Биография и факты: Людмила Гурченко. 5 минут и вся жизнь…

Одна из самых любимых публикой актрис отечественного кино, Людмила Марковна Гурченко, родилась года в Харькове. Кинокритик Лидия Маслова специально для «Известий» вспомнила творческий путь великой артистки.


Блок: 1/3 | Кол-во символов: 231
Источник: https://iz.ru/810457/lidiia-maslova/piat-minut-i-vsia-zhizn-liudmila-gurchenko-prodolzhaet-pleniat-serdtca

Искусство маскировки

Огромная фильмография Людмилы Гурченко — идеальная иллюстрация крылатой фразы «Артист обязан переодеваться». Мало кто из звезд не только отечественного, но и мирового кино так остро ощущал зависимость актрисы от того, во что она одета, и умел налаживать такое интересное взаимодействие между своим внутренним состоянием и внешней костюмной оболочкой, когда одежда становится «второй кожей» и начинает играть не менее выразительно, чем человеческая мимика.

Лицо Людмилы Гурченко на протяжении жизненного и творческого пути изменилось до неузнаваемости, но в отличие от ее коллег, волей-неволей подстраивающихся в выборе ролей под возрастные изменения внешности, Гурченко героически пыталась сделать свое внешнее преображение захватывающим психологическим сюжетом и во многом преуспела. Неудивительно, что именно про эту легендарную советскую актрису несколько лет назад был снят целый сериал — тут интригуют не только подробности личной жизни, но и развитие актерской индивидуальности, настолько же противоречивой, насколько и целеустремленной.

Молоденькая Гурченко, ставшая популярной после первой же большой роли — в новогодней комедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», — в цветных фильмах 1950-х годов вызывает у нынешнего зрителя какое-то детское умиление: она похожа на нарядную фарфоровую куколку с нежными персиковыми щечками — разительный контраст с той ослепительной дивой, в которую Людмила Марковна превратилась к концу жизни и к которой подойти-то было боязно. Почти тридцать лет спустя после «Карнавальной ночи», играя неувядающую Эмилию Марти в мюзикле Евгения Гинзбурга «Рецепт ее молодости» (по пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса»), Гурченко назидательно споет начинающей артистке: «Ты выглядишь всего лишь мило, котенок с бантиком в хвосте, не плакала, не хоронила — откуда взяться красоте?»

Эти слова могли быть адресованы как Леночке Крыловой из «Карнавальной ночи», так и появившейся вслед за ней два года спустя продавщице музыкального магазина Тане Федосовой — сценарий фильма Александра Файнциммера «Девушка с гитарой» был написан специально для Людмилы Гурченко, однако повторить успех «Карнавальной ночи» авторам нового мюзикла не удалось. В его финале восходящая звезда с удовольствием меняет наряды, иначе отличить одну ее жизнерадостную песню от другой было бы непросто: в музыкальном смысле «Девушка с гитарой» — попытка растянуть на полтора часа «Песенку про пять минут», но далеко не все песни в фильме Файнциммера настолько запоминаются, разве что пародийный шлягер «Люся, Люся, я боюся, что тобою увлекуся», написанный неудачливым композитором — бойфрендом героини.

Тем не менее по «Девушке с гитарой» очевидно, что Людмила Гурченко — отличная характерная актриса, умеющая, например, смешно спародировать драматическую героиню: в одном из эпизодов продавщица читает отрывок из «Анны Карениной» перед комиссией, отбирающей талантливых самородков для фестиваля молодежи, и глава комиссии выносит приговор: «Безусловно, драма — это не ее призвание». Эта фраза со значением, но уже положительным, повторяется и в финале фильма и может служить одним из теглайнов ранней фильмографии Людмилы Гурченко, которую стали воспринимать как артистку легкого, танцевально-песенного жанра.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 3244
Источник: https://iz.ru/810457/lidiia-maslova/piat-minut-i-vsia-zhizn-liudmila-gurchenko-prodolzhaet-pleniat-serdtca

«Если тебе плюют в спину, значит, ты идешь вперед!»


«Вскоре после головокружительного успеха в фильме «Карнавальная ночь» у Люси начались большие неприятности, — рассказывает земляк актрисы Константин Шердиц. — Дело в том, что вся страна уже считала ее кинозвездой, а значит, богатой и благополучной девушкой. Люсе приходило много писем с просьбой выслать денег. А она тем временем была бедной студенткой, имела единственное пальто и ездила в троллейбусе. Стипендии не хватало. Естественно, Гурченко хотелось подзаработать. А тут ее как раз стали приглашать на всякие концерты и за песенку «Пять минут» совали деньги в конвертах — помимо официального гонорара.

Этот факт выплыл и был раздут. Говорят, сам министр культуры тогда сказал: «Фамилии такой не будет — Гурченко, сотрем в порошок!» И вот сначала в московских газетах появились заметки о нечестной жадной артистке, потом и наши, харьковские, подключились. Ну как же, ведь сверху скомандовали: «Фас!» Можно только представить, каково Людмиле Гурченко было читать в харьковских газетах о «выскочке с Клочковской улицы» (так и было написано!), которая зазналась и стала себя вести как звезда. Ну а последней каплей стало письмо, которое кто-то прислал Гурченко: «Что же вы нас опозорили, землячка?» Вот тогда она и поклялась в родной город больше не приезжать. Родители ведь сами к ней в Москву наведывались — так к кому ей было ездить? Она гордая была. Говорила: «Если тебе плюют в спину, значит, ты идешь вперед!» Ну а потом, уже в 1996 году, когда я, будучи руководителем Харьковского управления культуры при мэрии, создал клуб земляков, позвонил Людмиле Марковне и пригласил ее приехать.

Людмила Гурченко в харьковской гимназии № 6 Людмила Гурченко в харьковской гимназии № 6

Сначала она — ни в какую! Я едва успел сказать: «Это вам звонят из мэрии Харькова», а она уже пошла в атаку: «Что-о-ооооо? Харьков обо мне вспомнил? Ой, вот только не надо вот этих громких слов: «Мы — земляки», «Мы вас любим». Я этому не поверю!» И трубку положила. Но я еще несколько раз ей звонил. В конце концов Люся смягчилась. И приехала! И даже призналась мне: «Ты знаешь, Костя, я ведь много-много лет ждала такого вот звонка!» Оказалось, город ей даже снился, и Гурченко просыпалась в слезах, с мыслью: «Господи, неужели я так и помру, не побывав на родине?»

Помню, встречали мы ее на вокзале с хлебом-солью. Причем хлеб был черный, свежеиспеченный.

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 2504
Источник: https://7days.ru/stars/privatelife/golodnoe-detstvo-boykoty-odnoklassnits-i-drugie-maloizvestnye-fakty-iz-zhizni-lyudmily-gurchenko/5.htm

Другой путь

Следующая большая роль Гурченко в принципе имела потенциал для того, чтобы это предубеждение опровергнуть: в фильме Ивана Кавалеридзе по мотивам романа Панаса Мирного «Гулящая» она играет селянку, вынужденную в трудных жизненных обстоятельствах уехать в город и переквалифицироваться в танцовщицу кабаре и содержанку богатых панов. Однако главное, что замечаешь в «Гулящей», — у актрисы завлекательные танцы в шикарных нарядах получаются лучше, чем страдальческие переживания. Переодевшись из костюма порядочной селянки в кафешантанное платьице, Гурченко чудесным образом преображается, и самые банальные монологи героини вдруг начинают сверкать такими же яркими бликами, как огромные бриллианты в ее ушах. Актриса словно чахнет и теряет интерес к своему персонажу, когда одета в простонародную скромную одежду, а нарядившись в шелка и шляпу с вуалью, становится естественной, искренней и убедительной.

Тут можно вспомнить и историю о том, что Гурченко не сразу была утверждена на «Карнавальную ночь», потому что на первых пробах была неудачно одета, и то, как в «Вокзале для двоих» Эльдара Рязанова герой Олега Басилашвили окончательно влюбляется в сыгранную Гурченко официантку после того, как она меняет скучную рабочую униформу на свои личные кокетливые наряды, и еще несколько фильмов, в которых триумфальный проход Людмилы Гурченко на каблуках становится одним из стилеобразующих эпизодов — как в «Любимой женщине механика Гаврилова» Петра Тодоровского.

Но это будет уже в 1980-е годы, в период максимального женского цветения Людмилы Гурченко, когда режиссеры почувствовали, что ее желание быть сногсшибательной красавицей само по себе заряжает фильм неотразимой энергетикой — скажем, в комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби» много удачных находок, но что останется, если убрать из нее Раису Захаровну, «сучку крашену» с ее кружевным воротничком, красным мохеровым беретом и родившимся на съемочной площадке экспромтом: «Отчего же крашеная? Это мой натуральный цвет».

Со своим актерским «натуральным цветом», с амплуа характерной актрисы, а не романтической героини, Людмила Гурченко, вероятно, так никогда и не смирилась. После яркого дебюта в 1950-е, в последующее десятилетие актриса пережила период, который она сама и знатоки ее творчества обычно называют «периодом забвения», хотя снималась она каждый год, в том числе и в главных ролях, и не обязательно легкомысленно-музыкальных, и не у последних режиссеров.

В «Белом взрыве», малоизвестной драме Станислава Говорухина о военных альпинистах, написанный у Гурченко на лице немой вопрос «О боже, в чем приходится сниматься» (в смысле — в медицинском белом халате или в солдатской гимнастерке) придает персонажу неподдельную горечь. А в «Старых стенах» Виктора Трегубовича Гурченко становится очень занимательной предшественницей Людмилы Прокофьевны из «Служебного романа» — директором текстильной фабрики, которая шарахается от собственного счастья и не решается надеть юбку с разрезом.

То, что 1960-е – начало 1970-х казались Людмиле Гурченко не самым удачным периодом ее актерской жизни, конечно, недоразумение. Дело, наверное, не в отсутствии работы, а в том, что женщина такого склада трудно переживала невозможность блистать в каждой роли и чувствовать себя звездой, чьи портреты не сходят с журнальных обложек.

Тем не менее сыгранные в это «невыразительное» время небольшие роли иногда получались богаче самых звездных по внутреннему содержанию — например, испугавшаяся было трудностей, но изменившаяся в лучшую сторону жена слепого героя в «Рабочем поселке» Ивана Венгерова. Режиссером на этой картине работал Алексей Герман, позже снявший Гурченко в «20 днях без войны» в роли театральной костюмерши, которая заводит мимолетный, но оттого особенно щемящий роман с фронтовым корреспондентом.

Думается, Герман с такой же сознательной парадоксальностью выбрал на эту роль Людмилу Гурченко, с какой взял на главную — клоуна Юрия Никулина. Как впоследствии рассказывала Гурченко, работа над этим образом давалась ей с большим трудом, и во многом ей помогал Никулин, снижавший пафос на съемочной площадке. Так, когда по тексту в романтической сцене шла реплика «Обними меня, у тебя такие сильные руки», Никулин комментировал: «А если бы ты знала, какие у меня ноги…»

Возможно, благодаря этой поддержке тактичного партнера Людмила Гурченко расслабилась, забыла, что она снимается в серьезной драме военного времени, почувствовала себя просто красивой блондинкой в элегантном полушубке и потому сыграла самые сложные сцены без малейшего видимого напряжения, почти так же легко, как Леночка Крылова пела про оставшиеся до Нового года пять минут.

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 4659
Источник: https://iz.ru/810457/lidiia-maslova/piat-minut-i-vsia-zhizn-liudmila-gurchenko-prodolzhaet-pleniat-serdtca

2. Стремительный успех

Получив диплом московского Института кинематографии, в 1956 году Гурченко дебютировала на большом экране, а уже через пару месяцев получила свою звёздную роль. Музыкальный фильм «Карнавальная ночь» хоть и был вторым в фильмографии Людмилы, но сделал её звездой всесоюзного масштаба. Комедийная лента стала лидером проката, а имя Людмилы Гурченко прогремело не только по всему Советскому союзу, а и далеко за его пределами.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 456
Источник: https://joinfo.ua/showbiz/1249246_Godovschina-smerti-Lyudmili-Gurchenko-interesnie.html

3. Комитет государственной безопасности

В советские времена многие знаменитые артисты, боясь загубить свою карьеру, сотрудничали с КГБ. Такую же участь предложили и Гурченко, но знаменитая актриса отказалась доносить на своих коллег. После этого партийное руководство начало настоящую травлю артистки, что чуть не загубило её карьеру. Несмотря на трудности, Людмила Марковна продолжала работать и с каждым днём увеличивала число своих поклонников.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 454
Источник: https://joinfo.ua/showbiz/1249246_Godovschina-smerti-Lyudmili-Gurchenko-interesnie.html

4. Отказ от политики


Ни разу за свою жизнь Людмила Гурченко не была в составе какой-либо политической партии или организации. Она считала себя настоящей артисткой и не хотела смешивать творчество с политикой. Гражданам, не имевшим партийного билета, было очень трудно пробиться к славе и известности, но Гурченко смогла даже получить звание Народной артистки Советского союза, хотя никогда не поддерживала руководство страны.

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 432
Источник: https://joinfo.ua/showbiz/1249246_Godovschina-smerti-Lyudmili-Gurchenko-interesnie.html

5. Музыкальное искусство

Наибольшую популярность Людмиле Марковне принёс кинематограф, но эстрада занимала в её жизни не последнее место. За свою карьеру она записала и презентовала 17 музыкальных сборников и сняла 16 видеоклипов. Гурченко много гастролировала и часто пела дуэтом с другими исполнителями. Более того, легендарная артистка самостоятельно создавала композиции. Например, знаменитые строки «И когда на море качка, и бушует ураган…» из кинофильма «Моя морячка» написала именно Людмила.

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 509
Источник: https://joinfo.ua/showbiz/1249246_Godovschina-smerti-Lyudmili-Gurchenko-interesnie.html

6. Писательство


Людмила Гурченко была талантлива во всём и не переставала доказывать это окружающим. Она написала три полноценных издания – «Моё взрослое детство», «Люся, стоп!» и «Аплодисменты», в которых проявила свои писательские способности. Эти три книги стали автобиографическими и поведали читателям подробности жизненного пути великой артистки.

Блок: 7/9 | Кол-во символов: 359
Источник: https://joinfo.ua/showbiz/1249246_Godovschina-smerti-Lyudmili-Gurchenko-interesnie.html

7. Одержимость красотой

К своей внешности актриса и певица относилась очень внимательно, даже порой слишком… Несмотря на то, что Гурченко почти не поправлялась, она всю жизнь сидела на строгой диете и панически боялась набрать лишний вес. Еще в молодости Людмила обратилась к пластическим хирургам, после чего эти визиты стали регулярными. В погоне за идеалом она сделала десятки пластических операций, даже в преклонном возрасте наносила яркий макияж и старалась выглядеть моложе.

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 488
Источник: https://joinfo.ua/showbiz/1249246_Godovschina-smerti-Lyudmili-Gurchenko-interesnie.html

8. Выбрала карьеру, а не семью


Легендарная артистка пять раз побывала в официальном браке, но так и не смогла обрести семейного счастья. Брак с Василием Ордынским просуществовал меньше года, после чего последовал развод. Двухлетний союз с писателем Борисом Андроникашвили подарил Людмиле единственную дочку Машу.

Краткосрочными были браки с Александром Фадеевым и Иосифом Кобзоном, а затем Гурченко 18 лет сожительствовала с пианистом Константином Купервейсом. Последним официальным мужем звезды был продюсер Сергей Сенин, за которого Людмила вышла в 1993 году.

Кстати, отношения с дочерью Марией у Людмилы Марковны были очень напряженными. С детских лет девочка страдала от постоянного отсутствия матери, ведь Гурченко сознательно выбрала карьеру, а не собственного ребёнка.

Блок: 9/9 | Кол-во символов: 793
Источник: https://joinfo.ua/showbiz/1249246_Godovschina-smerti-Lyudmili-Gurchenko-interesnie.html

Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 14544
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://iz.ru/810457/lidiia-maslova/piat-minut-i-vsia-zhizn-liudmila-gurchenko-prodolzhaet-pleniat-serdtca: использовано 3 блоков из 3, кол-во символов 8134 (56%)
  2. https://joinfo.ua/showbiz/1249246_Godovschina-smerti-Lyudmili-Gurchenko-interesnie.html: использовано 8 блоков из 9, кол-во символов 3906 (27%)
  3. https://7days.ru/stars/privatelife/golodnoe-detstvo-boykoty-odnoklassnits-i-drugie-maloizvestnye-fakty-iz-zhizni-lyudmily-gurchenko/5.htm: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 2504 (17%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий