Как правило, обонянию мы уже не придаем значения. Но без него мы не только не смогли бы наслаждаться любимыми блюдами, но и не ощущали бы радости от возвращения в родительский дом. За все годы об обонянии и запахах появилось немало теорий. Некоторые разрушены наукой, а другие продолжают жить в обществе.
Источник: https://facte.ru/health/teorii-i-mify-ob-obonyanii-i-zapahah
Содержание
- 1 Передача заболеваний по запаху
- 2 Почему чувств на самом деле не пять?
- 3 Слабое обоняние из-за свободы воли
- 4 Зрение и слух: что важнее?
- 5 Пот богов
- 6 Обоняние: запах между естественным и безобразным
- 7 Похожие запахи и половые отношения
- 8 Осязание: что можно трогать, а что нельзя?
- 9 Целительная сила
- 10 Политические убеждения тоже пахнут
- 11 Скунс против злых духов
- 12 Дорогой олений аромат
- 13 Запах и диагностика заболеваний
- 14 Предсказание смерти
Передача заболеваний по запаху
Долгое время люди считали, что чума, малярия и прочие заболевания передаются по запаху. Отсюда мы и помним докторов прошлого с масками, в «клювах» которых были цветы и прочие благовония. Кроме того, запах дыма считался в те времена прогоняющим все непонятные и опасные ароматы, поэтому в городах нередко разжигали костры и окуривали дома.
Источник: https://facte.ru/health/teorii-i-mify-ob-obonyanii-i-zapahah
Почему чувств на самом деле не пять?
Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку
Мария Пироговская
Стыд, температура, проприоцепция, ноцицепция и другие чувства, не входящие в классическую пятерку
18 минут
2/4
Источник: https://arzamas.academy/materials/1670
Слабое обоняние из-за свободы воли
У человека вполне обычное обоняние, которое соответствует восприятию запахов некоторых представителей фауны. В свое время о теорию о слабом нюхе выдвинул Поль Брока. Ученый считал, что животным необходимо развитое чутье для спаривания и питания. Люди – разумные существа, они не обладают такой половой распущенностью, поэтому и запахи воспринимают слабее.
Источник: https://facte.ru/health/teorii-i-mify-ob-obonyanii-i-zapahah
Зрение и слух: что важнее?
Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему
Мария Пироговская
Правда ли, что в Средневековье люди все узнавали с помощью слуха и только мы начали видеть по-настоящему
17 минут
3/4
Источник: https://arzamas.academy/materials/1670
Пот богов
Первыми производителями духов в мире были египтяне. Именно они их изготавливали и продавали соседям. Однако считалось, что ароматы – это пот богов. Самый приятный из них – запах бога Ра. Но и современные люди часто отождествляют духи со знаменитостями и покупают заветные флакончики, чтобы пахнуть, как они.
Источник: https://facte.ru/health/teorii-i-mify-ob-obonyanii-i-zapahah
Это интересно: Истории бизнесменов, которые вдохновят открыть свое дело: расписываем во всех подробностях
Обоняние: запах между естественным и безобразным
Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов
Мария Пироговская
Почему раньше люди жили среди вони, а мы не можем без дезодорантов
18 минут
4/4
Источник: https://arzamas.academy/materials/1670
Похожие запахи и половые отношения
Во многих примитивных культурах запрещали кровосмешение, так как люди родственных связей или одного племени пахли одинаково. Вступать в половые отношения могли только те, кто обладал разными запахами. В современном мире теория модернизировалась. Считается, что женщинам гораздо притягательнее кажется мужчина, ДНК которого существенно отличается от ее собственного.
Источник: https://facte.ru/health/teorii-i-mify-ob-obonyanii-i-zapahah
Осязание: что можно трогать, а что нельзя?
Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно
Мария Пироговская
Правда ли, что мужчины — холодные и сухие, а женщины — теплые и влажные, а также откуда взялась идея, что перила трогать опасно
Расшифровка третьей лекции из курса Марии Пироговской «Антропология чувств»
Описывать запахи довольно трудно. Кажется, что знакомые языки предлагают только два способа это сделать. Первый — с помощью указания на источник запаха. Запах может быть кожаным, древесным, фруктовым — это указание на источник. Второй способ — с помощью разного рода метафор, в том числе метафор стертых, которые мы уже не воспринимаем как метафоры: тогда мы говорим об остром или резком запахе. Парфюмеры и винные критики различают еще запахи теплые и холодные, маслянистые и округлые, нервные и сдержанные. Еще мы умеем давать запахам оценки и измерять их интенсивность: тогда мы говорим о запахах сильных и слабых, противных и вкусных, отталкивающих или удушающих. В принципе, весь этот репертуар можно обнаружить, если почитать описания духов на каком-нибудь парфюмерном форуме или, наоборот, жалобы на плохую уборку мусора в каком-нибудь соседском сообществе. Но что это говорит о нашем обонянии и о том, как мы им пользуемся в качестве социальных существ?
На то, что классифицировать запахи — задача непростая, указывали уже Платон и Аристотель. В диалоге «Тимей» Платон отмечал, что запахи можно разделить на приятные и неприятные. Но невозможно дать им названия, поскольку они не состоят из конечного числа простых форм: то есть у нас нет элементарных единиц, на которые мы можем опираться при классификации. Собственно, поэтому названия запахов обычно конкретны и происходят от названий пахучих веществ. И чем больше пахучих веществ есть в нашем распоряжении, тем больше этих названий. Например, до начала XX века «бензинового» запаха не существовало, поскольку не было бензина.
Однако как только мы выходим за пределы европейских языков, проблема называния и классификации запахов меняет свои контуры. Есть языки — от тайского маник до юкатекского майя, — где для запахов существуют универсальные слова. Это значит, что слова для запахов похожи на слова для цветов: они обозначают не конкретный запах (запах папайи или запах крови), а некие универсальные признаки. Грубо говоря, по-русски мы говорим, что щеки, яблоки и советское знамя имеют один и тот же цвет — красный. А на юкатекском майя мы можем сказать, что листья, женщины, ножи и веревки обладают одинаковым запахом. То есть одни и те же постоянные характеристики могут объединять части тела, еду, животных и даже стороны света. Например, в языке маник, который принадлежит к австроазиатской семье — на нем говорит народ охотников-собирателей в горном Таиланде, — существует около 15 терминов для запахов. С точки зрения маник, одним и тем же запахом обладают мыло, процесс мытья, растение гониоталамус, листья, лиана увария, одежда, тальк, солнце и жидкие лекарства.
Другой пример — язык бразильских индейцев суйя, обитателей штата Мату-Гросу. У суйя все люди, животные и растения распределяются на четыре группы в зависимости от того, какой запах им приписывается. Суйя различают сильный, острый, слабый, он же приятный, и гнилой запахи. Различие зависит от силы запаха и степени его опасности. Людям эти запахи приписываются исходя из их гендерной принадлежности, возраста и социального статуса. Общий принцип можно сформулировать так: чем выше статус, тем незаметнее запах. Самым высоким статусом в обществе суйя обладают взрослые мужчины — они, соответственно, в этой системе координат ничем не пахнут. Женщины и особенно дети обладают более низким статусом: они в каком-то смысле дальше от культуры и ближе к опасному миру природы, и поэтому их ароматы — сильные, острые или гнилые. То есть уровень культурности и социальности в обществе суйя имеет запаховый (или, что то же самое, ольфакторный) эквивалент. Этот далекий от нас пример позволяет увидеть, как обонятельные ощущения переводятся в социальные термины. Или, точнее сказать, как эти ощущения конструируются исходя из системы определенных социальных отношений. В любом случае это повод попробовать разобраться, что происходит с запахами в более близких нам обществах Старого Света.
Если проблема зрения начала волновать антропологов уже в начале XX века, то обоняние оставалось в тени до 1980-х годов. В этом вопросе социальные и гуманитарные науки долго шли на поводу у естественных дисциплин. Еще Дарвин — в книге «Происхождение человека и половой отбор» — указывал, что чувство обоняния исключительно важно для многих млекопитающих. Жвачных оно предупреждает об опасности; хищникам сигнализирует о добыче. Но как только человек перешел к прямохождению, он потерял возможность развивать нюх и опираться на его данные. Поэтому человеческое обоняние рудиментарно и малозначимо — до недавнего времени в этом сходились биология, психология и когнитивные науки.
Но хотя возможности человеческого носа и вправду невелики по сравнению с собачьими, очевидно, что человек использует запахи для классификации и апеллирует к обонянию в самых разных ситуациях. Мы с удовольствием обсуждаем способность запахов напоминать нам о прошлом: этот ностальгический потенциал запахов был замечен Марселем Прустом в начале XX века и теперь называется в его честь — «синдром Пруста». В своем романе «По направлению к Свану» Пруст описывает вкус и аромат печенья мадлен, размоченного в липовом чае. Этот вкус и аромат напоминают ему детство и тетушку, которая поила его этим чаем с этим печеньем. В этом случае запах способен воссоединить нас с нашим прошлым. Но у запахов есть и другие возможности. Все мы не раз слышали ксенофобные высказывания в адрес иностранцев, этнических или других меньшинств: в таких высказываниях часто возникают указания на чужой и поэтому неприятный запах. Так запахи используются для разделения и проведения границ.
Культурную историю запахов на французском материале открыл французский историк Ален Корбен. Это произошло в 1982 году, то есть на сорок лет позже, чем его соотечественник Люсьен Февр начал размышлять об истории зрения. Идея Корбена заключалась в том, чтобы описать процесс модернизации как постепенное вытеснение и регламентацию запахов. До XVIII–XIX веков европейцев окружало множество интенсивных и разнообразных запахов: какие-то из них были приятными, какие-то — не очень, а какие-то мы бы назвали отвратительными и написали жалобу в муниципалитет. Но французы эпохи Людовика XIV с этим мирились и не считали всю эту обонятельную какофонию чем-то из ряда вон выходящим. Как выяснилось позднее, с этим мирились не только французы: у всех европейцев были другие границы терпимости к запахам, отличные от наших.
Ален Корбен попытался понять, почему одни представления о терпимом сменились другими и каким путем западный мир пришел к современным нормам. Чтобы лучше понять его концепцию, нам нужно выяснить, как работало обоняние до эпохи перемен. Какую роль играла возможность чувствовать и распознавать запахи в Античности и раннем Средневековье? И что запахи вообще могли значить?
В арсенале любого археологического музея есть маленькие керамические и стеклянные флаконы для мазей и духов, которые говорят о популярности ароматов в классической древности. Разные ароматические вещества и цветы упоминались в античной поэзии; курения и масла использовались в жертвоприношениях и других ритуальных событиях. После гигиенических процедур тело и волосы было принято покрывать душистыми маслами, особенно если гражданину предстояло выступать в собрании, посещать игры или театр или участвовать в симпосионе, то есть пире. Таким образом, использование ароматов было обращено к коллективу и коррелировало с коллективными действиями.
Вдобавок запахи обсуждались и осмыслялись с медицинской точки зрения. Античная медицина базировалась на так называемой теории гуморов. В человеческом теле выделялось четыре вида телесных жидкостей: кровь, флегма, желтая и черная желчь. Они дают названия четырем темпераментам, о которых мы знаем и сейчас: сангвиники, флегматики, холерики и меланхолики. Эти жидкости характеризовались через комбинации основных свойств: холодный и горячий, влажный и сухой. Например, кровь (это основная жидкость у сангвиников) считалась горячей и влажной. Те же комбинации свойств были присущи разным продуктам, напиткам, лекарствам и даже ароматическим веществам. Допустим, какая-нибудь болезнь наступала в результате того, что в теле увеличивалось количество холодного и влажного начала, то есть флегмы. Как ее предлагали лечить? Нужно было увеличить количество сухого и горячего. Тогда больному прописывали сухую и горячую диету и, например, окуривания душистыми травами или смолами, которые имели «горячее» начало. То есть пахучие вещества использовались как лекарства, а их запахи разделялись на те же четыре типа, что и телесные жидкости. Эта традиция оказалась очень устойчивой и продержалась почти до конца XIX века. В некоторых социальных группах она жива до сих пор: достаточно вспомнить о современной моде на ароматерапию, которую поддерживает эклектичная религия нью-эйдж и замешенное на ней потребление. Кроме того, самые авторитетные врачи — Гиппократ и Гален — говорили о важности запахов как симптомов: по запаху кожи, слюны, выделений пациента можно было уточнить диагноз.
Эти магистральные значения запахов сохранились и с переходом к христианству. Парфюмерия по-прежнему использовалась в гигиенических и медицинских целях. После некоторых дебатов о языческих ассоциациях курений, ладан занял прочное место в церковных обрядах, а новая практика поклонения мощам создала и новое понятие — «запах святости». Для объяснения этого понятия использовались цитаты из Библии: нравственность и святость ассоциировались с приятными ароматами (благоухание добродетели), грех и зло — со смрадом. Дальше эта аналогия получала материальную форму: тела умерших грешников разлагались и испускали ужасные запахи. Тела блаженных и святых не поддавались тлению и вместо смрада пахли ладаном или розой. В каком-то смысле «запах святости» оказывался еще одним, уже посмертным чудом и подтверждал безгрешность и избранность покойника или покойницы. Если же тело монаха начинало нехорошо пахнуть, для окружающих это был сигнал, что с его святостью не все в порядке: это было типично для Средних веков и сохранилось до XIX века. Подобный сюжет — на гораздо более позднем материале — описан у Достоевского в «Братьях Карамазовых». Напомню, что старец Зосима, которого все воспринимают как блаженного, после смерти компрометирует свою святость, поскольку его тело начинает плохо пахнуть, вместо того чтобы превратиться в нетленные мощи. То есть идея «аромата святости» оказывается очень устойчивой.
Мы можем с уверенностью сказать, что средневековая культура сохранила некоторые античные подходы к запахам и выработала ряд своих. Соответственно, обоняние было важным элементом в конфигурации чувств: оно помогало ориентироваться в религиозной сфере и направляло людей в их гигиенических практиках. Наконец, оно по-прежнему помогало медикам разбираться в болезнях и лекарствах. Однако в некоторых сферах обоняние начинало уступать зрению. Например, некоторые исследования утверждают, что активная селекция цветка розы начинается с Позднего Ренессанса не просто так. То, как роза выглядит, стало не менее важно, чем то, как она пахнет. А когда появляются разнообразные и очень красивые махровые розы почти без запаха, визуальные характеристики выходят на первый план. Но радикальные изменения начинаются позже — в XVIII веке. С точки зрения Алена Корбена, именно они и служат базой для современных представлений о плохих и хороших запахах, о том, что должно пахнуть, а что пахнуть не должно.
Книга Алена Корбена «Миазм и нарцисс» вышла в 1982 году. В ней процесс цивилизации описывается как процесс снижения толерантности к запахам. Что это значит и в чем заключается его основная идея? Прежде чем ответить на этот вопрос, нам надо понять, что имеется в виду под процессом цивилизации.
Понятие «процесс цивилизации» предложил немецкий историк Норберт Элиас. Элиас изучал средневековое общество и обнаружил, что изменение, или утоньшение, придворного этикета привело к формированию новой индивидуальной дистанции. По сравнению с обществом Нового времени средневековые люди были намного ближе друг к другу: они ели из одной посуды, спали в семейных постелях вместе с детьми, домочадцами и даже чужими людьми, не нуждались в уединении (что сказывалось, к примеру, на устройстве жилища: двери появляются довольно поздно) и более активно воспринимали мир посредством «низших чувств» — вкуса, обоняния и осязания.
А потом в придворной культуре возникают новые манеры — они создают необходимость больше контролировать тело, больше смотреть на себя со стороны. Так возникает «барьер стыдливости», который постепенно спускается из высшего общества в низшие социальные слои (социологи называют это явление «нисходящая мобильность»). В жилищах появляются закрывающиеся комнаты, люди начинают пользоваться индивидуальными столовыми приборами и постельным бельем, естественные нужды вытесняются из публичной сферы в сугубо приватную. Соответственно, чем дальше, тем больше запахи оказываются под подозрением: они служат ощутимыми знаками чужого присутствия. Так возникает требование «как можно меньше пахнуть» — его начинают прилагать и к людям, и к обжитому ими пространству.
В эту конструкцию Корбен добавляет конкретику: жесткий контроль над телесными запахами оказывается результатом популяризации медицинских и научных теорий Просвещения. Во второй половине XVIII века становится очень популярной медицинская идея, что любые сильные запахи вредны для здоровья. Элита начинает задаваться вопросами об охране общественного здоровья и использует в обсуждениях городского управления медицинские теории. Так складываются новые представления о хороших и плохих запахах, о чистоте и грязи. Любые сильные запахи — от экскрементов до мускуса — дискредитируются, а борьба с вонью становится главной задачей гигиены. Собственно, под знаменем борьбы за общественное благо вырабатываются и новые понятия о чистоте и порядке, и новые правила гигиены. Новые нормы употребления духов и пахучих лекарств требуют учитывать возраст и гендер; ароматические вещества, от духов до табака, получают социальные характеристики. Оказывается, что запахи могут быть не только полезными и вредными, приятными и неприятными — они становятся дорогими и дешевыми, престижными и плебейскими. С их помощью можно осудить неподобающее поведение (например, в культуре и искусстве возникает образ кокотки, злоупотребляющей пряными духами) или обозначить границу между «цивилизацией» и «дикостью» (тогда упоминаются телесные запахи тех, кто, с точки зрения говорящего, недостаточно цивилизован — от гаитянских креолов до русских крестьян и сибирских кочевников). Запахи жестко регламентировались или искоренялись, а это говорит скорее об усиленном, чем об ослабленном обонянии. То есть мы можем сказать, что в Новое время обоняние меняет свою социальную функцию: оно оказывается более избирательным, придирчивым и внимательным.
Некоторых ученых это исследование побудило к тому, чтобы заговорить об «ольфакторном молчании». Под молчанием понимается своеобразный императив дезодорированности, отсутствия запахов, который становится новой нормой. Но с такой формулировкой согласиться трудно. Мы видим, что пока одни запахи считаются нежелательными, другие запахи в определенных социальных ситуациях только приветствуются: запахи парфюмерии, стирального порошка, кофе или булочек с корицей — это хорошие запахи, если они появляются там, где их ожидаешь. Но, например, приятные духи соседа по вагону метро будут вызывать раздражение, а запах кофе в туалете покажется просто неуместным. Наверное, можно сказать, что Новое время стало не только эпохой изменения манер и освоения индивидуализма. Новое время стало еще и временем выработки огромного количества очень нюансированных правил, которые упорядочивают тип запахов, их интенсивность и ситуации, в которых они могут появиться.
на Arzamas рубрику Марии Пироговской «Запах дня» — краткую историю запахов: от кофе и мускуса до сыра и супермаркета.
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Источник: https://arzamas.academy/materials/1670
Целительная сила
Раньше запахи использовались для терапевтических, ритуальных и гигиенических целей. Сегодня подобное получило свое название – ароматерапия. Конечно, не все ученые поддерживают такое течение, но некоторые уверены в положительном влиянии на организм вдыхания ароматов эфирных масел.
Источник: https://facte.ru/health/teorii-i-mify-ob-obonyanii-i-zapahah
Политические убеждения тоже пахнут
Конечно, беглое обнюхивание человека вряд ли поможет определить, за кого он проголосовал на президентских выборах. Тем не менее, многие ученые считают, что люди с одинаковыми политическими взглядами кажутся друг другу симпатичными. Если же взгляды противоположны, то и аромат человека кажется прогорклым.
Человек, способный предсказывать погоду по запаху
Источник: https://facte.ru/health/teorii-i-mify-ob-obonyanii-i-zapahah
Скунс против злых духов
Опять же, в примитивных культурах запах этого животного считался отпугивающим злых духов. Сам по себе аромат, естественно, не сможет этого сделать. Но только представьте, какие выделения у испугавшегося скунса. Тут не только дух, даже живой на расстоянии километра не подойдет!
Источник: https://facte.ru/health/teorii-i-mify-ob-obonyanii-i-zapahah
Дорогой олений аромат
Еще со времен Византии мускус считали королем ароматов. И сейчас он ценится в исламской культуре. Из него производят духи, туалетные воды. А добывают его из желез самца кабарги из рода оленей. Правда, сейчас животное под угрозой вымирания, поэтому священное вещество приходится добывать синтетическим путем.
Источник: https://facte.ru/health/teorii-i-mify-ob-obonyanii-i-zapahah
Запах и диагностика заболеваний
Оказывается, с помощью запахов можно выявлять некоторые заболевания. Ученые доказали, что легче всего «ароматной» диагностике поддается сахарный диабет 1 типа, рак легких и толстого кишечника, а также непереносимость лактозы.
Источник: https://facte.ru/health/teorii-i-mify-ob-obonyanii-i-zapahah
Предсказание смерти
Раньше люди считали, что ощущение запаха цитрусовых при отсутствии самих фруктов – предвестник скорой смерти человека. Ученые сумели опровергнуть эту теорию, но при этом доказали, что потеря обоняния как раз таки может свидетельствовать о приближении кончины.
А вы слышали об этих теориях? Расскажите о них друзьям – сделайте репост!
Источник: https://facte.ru/health/teorii-i-mify-ob-obonyanii-i-zapahah
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://facte.ru/health/teorii-i-mify-ob-obonyanii-i-zapahah: использовано 11 блоков из 11, кол-во символов 3741 (14%)
- http://animalworld.com.ua/news/interesnyje-fakty-o-zapahe-i-obonjanii: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 5436 (20%)
- https://arzamas.academy/materials/1670: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 17354 (65%)