Эскалаторы — раскладываем по пунктам

Эскалатор (англ. escalator, от лат. scala — лестница) — наклонный конвейер в виде лестницы с непрерывно движущимися ступенями для перемещения людей.


На двух бесконечных цепях, которых находятся под углом 30° к горизонту, расположены ступени, образующие непрерывно движущийся лестничный марш. Ширина лестничного полотна колеблется от 0,5 до 1 м в зависимости от типа эскалатора и его назначения. Вверху и внизу ступеньки выравниваются в горизонтальные площадки, что создаёт благоприятные условия для входа и схода людей. Одновременно со ступенями движутся и перила-поручни.

Блок: 1/9 | Кол-во символов: 582
Источник: https://wiki.nashtransport.ru/wiki/%D0%AD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80

Эскалатор: что это такое?

Эскалатором называют подъемники, имеющие вид лестницы. Они снабжаются ступеньками для транспортировки людей наверх и вниз. Ступени лестницы присоединяются с помощью креплений к цепи замкнутого типа, которая может двигаться благодаря работе электродвигателя и редуктора. Ширина полотна эскалатора может достигать 1 м, что определяется его типом и функциями. На самом верху и внизу ступеньки превращаются в ровные площадки, что позволяет людям легко спускаться. Вместе с движением ступеней передвигаются также и поручни этого механизма. Чаще всего эскалатор компании«Лифт Холдинг» можно увидеть в метро, на вокзалах и в крупных торговых комплексах.

Первый эскалатор стали применять в 1894 году. Это случилось в США. Вначале он рассматривался в качестве простого туристического аттракциона. Это устройство было похоже на быстро передвигающиеся дорожки, на которых вообще не было ступенек. Эскалаторы современного типа появились только в 1921 году. Один эскалатор может пропускать примерно 10000 человек в час. На практике эта цифра составляет около 5000 человек.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 1103
Источник: https://www.liftholding.ru/stati/eskalator/

Принцип работы эскалатора


Все эскалаторы, как правило, подразделяются на два типа: поэтажные и тоннельные. Первые устанавливаются в зданиях и предназначены для перемещения людей с этажа на этаж. Вторые монтируются в глубоких тоннелях, таких как, например, спуск к станции метро.

И тот, и другой тип имеют одинаковый принцип работы. Ступени полотна эскалатора прикрепляются на две длинные цепи, расположенные по бокам. Внизу опорой для них служат ролики, двигающиеся по специальным направляющим. Каждая цепь замкнута в кольцо.  Они крутятся на двух валах, расположенных внизу и вверху. Под поверхностью верхней площадки конструкции спрятан мотор. Именно он и приводит в движение всю систему.

Устройство

Составляющие элементы

Основные составляющие эскалатора представлены на рисунке.

Важно знать, что любой эскалатор имеет две кнопки «Стоп». Они находятся на уровне стартовой и финишной площадок. В аварийных ситуациях обязательно необходимо воспользоваться ими, чтобы остановить движение полотна.

Кнопка стоп

Кнопка стоп

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 962
Источник: https://gidlestnic.ru/elementy-i-komplektuyushhie/pochemu-perila-eskalatora-dvizhutsya-bystree-i-mnogoe-drugoe

Поручень эскалатора

Скорее всего вы обращали внимание, что поручни для эскалаторов могут двигаться с большей скоростью, чем ступени. Это связано с тем, что механизм, который приводит в движение поручень, имеет небольшой запас на истирание.

На новых эскалаторах обычно порука чуть забегает вперёд. Если поручень и полотно движутся с одинаковой скоростью, значит механизм отработал примерно половину своего ресурса. А когда рука, лежащая на поручне, запаздывает, это означает, что эскалатор требует капитального ремонта.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 552
Источник: https://gidlestnic.ru/elementy-i-komplektuyushhie/pochemu-perila-eskalatora-dvizhutsya-bystree-i-mnogoe-drugoe

Эскалатор: его развитие в России

Самые первые эскалаторы в России появились вначале в Москве.В построенном в 1935 году метрополитене были размещены эскалаторы типа Н-30-1. Его вторая очередь, которая начала свою работу в 1938 году, была оснащена эскалаторами Н-40. Они были снабжены двумя приводами. В 40-е и 50-е годы происходил процесс усовершенствования данных эскалаторов. На станциях 4 очереди метрополитена в Москве были установлены эскалаторы типа ЭМ-5 и ЭМ-4, которые отличались обновленной схемой лестничного полотна. Также они имели новую конструкцию приводов и поручней.

В Петербурге в метрополитене использовались эскалаторы ЛТ-1, которые были специально предназначены для размещения на большой глубине. Позднее появились такие модели эскалаторов, как ЛТ-4, ЛТ-5, ЛТ-3. Они могли подниматься на высоту до 65 м. Скорость движения этих эскалаторов составляла 0,9 м/с. Ступени имели ширину около 1 м. В 60-х годах стали использовать эскалаторы другого типа, например, ЛП-6, а также ЛП-6К. Они перемещали людей на высоту до 7 м. Очень редко такие конструкции применялись в аэропортах, на вокзалах, в других зданиях. В советское время чаще всего устанавливались эскалаторы финской компании KONE. В 90-х годах на рынке такого оборудования появились эскалаторы других производителей. В настоящее время эскалатор можно увидеть в бизнес-центрах, общественных зданиях, тороговых комплексах.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 1408
Источник: https://www.liftholding.ru/stati/eskalator/

Производительность

Провозная способность (производительность) — это число пассажиров, перевозимых в единицу времени (за 1 час или 15 минут).

При:

  • максимальной скорости движения полотна — 0,9 м/c²;
  • шаге ступени — 0,4 м;
  • числе пассажиров, помещающихся на одной ступени (заполнение эскалаторного полотна), — 2 чел.;
  • коэффициенте заполнения ступеней, учитывающем неравномерность заполнения ступеней, — 0,5—0,6

провозная способность эскалатора составляет 8 100 чел./ч.

Эта величина установлена строительными нормами и правилами для расчёта числа эскалаторных лент на станциях метрополитена в зависимости от ожидаемого пассажиропотока. Провозная способность эскалатора не зависит от высоты подъёма, а находится в прямой зависимости от скорости движения и коэффициента заполнения ступеней эскалатора пассажирами.

Подсчёты на основе натурного обследования показывают, что на ряде станций при коэффициенте заполнения ступеней полотна 0,7—0,8 (что не всегда возможно) один эскалатор может перевезти до 10—12 тыс. чел./ч.

При проектировании в выборе числа эскалаторных лент более правильно исходить из условий максимального 15-минутного потока пассажиров в час «пик».

Как правило, на станциях число эскалаторных лент должно быть не менее трёх на каждом вестибюле. На привокзальных станциях, где поступление пассажиров имеет резко неравномерный характер (например, при на прибытии поездов), наклонный ход сооружают на четыре эскалаторные ленты. Четырёхленточные эскалаторные наклоны, как правило, делают также на пересадках с одной линии на другую, где в часы «пик» всегда бывают большие пассажиропотоки.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 1594
Источник: https://wiki.nashtransport.ru/wiki/%D0%AD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80

Щётки


Наверняка вы замечали, что снизу ограждения над ступенями эскалатора расположены щетки. Люди часто задаются вопросом, для чего они нужны.

Щетки установлены не для того, чтобы чистить обувь, а из соображений безопасности. Во-первых, щетки препятствует застреванию в механизме длинной одежды или других предметах. Маленькие дети не смогут засунуть внутрь палец. Во-вторых, щётки  исключают возможность трения обуви пассажиров о балюстраду. Если этого не сделать, то ноги пассажиров могут притормаживать. А это неизбежно приведет к травмоопасной ситуации.

Щетки

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 557
Источник: https://gidlestnic.ru/elementy-i-komplektuyushhie/pochemu-perila-eskalatora-dvizhutsya-bystree-i-mnogoe-drugoe

Характеристики

Теоретическая пропускная способность одной нитки эскалатора при скорости 0,75 м/с (45 метров в минуту) составляет 10000 человек/час, но реальная пропускная способность обычно составляет не более 5000—6000 на подъём и до 7500 на спуск.

Как правило, скорость движения поручней эскалатора превышает скорость движения полотна. Для повышения трения на диски, приводящие в движение поручни, надевают резиновые накладки, которые со временем истираются, вследствие чего в процессе эксплуатации эскалатора снижается скорость движения поручней. К примеру, скорость движения поручней и полотна эскалатора в Баден-Вюртемберге (Германия) были регламентированы в 1977 году: их скорости должны быть одинаковы, однако допускается превышение скорости движения поручня до 3 %. С 2009 года документ не является обязательным к исполнению, но рекомендуется в качестве ориентира.

Преимущества

  • Эскалаторы обладают большей пропускной способностью, чем лифты и фуникулёры.
  • Эскалаторы являются транспортными машинами непрерывного действия: пассажиру не приходится ожидать прибытия транспортного средства (кабины).
  • В случае поломки эскалатором можно воспользоваться как обычной лестницей и подняться вверх либо спуститься вниз — в то время как в случае поломки лифтового оборудования необходимо ждать, пока его не отремонтируют.

Недостатки

  • Как правило, эскалаторы дороже лифтов и фуникулёров.
  • В сравнении с лифтом эскалатор требует большего пространства для установки.
  • В отличие от лифта эскалатор не может использоваться пассажирами на инвалидном кресле без посторонней помощи, затруднено перемещение пассажиров с тележками, велосипедами и другим габаритным грузом.
  • В отличие от лифта, при перемещениях в здании сразу на несколько этажей пассажиру приходится делать пересадку на каждом промежуточном этаже.
  • В отличие от лифта, эскалатор не может развивать большую скорость, нужную для вертикальных перемещений в многоэтажных зданиях.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1925
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80

Рекорды


Эскалатор на станции метро «Бауманская» в день своего закрытия, года.

По возрасту

По длине

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 107
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80

Техника безопасности на эскалаторе

Чтобы избежать травм, а также  помочь как можно дольше сохранить механизм в исправном состоянии, следует соблюдать несколько несложных правил поведения на эскалаторе:

  • Не бегите по полотну.
  • Не садитесь на ступени и поручни, не ставьте туда багаж или ручную кладь.
  • Не облокачивайтесь на ограждения.
  • Не пользуйтесь неработающим эскалатором.
  • Не загромождайте площадки на входе и выходе.
  • Входите на эскалатор с правой стороны, держась за поручень. Левая сторона предназначена для того, чтобы вас могли обойти другие пассажиры.
  • На ступеньках обозначена жёлтая ограничительная линия, не наступайте на неё.
  • Не прислоняйтесь к тем элементам эскалатора, которые не движутся.
  • Детей обязательно держите за руку.
  • Следите, чтобы ваша одежда не попадала между элементами эскалатора.
  • К выходу с движущегося полотна подготовьтесь заранее, не задерживайтесь и будьте очень внимательны.

Предупреждающие знаки

Предупреждающие знаки

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1000
Источник: https://gidlestnic.ru/elementy-i-komplektuyushhie/pochemu-perila-eskalatora-dvizhutsya-bystree-i-mnogoe-drugoe

Конструкция тоннельного эскалатора


Схема тоннельного эскалатора

Ферма эскалатора закреплена в наклонном тоннеле станции на железобетонном фундаменте. Эта сварная металлоконструкция состоит из уголков, швеллеров и полос металлического проката и литья, изготовленных в виде отдельных секций и состыкованных друг с другом болтовыми соединениями или сваркой. На ферме или непосредственно на железобетонном фундаменте размещены основные узлы эскалатора.

Полотно с двумя бесконечными тяговыми цепями огибает наверху тяговые, а внизу — натяжные звёздочки, и катится по направляющим путям металлоконструкции. Привод тяговых звёздочек состоит из электродвигателя, редукторов с дополнительными зубчатыми или цепными передачами и соединительных муфт. Для безопасности и удобства использования эскалатора оборудован входными площадками с гребёнками, опущенными в продольные пазы настилов ступеней, и движущимися с обеих сторон балюстрады поручнями на высоте 0,9—1 м от ступеней. В качестве поручня используется прорезиненная хлопчатобумажная лента с загнутыми краями. Поручни движутся по направляющим пластинам и отклоняющим блокам. Верхние приводные блоки получают вращение через систему цепных передач от вала тяговых звёздочек. Натяжные блоки поручней находятся на наклонной части внутри балюстрады. Перед входными площадками с помощью направляющих путей полотно приобретает горизонтальное положение на длине 0,8—1,2 м, а на наклонной части образует лестницу с углом наклона 30° (для зарубежных эскалаторов до 35°), используемую пассажирами для самостоятельного передвижения при остановке эскалатора.

Полотно эскалатора состоит из ступеней, имеющих стальной каркас, двух основных и двух вспомогательных пластмассовых или стальных обрезиненных (бесшумных) катков, насаженных на оси, и двух тяговых цепей. Пластмассовые реечные настилы расположены горизонтально для всех участков рабочей (наружной) ветви трассы. Пластинчатые втулочно-роликовые тяговые цепи полотна имеют упоры на наружных пластинах. Эти упоры совместно с ограничивающими шинами трассы исключают складывание и падение полотна при маловероятном обрыве тяговых цепей.

Унифицированные отечественные эскалаторы имеют:

  • тоннельные — высоту подъёма 10—65 м, ширину ступеней 900—1000 м и скорость 0,75—1 м/с;
  • поэтажные — высоту подъёма 5—7 м, ширину ступеней 500—750 мм и скорость 0,4—0,5 м/с.

Привод эскалатора оборудован рабочими и аварийными тормозами. Эскалатор снабжён системой защитных электромеханических устройств, а также средствами автоматического включения и выключения (для поэтажных эскалаторов). Расчётная производительность эскалатора для широких ступеней составляет при скорости 0,5 м/с — 8 000 чел./ч, а при скорости 0,9 м/с — 11 000 чел./ч. Мощность двигателя определяется по сумме сопротивлений от движущихся полотна и поручней по методам, принятым соответственно для пластинчатых и ленточных конвейеров.

Электропривод эскалаторов, как правило, имеет один главный двигатель и один вспомогательный электродвигатель малой мощности, используемый для перемещения ленты с малой скоростью во время ремонтно-наладочных работ. Для станций глубокого заложения в качестве главных применяются промышленные асинхронные электродвигатели с фазной обмоткой мощностью 70—200 кВт, для станций мелкого заложения и переходов — двигатели с короткозамкнутой обмоткой мощностью 14—55 кВт. Мощность двигателей вспомогательного привода составляет 1,1—6,2 кВт. Для большинства типов эскалаторов скорость движения от вспомогательного привода составляет 0,04 м/с. Мощность, требуемая для подъёма одного пассажира на 1 м, составляет, как правило, 250—350 Вт, а расход энергии — 0,1—0,15 Вт·ч.

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 3635
Источник: https://wiki.nashtransport.ru/wiki/%D0%AD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80

Литература

  • А. С. Бакулин «Сооружения, устройства и подвижной состав метрополитена», 1979
  • Е. И. Быков «Электроснабжение метрополитенов», 1977
  • СП «Метрополитены»

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 160
Источник: https://wiki.nashtransport.ru/wiki/%D0%AD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80

Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 13585
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://gidlestnic.ru/elementy-i-komplektuyushhie/pochemu-perila-eskalatora-dvizhutsya-bystree-i-mnogoe-drugoe: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 3071 (23%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 2032 (15%)
  3. https://wiki.nashtransport.ru/wiki/%D0%AD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80: использовано 4 блоков из 9, кол-во символов 5971 (44%)
  4. https://www.liftholding.ru/stati/eskalator/: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 2511 (18%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий