Некоторые факты об аскетизме — рассматриваем по полочкам

В воображении большинства людей аскетизм ассоциируется со строгими религиозными практиками и считается малоприменимой техникой для мирян. Но это мнение ошибочно. В переводе аскетизм ближе к слову «упражнение», а по смыслу это понятие объединяет напряжение, труд для достижения цели в духовной и физической сфере. Так что бросаться крайности совсем необязательно. А поупражняться в самодисциплине или умеренности в тратах не помешает никому.


В статье расскажем об аскетизме как религиозной и психологической практике, поделимся советами по тренировке самодисциплины и финансовой грамотности.

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 596
Источник: https://WikiGrowth.ru/chto-takoe/asketizm/

Содержание

Стремления к богатству


Люди — это такие создания, которые постоянно пытаются добиться от своей жизни максимально возможных благ, удовольствий, богатства. «Я хочу это, я хочу то, я хочу ещё, хочу, хочу, хочу…» — самые распространённые человеческие выражения, для некоторых очень любимые выражения. Такой подход к жизни называется потребительским.

Но получается вот что: мы стремимся, желаем какую-то вещь, добиваемся её в итоге, но оказывается, что, чем больше мы желаем, тем меньше радуемся и бываем удовлетворенными, когда искомая вещица появляется у нас. И тут вдруг нам уже хочется чего-то иного, чего-то более дорогого, красивого, блестящего. И мы включаемся в гонку, в которой нет победителей, гонку, которая не приводит к финишу, гонку длиною в жизнь, которая не делает нас счастливыми. А всё потому, что люди хотят получить от жизни всё, буквально всё, ни в чём себе не отказывая.

Что подразумевает собой аскетизмСуществует одна превосходная черта характера человека, которая может помочь победить в этой бесконечной, непрекращающейся гонке потребления. Это, конечно же, аскетизм. Аскетизм – есть норма морали, нравственности, самоотречения, самоограничения. Такая норма совсем не свойствена для большинства обывателей, которые даже не задумываются об этом. А чтобы пойти на жертву ради какой-то высокой цели – и речи быть не может. Слышали ли вы об аскетах религиозных? Так вот они отрекались от всего земного, от всех удовольствий и благ ради служения Богу.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 1442
Источник: https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/chto-takoe/chto-takoe-eti-neobychnye-slova-asketizm-i-asketichnost.html

Что такое аскетизм

На протяжении тысячелетий люди тяготели к непознанному, ища в нем ответы на волновавшие их вопросы, — кто же мы, откуда и куда движемся, что там, за чертой неизвестности, есть ли что-то после смерти, а если да, то какое будет воздаяние за прожитую жизнь?

В своем стремлении стать лучше ищущие использовали методы и методики для достижения результатов в освоении новых ступеней духовного развития и постижении законов иного мира, который совершеннее, прекраснее, мудрее всего того, что они встречали в своей повседневности.

Понятие, которое мы хотим осветить данной статьей, является рядом действий, направленных на очищение души и подготовку человека к неизбежной встрече с этим самым непознанным. Чтобы понять глубже этот непростой комплекс совершенствования своей внутренней природы, вначале обратимся к происхождению слова, которое определяет данный процесс.

Слово «аскеза » — греческого происхождения. Др. -греч. áσκεω есть глагол, имеющий не одно значение. Это и умелое, старательное обрабатывание твердой материи, и облагораживание жилища, и упражнение, сводящееся к совершенствованию тела и духа. Именно к подобным практикам обращались атлеты древней Эллады, готовясь к состязаниям и воздерживаясь от телесных удовольствий. Позже термин перекочевал из античной культуры в христианство, которое наполнило это слово иным смыслом, сохранив его для себя в значении усердных напряженных упражнений, усилия над собой.

Аскетизм — это отказ от отягощающих душу излишеств, роскоши и чрезмерных удовольствий.

Адепт, использующий данную практику, ограничивает себя, следуя образу жизни, наполненному последовательными воздержаниями, исполненному простотой и скромностью. Ведь его стезя — самосовершенствование. Он это делает намеренно от того, что понимает: самоограничение и строгость по отношению к самому себе — истинный путь освобождения души от пороков и изъянов, страстей, разъедающих душу и желаний, разрушающих разум.

ограничение или подавление чувственных желаний добровольное перенесение физической боли одиночества

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 1934
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/asketizm.html

История аскетизма

Вот несколько фактов из истории аскетизма. В христианской религии понятие аскетизма появилось благодаря античной культуре. Данное слово произошло от греческого «аскео», которое обозначает обработку, грубого, твёрдого материала, производимое очень искусно, а также развивающее тело и душу упражнение.

Ещё можно отметить, что корни аскетизма уходят в доисторические, первобытные времена: невозможно тяжелые условия жизни приводили к тому, что человеку, чтобы выжить, нужно было быть очень выносливым физически, и нужно было преодолевать невозможно трудные испытания повсеместно и ежечасно. Необходимость постоянно не жить, а выживать, выражалась в специфических ритуалах. Обряд посвящения мальчиков в мужчин предполагал длительную изоляцию подростка, пост и другие лишения. Этот обряд должен был показать испытуемому, что жизнь в дальнейшем будет совсем «не сахар».

Будьте аскетом

  1. Аскетизм предполагает, что аскет может и умеет довольствоваться совершенно немногим в любых сферах человеческой жизни и не испытывает при этом себя ущемленным в чём-либо.
  2. Аскетизм – это когда человек самосовершенствуется день ото дня, когда он не стремится накопить побольше барышей и сделать это быстрее других. Наоборот, он не приемлет этого, он отбрасывает всё наносное, внешнее ради уравновешенного внутреннего состояния.
  3. Может ли современный человек стать аскетом?Аскетизм меняет наш взгляд на, казалось бы, привычные вещи, окружающие нас, так сказать, наше мировоззрение. Аскетичный человек, наверное, всё-таки выберет книгу, а не очередной модный галстук или что-то в этом роде. Аскетичные — это такие люди (аскеты), которые не задумываются о брендовых вещичках, а тем более не спешат заполучить их первыми. Это даёт реальную свободу в жизни от всякой мишуры и поэтому они с оптимизмом идут по жизни.

Любому из нас было очень важно сохранить в себе какую-то хотя бы малую частичку аскетизма для того, чтобы жизнь не казалась нескончаемым бегом с препятствиями за чем-то новеньким. А как же можно воспитать такую черту характера в себе?

Работайте над собой

  1. Главное, что нужно сделать – поработать над собой. Вычеркните из своей жизни жадность и корыстолюбие, эгоизм, гордыню.
  2. Аскетизм располагает к тому, что человек совершенно спокойно может выделять и ставить перед собой именно первоочередные задачи.
  3. Исключение из жизни всевозможных излишеств – главный показатель аскетизма. Не гоняйтесь за красивыми безделушками. Это не жизненно важные вещи. Чрезмерная роскошь развращает человека и не приносит ему истинного счастья.
  4. Оказание знаков внимания близким людям и, вообще, окружающим, альтруизм, жертвенность ради других – главные качества аскетичного человека. Старайтесь быть доброжелательны к людям и не отказывайтесь помогать им.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 2712
Источник: https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/chto-takoe/chto-takoe-eti-neobychnye-slova-asketizm-i-asketichnost.html

Религиозный аскетизм

Основными источниками практики религиозного аскетизма в I веке стали тексты Нового Завета, сгруппированные вокруг двух базовых тем: служение Христу и послушание Духу. В Евангелии следование за Христом возможно только при отказе от привычного жизненного уклада и самоотречения, вплоть до мученической смерти. Однако, это не значит, что верующий человек в миру обязан морить себя голодом или отказываться от брака. Потому что полное самоотречение от общества – это нетребуемая Новым Заветом крайность.

Слово «аскетизм» имеет русский аналог – «подвижничество», а аскетичный образ жизни вели отшельники и христианские отцы-подвижники. Своего широкого развития в жизни и литературных произведениях аскетизм достиг в IV-VI веках. За образец для подражания был принят образ Иоанна Крестителя, а самыми известными отшельниками-аскетами были Онуфрий Великий, Серафим Саровский, Сергий Радонежский.

Некоторые культы и религиозные учения и сегодня идеализируют все или отдельные аспекты аскетизма. Согласно учению Будды возможности достичь просветления и знания достойны только аскеты, которые лишились страстей. На преодоление обычного сознания направлена и духовная дисциплина йоги. Для практики добровольного самоотречения, самоусилия и самодисциплины в йоге используется слово «тапас». Тапас обычно практикуют соблюдением целомудрия и обузданием чувств.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1369
Источник: https://WikiGrowth.ru/chto-takoe/asketizm/

С чего начать практику самодисциплины

В психоанализе аскетизм – это защитный механизм личности, который проявляется в отрицании и подавлении инстинктов, отказе от удовольствий. Явление связанно с особенностями подросткового периода, когда сексуальные переживания «гасятся» самоограничением.

Но во взрослой жизни мы настолько привыкаем к удовольствиям, теряем навыки самодисциплины. А потом жалуемся на десяток лишних килограммов или «дыру» в бюджете из-за спонтанного похода по магазинам. Можно давать себе сотни обещаний «жить по новому», но без осознанных усилий они ник чему не приведут.

Самодисциплина, как и любое умение – дело образования и практики. Так что первое, что вы можете сделать для себя прямо сейчас, – начать следовать советам мотивационных тренеров и коучей.

Совет 1. Помните, что самодисциплина совсем не делает жизнь пресной

К скуке и неудовлетворенности приводят не ограничения, а крайности. Полный отказ от удовольствий не приводит к счастью точно так же, как и ежесекундное удовлетворение всех желаний. Умение отложить удовольствие для последующего выигрыша – черта психологически взрослого человека. Поэтому каждый раз, когда вы выбираете сложное решение вместо простого, вы укрепляете самодисциплину.

Выберите одно дело, на которое хватает самодисциплины, и делайте его в течение месяца ежедневно. Так вы решитесь понемногу окунуться в дискомфорт и начнете получать удовольствие от неудобства.

Совет 2. Заведите полезные финансовые привычки

Менять свое финансовое поведение, как и вредные привычки сложно. Если самостоятельно освоить финансовую грамотность не получается, можно найти финансового наставника. Это может быть сайт финансиста, бухгалтера или другого знатока в области финансов. Это может быть помощь друга, который умело соотносит свои доходы с расходами.

Для начала установите на смартфон приложение для учета финансов. За первые два-три месяца можно увидеть подробную статистику трат и узнать, куда именно улетают деньги.

Совет 3. Практикуйте самоконтроль

Самоконтроль – это как атлетика – чем больше времени проводишь на тренировке, тем больше можешь. Чтобы не сбиться с пути, нужно установить для себя цель и ежедневно двигаться к ней, понемногу усложняя задачи. Одновременно придется внимательно отслеживать свои порывы, которые не помогают достичь успеха. Отслеживать, но не следовать за ними.

Лучший способ самоконтроля – установить таймер на минут, в течение которых будете тренироваться (писать статью, записывать видео, вести блог, медитировать).

Совет 4. Одобряйте и принимайте себя

Без реальной оценки текущего состояния начать практиковать самодисциплину невозможно. В лучшем случае вы будете просто топтаться на месте, в худшем – растеряете остатки мотивации. Например, если вы хотите похудеть, начать нужно с простого взвешивания. Если планируете выучить английский – пройдите тестирование и узнайте, на каком уровне находитесь сейчас.

Когда вы принимаете себя, то не ждете мгновенных результатов. Тогда для безопасного похудения, например, установите для себя реальный срок 6-8 месяцев вместо двух недель.

Совет 5. Не пренебрегайте отдыхом

Самоконтроль похож на мышцу – если использовать его постоянно, резервы силы воли быстро истощаются. Но если поставить внутреннее табу на удовольствия, отдых становится обязанностью. В результате – еще большая усталость, полное выгорание. Психологи акцентируют: отдых – это самодостаточная ценность, личный ресурс, который нужно использовать с пользой для себя.

Примите установку: «чтобы хорошо работать, нужно хорошо отдыхать». Старайтесь отдыхать еще до наступления усталости, планируйте отдых на выходных и в отпуске. Решительно меняйте планы, если появился шанс провести время ярче, чем планировалось.

Выводы:

  • Аскетизм – это учение о том, как практиковать воздержание, упражняться в самоконтроле и самодисциплине.
  • Аскетизм изначально был спортивным термином, позже перешел в философию, религию и общее употребление.
  • Чтобы практиковать светский аскетизм не нужно впадать в крайности. Достаточно навести порядок в финансах и прокачать навыки самодисциплины.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 4060
Источник: https://WikiGrowth.ru/chto-takoe/asketizm/

Принципы аскезы


Имея в распоряжении информацию об аскетах прошлого, опираясь на опыт аскетики как духовной науки, мы можем практиковать этот метод самосовершенствования в настоящем времени без перегибов в виде насилия над личностью, избегая перекосов излишнего самоунижения. Принцип любого самоограничения заключается в том, что для того, чтобы настроиться на восприятие более тонких вибраций, человеку необходимо отказаться на какое-то время от взаимодействия с энергиями грубого плана, сосредоточив весь свой арсенал чувствования на самом себе, своей внутренней природе, чтобы сгармонизировав себя изнутри, суметь в будущем поделиться этой гармонией с миром.

Разумно выделить основные принципы-заповеди, подобно десяти библейским, руководствуясь которыми, возможно достичь значимых результатов в саморазвитии через самоограничение человека нашего времени:

  1. Чистота в мыслях и действиях.
  2. Простота и искренность в общении, избегание словесных излишеств.
  3. Неприемлемость любой формы насилия над кем бы то ни было.
  4. Уход от всякой агрессии, как внешней, так и внутренней.
  5. Поступки по отношению к другим только с позиции справедливости.
  6. Разумное ограничение в принятии пищи.
  7. Отказ от ненатуральных и вредных продуктов.
  8. Воздержание от материальных излишеств, приятие того, что жизненно необходимо.
  9. Добрачная целомудренность и ограничение в близости с избранником.
  10. Верность избраннику не только физическая, но и ментальная.

аскетизм

Блок: 4/11 | Кол-во символов: 1403
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/asketizm.html

Польза и возможный вред

Как и в каждом явлении этого мира присутствует двойственность, так и в практике аскетизма есть две стороны медали в зависимости от того, как и с чем к ней подходят.

Плюсы

Преимущества аскезы:

1. Прежде всего человек учится отделять зерна от плевел, истинное от ложного, естественное от привнесенного извне, навязанного. Он плавно обнаруживает в себе новые грани, открывая в себе то, что в привычном режиме жизни осталось бы им незамеченным.

2. Улучшаются отношения с людьми, в первую очередь, с близкими, появляется сдержанность, из лексикона уходят слова-паразиты.

3. Постепенно исчезает нетерпимость к иным мнениям, появляется сдержанность, уменьшается желание участвовать в том, что вредит жизни.

4. Укрепляется здоровье, уходят вредные привычки, проясняется сознание.

5. Появляется душевное спокойствие, человек перестает вечно куда-то опаздывать и кого-то догонять.

6. В отношениях с близким человеком более начинает цениться не физическая близость, а душевная.

7. Открываются новые смыслы, а, возможно, и способности.

Все это может произойти с большей вероятностью, если свою практику самоограничения человек посвятит единению с духовным началом, пребывающем в нем, которое и является частицей той всеобъемлющей Силы, постижению которой монахи и отшельники на протяжении тысячелетий отдавали всю свою жизнь.

Все должно иметь свою разумную меру, и превышение этой меры, которая для каждого своя, может привести к нежелательным результатам.

Минусы

Недостатки аскетизма:

1. Излишнее замыкание в себе и на себе. Если это не вызвано необходимостью углубленного самопознания благодаря открытию внутри источника духовной силы, проявленного особым состоянием божественного присутствия, то рьяная практика сама по себе ради практики, желания как-то выделиться либо слепого подражания кому-либо, может привести со временем к полному в ней разочарованию.

2. Передозировка в ограничениях, к тому же при слабом здоровье, может привести к еще большему его ухудшению.

3. Духовное развитие посредством разумных ограничений не обязывает ограждаться полностью от мира. Это добровольный выбор каждого. Человек может самоустраниться от общего потока жизни, выбрать свой ритм и свою скорость, но он все равно остается быть частью этой действительности. Мир развивается, не смотря на деструктивные процессы внутри него, проходит свои черные и белые полосы. Быть может, для кого-то длительное выпадение из этого потока притормозит и его личностное или даже духовное развитие, ибо жизнь аскета в миру тяжелей, чем в уединении, а тяготы, как известно, стимулируют, а зачастую и ускоряют процесс развития.

Задумчивость. Photographer Vladislav Opletaev

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 2592
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/asketizm.html

Виды самоограничений


Чтобы этот инструмент саморазвития шел во благо, надо понимать, как правильно он функционирует, какие есть виды самоограничений, когда их лучше выполнять и как. Главное помнить, что тот дискомфорт, в который вы себя погружаете, вы выбрали добровольно. Это не страдание и не надежда на то, что этот ваш выбор кем-то и когда-то зачтется. Вы это делаете ради самого себя, включая в себе более тонкие механизмы самоосознания. Помните еще и то, что нужно быть аккуратным, дабы не подпитывать свой эгоизм, сравнивая себя с теми, кто еще не прозрел и ходит непросвященным, в отличие от вас. К примеру, христианский пост возымеет свое воздействие, если постящийся посвящает свое воздержание Богу, не привязывается к результатам и не осуждает иных, не постящихся.

Различные виды самоограничений можно отнести к трем основным группам:

  1. Тела.
  2. Языка.
  3. Ума.

Ограничения тела

Здесь самое главное — помнить, что ваша цель заключается в освоении контроля чувств и желаний и ни в коем случае не нанести вреда своему телу. Не надо уподабливаться йогам и подвижникам прошлого, истязающим и умертвляющим свои тела, ибо то, что для вас есть неудобство, — для них являлось вполне нормальным и естественным.

К самоограничениям тела можно отнести:

  • ограничение в питании: неупотребление ненатуральных и вредных продуктов, постничество, вегетарианство;
  • в движениях и действиях: выполнение щадящих и умеренных нагрузок;
  • в местонахождении: выполнение паломничеств, пребывание в уединенных и благостных местах;
  • во внешнем виде: простота одежды и манер;
  • полный отказ от вредных привычек;
  • воздержания в половой близости.

Ограничения языка

Это воздержанность в речи, качестве языкового общения. То, что слетает с наших уст, нас может как облагораживать и возвышать, так и осквернять, унижая и сводя на нет наше человеческое достоинство.

Практика языкового ограничения:

  • отсутствие злословия;
  • уход от осуждения и критики;
  • умение выслушивать до конца, не перебивая;
  • всегда быть правдивым;
  • воздерживаться от спора и крика;
  • не навязывать свое мнение;
  • не пустословить и не надавливать словами.

Ограничения ума

Самоограничения ума более всего могут наставить человека на смирение, приблизив к духовным высотам, помочь увидеть скрытые смыслы в простых вещах.

Среди самоограничений ума следующие:

  • способность контролировать свои эмоции, а также чувства;
  • работа с гордыней, усмирение ее;
  • изучение и чтение священных Писаний;
  • размышления, самопогружение;
  • раскаяние в содеянном;
  • ненасилие;
  • уважение и любовь не только к ближним.

Любовь: Почему некоторым людям трудно любить себя?

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 2469
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/asketizm.html

Женская и мужская аскезы

Как для мужчины, так и для женщины разумные, правильные самоограничения являются важным условием дальнейшего духовного развития. Общее для них заключается в том, что они ведут к раскрытию внутренних потенциалов, улучшению не только физического и душевного здоровья, но и изменению качества жизни в целом, в том числе, и в материальном плане. Разница в том, что каждый из полов должен выполнять соответствующие практики, свойственные, соответственно, мужской или женской природе, поскольку имеется разница не только в физиологии, но и в предписанных каждому обязанностях.

Мужские

Для мужчины важны аскетичные практики, связанные с телом, поскольку они укрепляют и усиливают мужские качества характера.

К ним относятся:

  • голодание или ограничение в принятии пищи;
  • ранние подъемы до рассвета;
  • сон на твердой поверхности;
  • обливание или холодный душ;
  • довольствование малым;
  • сложные тренировки, связанные с выдержкой;
  • выполнение тяжелой физической работы;
  • хождение босиком.

Женские

Чрезмерное увлечение женщины мужскими практиками может привести к увяданию ее женских качеств и расцвету мужских. Это приведет к огрублению сердца и уведет от своего природного предназначения. Ее практики — это самоограничение работы языка и деятельности ума. Если они выполняются в благости применительно ко всем аспектам жизни ее семьи, счастье обретает не только женщина, но и все домочадцы.

Назовем следующие:

  • приготовление пищи должно происходить только в состоянии любви;
  • она всегда довольна тем, что у нее есть;
  • ее мысли никогда не касаются другого мужчины, а о муже она думает с любовью;
  • она всегда в состоянии любви выполняет все домашние обязанности;
  • внимание и забота о домочадцах, кормление их и угощение гостей;
  • не только просить помощи, но и помогать другим;
  • рукодельничать, создавать обереги, заряжая их своей силой мысли;
  • стараться создавать позитив в отношениях с другими людьми и поддерживать его.

Если каждый из супругов периодически обращается к данным практикам, то исходный результат будет залогом прочной, гармоничной семьи, ее здоровья и грамотного воспитания их детей.

Психология отношений между мужчиной и женщиной, книга, читать онлайн

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 2069
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/asketizm.html

Аскетический образ жизни


Для чего нужен

И все-таки подытожим, зачем нужен такой образ жизни применительно к ныне живущим. Каковы причины обращения к подобным практикам современными людьми. Дело в том, что, то, что было для человека ценным на протяжении тысячелетий, важно для него и сейчас: здоровье, семейные ценности, стремление к познанию себя и Бога, развитие внутренних способностей, желание сделать мир лучше.

В нынешнем обществе аскетическое лицо — это человек, принявший решение очиститься от ненужного и мешающего, будь то материальные предметы, старые привязки, связи и окружение. Это смельчак, решивший сбросить уже не актуальный, ненужный груз прежнего образа мышления и жизни в целом. Иными словами, тот, кто избрал путь освобождения от всего навязанного и искусственного во имя своей природной целостности.

Правила поведения

Тому, кто избирает данный путь, скорее всего, придется придерживаться некоторых правил для того, чтобы в своем личностном и духовном развитии и движении вверх не оступаться, слетая на несколько ступеней, а то и пролетов вниз.

Давайте их определим:

  1. Прежде всего — это уважение избранного пути без оглядки назад, не обращая внимание на назойливое брюзжание со стороны, пытающееся увести в сторону.
  2. Разумное освобождение от излишеств, довольствование малым.
  3. Основной приоритет — развитие своего внутреннего мира и расширение границ сознания.
  4. Гуманное отношение к живым существам и бережное к природе.
  5. Приоритет в литературе — духовно-оздоровительное направление.
  6. Принятие жизни таковой, какова она есть, терпимость и смирение.
  7. Стремление к натуральности (одежда, жилище и утварь, отношение с людьми).

Из представленного видео вы узнаете об аскетичном образе жизни основателя IKEA.

Блок: 8/11 | Кол-во символов: 1702
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/asketizm.html

Известные аскеты

История богата на имена выдающихся людей, которые избрали путь аскетичности как в миру, так и в религии. Назовем некоторые самые известные из них. Это посвященный в глубину древних мистерий Пифагор и яркий представитель школы киников, живший в глиняной бочке Диоген, врачеватель Гиппократ и философ Кант, гений военного дела Александр Суворов и миллиардер Генри Форд, академики Николай Амосов и Дмитрий Лихачев.

Несчетным будет число всех подвизавшихся на сей подвиг в мировых религиях и духовных течениях. Ограничимся примерами некоторых известных, чаще всех находящихся на слуху в христианстве и буддизме.

В христианстве

Подвижники христианства через постоянный молитвенный подвиг и ряд суровых испытаний и самоограничений поднимались по ступеням познания Бога, на первой из которых они освобождались от восприятия мира посредством чувств, дабы достичь глубокого смирения и бесстрастия. На второй они уже имели возможность созерцать во всей неземной красе мир духовный и даже входить в него. Высшая ступень подразумевала возвышение над всем условным и ограниченным материальными рамками, постигая суть божественных творений, достигая глубин осознания бытия.

На этом непростом пути духовного восхождения для своих целей они использовали ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночество было их непременной спутницей. Основными же подвигами монахов, отшельников, пустынников являлись пост и бдение, лишение себя крова и нагота, поклоны и вериги.

Приведем примеры из описании жития святых отцов. Одним из них является свидетельство подвига блаженного Ионы, который будучи монастырским садовником в одном из монастырей Пахомия Великого, дожив до возраста восьмидесяти пяти лет, ни разу не сомкнул очей. После выполнения своих каждодневных обязанностей в саду, он заходил к себе в келию и бдил, до рассвета молясь и плетя веревки.

Преподобный Ефрем Сирин — религиозный отшельник, проводящий жизнь в строгом воздержании , спал на голой земле, а сирийский подвижник Савин вкушал заплесневелую муку, едва смоченную водой.

Недельный пост был для аскетов нечто обыкновенным, а некоторые, уподабливаясь Христу, не ели и не пили до сорока дней.

Ефрем Сирин. Мар Афрем Нисибинский - биография. Христианский Богослов

Преподобный Серафим

Но в качестве более яркого примера служения Богу и людям опишем вкратце жизнь легендарного русского подвижника, чудотворца, преподобного Серафима Саровского.

Родился он года в семье благочестивого купца Исидора Мошнина и жены его Агафьи. В крещении был наречен Прохором. Через три года умер отец, строивший церковь в Курске, и Агафья сама воспитывая сына, взгрузила на свои плечи неоконченное дело мужа и воспитание сына.

Когда Прохору было семь лет, он по неосторожности упал с колокольни, но оказался невредим. Для близких людей это было знамением, что ребенок находится под защитой Господа.

Однажды во время тяжкой болезни мальчику явилась в чудесном сиянии Богородица, утешила и сказала, что вскоре он будет здоров

Прохор отличался от своих сверстников тяготением к уединению для чтения священных писаний и посещению церковных служб. Постепенно через молитву ему стал открываться во всей красе непознанный духовный мир.

В 17 лет он отправился в Киев для посещения Лавры к мощам святых Антония и Феодосия. Старец, монах-затворник Досифей благословил его идти в Саровскую обитель, где Прохор после прохождения самых тяжелых монастырских испытаний удалился в глушь монастырского леса, где творил свой уединенный молитвенный подвиг. Пройдя тяжкие испытания лишениями и болезнями, устоявшись в крепости своей веры и любви к Богу, Господом была дарована преподобному Серафиму сила, благодаря которой он смог исцелять больных и предвидеть будущее.

7 самых важных высказываний Серафима Саровского | Русская семерка

Своим молитвенным подвигом он очистил душу от всякой скверны, избавился от маловерия и гордыни, и когда ему исполнилось 32 года, его постригли в монахи, дав новое духовное имя Серафим, что значит «пламенный».

Как-то в Великий Четверг во время Литургии ему явился Христос в сопровождении ангельского воинства. Преподобный изменился в лице, после этого его подвиги стали еще суровее. Теперь он всенощно бдел в молитве за весь мир.

Когда в 39 лет преподобный Серафим был рукоположен в иеромонахи, он ушел из монастыря и стал жить в деревянной келии в пяти верстах от монастыря в глухом лесу на берегу Саровки. Здесь он подвергал себя тягчайшим испытаниям ношения тяжестей, неимоверно строгими постами, питаясь лесной травой — снытью.

Однажды на него напали разбойники, желая его ограбить, думая что за свою помощь людям он скопил немало добра. Подвижник не противился насилию, когда его калечили, проламывая голову и жестоко избивая, в результате чего было сломано много ребер. Думали, что он не выживет. Во сне ему снова явилась Богородица с апостолами Петром и Иоанном, а наутро силы вернулись к преподобному, в тот день он начал вставать, но спина его на всю жизнь осталась согнутой.

Разбойников поймали, однако по настоятельному требованию пострадавшего отпустили. Их настигла вышняя кара, уничтожив огнем их добро, после чего они явились к старцу, раскаиваясь в содеянном и прося прощение.

Испытания следовали одно за другим, его святость испытывалась темными силами, дабы устрашить и сбить с пути праведного. После сего старец начал свой тяжелейший подвиг — стояния на камнях, который продолжался 1000 дней и ночей. С утренней до вечерней зари Серафим стоял на камне в келии, а с темна и до зари — на глыбе в глухом лесу. В стужу и зной, под проливным дождем и жгучим снегом, он творил молитву, воздав руки к небесам.

По всей Руси разнеслась весть о великом подвижнике. Тысячи людей со всех концов земли русской стремились, чтобы хотя бы увидеть чудотворца или прикоснуться к нему. Дух старца благодаря его великому подвигу достиг небывалой высоты, обрел необыкновенную степень свободы. Старец стал прозорливым, он мог видеть не только мысли приходящих к нему людей, но и всю их внутреннюю природу. Ему открылось будущее России, ее нелегкая доля и тяжкие испытания русскому народу. Двенадцать раз святому являлась Матерь Божья, в последний раз она предстала перед ним незадолго до кончины.

Преподобный Серафим оставил сей мир года, но еще в течение 70 лет люди приходили к нему на могилу, исцеляясь от хворей тела и души.

Преподобный Серафим Саровский | Чудеса и Приключения

В буддизме

Когда человек хочет изменить себя, прибегая к какой-либо практике, но глубинно не осознал суть метода, следуя чужим наставлениям, не знает возможности своей природы. Если он жесткий и категоричный и с присущей такому типу людей фанатичностью старается достичь желаемого, то возможно и такое, что в конечном итоге ожидаемое им будет иметь абсолютно противоположный результат. И в случае, когда вы решили испытать границы своих возможностей, прибегнув к суровым самоограничениям, не лишним будет вспомнить одну очень древнюю историю очень известного всей планете просветленного.

Несколько иной взгляд на практики жесткого воздержания имеется в буддизме, и родоначальником иного подхода был сам Будда.

Он родился в государстве Магатха в роде Шакья из касты кшатриев. Эта страна находилась на территории современного Непала. Его жизнь протекала в период, который точно не установлен, но ориентировочно с 563 по 483 годы, поскольку традиция древнеиндийских писаний была больше привязана не к хронологии, а к философским измышлениям. Его отцом был раджа Шуддходана, а матерью — царица Махамайя, которая умерла через несколько дней после родов.

На пятый день после рождения была проведена церемония имя наречения, где он получил имя Сиддхартха — «добивающийся цели». Восемь приглашенных мудрецов-брахманов подтвердили своими предсказаниями, что его будущее двойственно. Последний же, младший из них — провидец Асита, найдя на его теле 32 признака великого человека, сказал, что ребенок будет либо могучим царем, либо величайшим святым.

Принц рос в роскоши, обучаясь всей необходимой государственной премудрости, опережая в развитии всех своих сверстников. В 16 лет его женили на принцессе Яшодхаре — своей кузене и ровеснице.

Однажды, выбравшись за пределы дворца, он увидел то, что изменило всю его последующую жизнь: нищенствующего старика, очень больного человека, труп, который смердел и разлагался, и странствующего отшельника. Восприняв их как символические знаки, он осознал, насколько сурова жизнь. Ведь никакие богатства, могущество и власть не в силах защитить от мучений, болезней, увядания и неизбежной смерти.

Будучи еще принцем Гаутамой Сиддхартхой, лишь только ему исполнилось 29 лет, он в одежде монаха оставил царский дворец, пренебрег роскошью и властью на миру, чтобы найти просветление. Будда умерщвлял свою плоть, избрав путь аскетичности. Целых шесть лет он предавался суровым самоограничениям и, может быть, умер от истощения, если бы не осознал, что этот метод ему не годиться для достижения сверхвысокой степени сознания. Он понял, что для достижения просветления бесполезно сурово истязать свою плоть. Это привело его к практике размышления и медитации.

Доведя себя до крайности, он должен был для себя признать, что его путь в ином, а именно: в расширении границ своего сознания способом углубленного погружения в самого себя и нахождении внутри источника всех смыслов и первопричины всего сущего, проявленного в этом мире. Просветления он достиг иным путем: после 49 дней медитации в возрасте 35 лет, явив миру еще один путь обретения целостности, гармонии, а также осознание того, что источник Абсолютной Истины один, путей же его достижения — множество.

В буддизме самоограничения для тела не так важны, поскольку основное для аскета-буддиста — контроль над сознанием, прежде всего, над мыслями, ибо лишь это, в конечном счете, может привести к Нирване.

Будда Пурнима  г. - ИНДИЙСКИЕ СПЕЦИИ, магазин Виджай ...

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 9551
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/asketizm.html

Труды и проекты по аскетизму


Поскольку мы живем в культурологическом поле, где наша философия, психология, мировоззрение тесно переплетены с православным христианством, нелишним будет в конце статьи вкратце ознакомиться с трудами некоторых современных священников и богословов не такого уж далекого прошлого.

Православная аскетика, изложенная для мирян Павла Гумерова

В своей книге «Православная аскетика, изложенная для мирян» отец Павел Гумеров старается помочь современному православному человеку выйти победителем в борьбе за душевную чистоту против соблазнов, как бороться со страстями мирянину , чтобы избавиться от греховных привычек. Как жить и спасаться современному человеку? Автор предлагает путь, ориентированный на учение святых отцов, опирающихся, в свою очередь, на Святое Писание и свой скромный священнический опыт.

В книге говорится о том, что основная цель и смысл христианской жизни заключается в любви к Богу, а также к людям. Ну а то, что считается избавлением от страстей, — является лишь средством освобождения, подобным посту, молитве и богослужению. И пока в человеке преобладают греховные страсти и наклонности, соблюсти две важнейшие христианские заповеди: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем» и «Возлюби ближнего, как самого себя», является просто невозможным.

Автор в книге задает вопрос, нужна ли аскетика нынешнему мирянину, и главами книги дает ответ в ее необходимости, а также указывает методы спасения души.

Здесь уместно будет вспомнить слова поминаемого нами выше преподобного старца:

«Радость моя, не время нам унывать! Христос воскресе!!! Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи!»

Серафим Саровский

Аскетизм по православно-христианскому учению Сергея Зарина

Его диссертация состояла из двух книг, изданных в 1907 году, первая из которых была посвящена детальному, порой критическому обзору литературных трудов, статей, исследований авторов-богословов разных времен, касаемых данной темы. Ссылаясь на сочинения более 65 отцов Церкви и работы более ста богословов и исследователей, им была сделана попытка провести анализ огромного пласта, коим является аскетическое учение, систематизировать его и показать значимость его в науке о спасении. Вторая книга являлась богословско-этическим исследованием.

Много внимания в работе Сергея Михайловича было уделено трудам св. Феофана Затворника, создавшему богословско-аскетическую систему, которая была органически привязана к жизни, а не отвлеченными формальными рассуждениями в оправдании церковного догматизма и которая проповедовала то, что главным для верующего является глубокое усвоение великого подвига самопожертвования ради спасения человечества, совершенного Иисусом Христом.

В своей работе автор рассматриваемое явление добровольного самоограничения определял, как осознанное использование средств для приобретения христианином добродетели для достижения нравственной чистоты и религиозного совершенства, в котором он использует упорный труд, напряжение его духовных и телесных усилий для борьбы с преградами. Здесь имелось в виду подвижничество со способами его осуществления целиком либо по отдельности, включающими в себя телесные подвиги и лишения, озаренные молитвенной благодатью.

Аскетика для мирян Сергея Масленникова

Много чего полезного для принявших решение что-то изменить в своей жизни, встав на путь духовного очищения через ограничительные добровольные практики, можно почерпнуть из лекций на тему «Аскетика для мирян» Сергея Масленникова , который является автором цикла бесед «О пути к спасению» и серии книг о страстях и христианских добродетелях.

Преподаватель Школы покаяния, Лауреат всероссийской литературной премии, Сергей Михайлович Масленников дает рекомендации, как подготовится к генеральной исповеди. Для этого он рекомендует для определения грехов использовать дневник кающегося, в котором грехи, соответствующие определенным страстям, распределены по категориям. Кающийся человек, соотнося свои грехи с подробно прописанными Масленниковым в дневнике, отмечая их, в последующем производит духовную работу над их искоренением. Спустя время, вычеркивая грех за грехом, он наблюдает, насколько он приблизился к главной исповеди.

У этого метода есть свои сторонники и противники, в основном из числа духовенства, считающих, что метод Масленникова искажает православное учение о покаянии и вносит туда отсебятину. В любом случае, желающий приблизиться к истине, обращающийся чистым сердцем в молитве к Богу, рано или поздно разберется, отделив зерно от плевел.

Ибо сказано:

«Ищите и обрящете.»

Иисус Христос

Блок: 10/11 | Кол-во символов: 4518
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/asketizm.html

Видео о смысле аскезы

Из представленного видео вы узнаете, в чем смысл аскезы.

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 77
Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/asketizm.html

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 36494
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://psiho.guru/populyarnye-voprosy/chto-takoe/chto-takoe-eti-neobychnye-slova-asketizm-i-asketichnost.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 4154 (11%)
  2. https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/asketizm.html: использовано 9 блоков из 11, кол-во символов 26315 (72%)
  3. https://WikiGrowth.ru/chto-takoe/asketizm/: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 6025 (17%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.