы красовалось на упаковках шоколада и какао старейших производителей этих продуктов США и девушка, разносящая шоколад, продолжает символизировать прелесть утреннего напитка.

Процитировано 3 раз

Понравилось:


Блок: 3/3 | Кол-во символов: 2143
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/3184308/post404217444

Описание

Сюжет произведения прост — девушка в белом накрахмаленном переднике держит в руках поднос, на нём стоят фарфоровая чашка с шоколадом и стеклянный стакан с водой. (Примечательно, что пастель впервые в европейском искусстве изображает мейсенский фарфор, производство которого было основано в Европе незадолго до написания картины). Девушка изображена на практически нейтральном фоне, образованном светлой стеной и полом. Направление взгляда модели, а также предметы в её руках делают произведение похожим не на классический портрет, а скорее, на жанровую сценку, тем более, что официантка выглядит не стоящей неподвижно (позирующей), а идущей вперёд, готовой подать на стол. Колорит произведения гармоничен: костюм девушки состоит из серебристо-серой юбки с белым фартуком и корсажа золотистого цвета. На её голове розовый чепчик с белой отделкой. «После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения», отмечают исследователи. Стакан с водой бликует от источника общего света за спиной художника, а стекло и вода преломляют отражение верхнего края подноса. Характер очертания тени от фигуры модели на стене указывает на ещё один источник верхнего света, что характерно для мансард, в которых обычно располагались мастерские художников.

Как отмечают исследователи, непритязательность композиции и лёгкая атмосфера пастели ставит её в один ряд с работами Шардена и Вермеера, изображающими людей, углублённых в свои повседневные занятия. Уже современниками Лиотара рисунок воспринимался как шедевр.

Ж. Э. Лиотар. «Дама с шоколадом» — другая картина художника на близкий сюжет. Национальная галерея, Лондон

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1709
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_(%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA)

В массовой культуре

Портрет экспонировался в Дрезденской галерее, где его увидел Генри Л. Пирс, президент американской фирмы по торговле шоколадом, и в 1862 году американская компания «Baker’s Chocolate (англ.)» приобрела права на использование пастели, что делает её старейшей торговой маркой в США и одной из старейших в мире. Часто встречается вариант её использования в виде чёрно-белого силуэта. Ещё одна копия рисунка находится в доме-музее компании Бейкер в Дорчестере, штат Массачусетс.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 496
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_(%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA)

Кол-во блоков: 8 | Общее кол-во символов: 7627
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://facte.ru/arts/zagadka-kartiny-stavshej-torgovym-brendom-shokoladnitsy: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 810 (11%)
  2. https://www.liveinternet.ru/users/3184308/post404217444: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 2143 (28%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0_(%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA): использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 4674 (61%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий