Абсолютный слух — разъясняем тщательно

Абсолю́тный слух — способность достаточно точно помнить высоту звука, позволяющая носителю определять и называть любые услышанные ноты без предварительного прослушивания заранее известных звуков. По статистике, в Европе абсолютным слухом обладает лишь один человек примерно из десяти тысяч. Эта способность может формироваться в раннем детстве, а во взрослом возрасте её приобретение крайне затруднительно. Абсолютный слух полезен для музыкальной деятельности, но, вопреки бытующему мнению, не приносит своему обладателю радикальных преимуществ. Его развитие не входит в обязательную программу подготовки музыканта, в отличие от более важного относительного слуха.


Блок: 1/12 | Кол-во символов: 668
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85

Проявления абсолютного слуха


Регламентированной процедуры диагностики абсолютного слуха не существует.

Традиционной демонстрацией абсолютного слуха является ситуация, когда испытуемый, отвернувшись от рояля, называет сыгранные кем-то другим ноты, не слыша перед этим никаких «опорных» звуков. Предполагается, что наименования клавиш рояля человек знает. Ноты — или, в порядке усложнения задания, несколько нот сразу — могут быть также сыграны на скрипке, гитаре и других инструментах.

Для определения нот обладателю абсолютного слуха хватает нескольких десятых долей секунды, сила звука не принципиальна. Без абсолютного слуха такое определение невозможно.

Другими проявлениями абсолютного слуха выступают умение распознать тональность исполненного, например, по радио, фрагмента музыкального произведения, определить высоту звучания сигналов, сирен, звона бокалов, способность спеть произвольную ноту или мелодию в предписанной тональности без аккомпанемента, готовность назвать примерное значение частоты немузыкального звука в пределах звуковой зоны. Обладатель абсолютного слуха не обязательно может выполнить все подобные задания. Особенно редким умением — именуемым «активным абсолютным слухом» — является указанная способность спеть.

У обладателей абсолютного слуха встречаются ошибки определения нот. При этом те, кто крайне редко ошибается на полутон или целый тон, часто не могут идентифицировать октаву — то есть называют высотный класс (например, «до» или «си-бемоль») без привязки к регистру.

Косвенно, о наличии абсолютного слуха свидетельствует способность долго удерживать в памяти высоту звуков. Например, человеку дважды, через некоторую паузу, дают прослушать мелодию или аккорд, которые во второй раз могут быть смещены по высоте (транспонированы), и задаётся вопрос об одинаковости прозвучавшего — при абсолютном слухе идентичность будет констатирована только при отсутствии смещения. Такой подход положен в основу ряда тестов для лиц, не знающих нот.

Блок: 2/12 | Кол-во символов: 1974
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85

Исследования абсолютного слуха

История абсолютного слуха началась в XVII веке, когда в обращение были введены равномерно-темперированный музыкальный строй с 12-тью ступенями и фиксированный камертон (эталон высоты звука). Его первым задокументированным обладателем в XVIII веке стал В. А. Моцарт, чей слух описывали как «истинный», «превосходный». Термин «абсолютный слух» был введен во второй половине XIX века, а ближе к XX веку ученые начали пристально изучать само явление. На сегодняшний день раскрыто множество интересных закономерностей, связей и эффектов, связанных с абсолютным слухом, тем не менее, в научном мире нет единого консенсуса относительно точной природы этого феномена.

В работе «Зонная природа звуковысотного слуха» (1948) Н. Гарбузов на основе своих опытов предположил, что музыканты-абсолютники воспринимают звуковые частоты кластерами, соотнося полосы частот с 12-тиступенным темперированным строем. Им не требуется особой тонкости слуха для дифференцирования частот внутри этих кластеров, только особое качество восприятия каждой из этих зон. Ширина зон, по данным Гарбузова, зависит от высоты регистра, тембра, громкости звука, индивидуальных особенностей и психического состояния человека.

Феномен абсолютного слуха более 30 лет подробно изучает психолог Диана Дойч. На 138-м съезде Американского акустического общества в 1999 году она совместно с коллегами представила результаты исследования зависимости абсолютного слуха от наличия тональности в родном языке (Deutsch, Henthorn, Dolson, 1999). Большая часть народов Юго-Восточной Азии, Африки, а также коренные народы Америки говорят на языках, в которых значение слова зависит от высоты произношения слогов. Эти языки называются тональными или тоновыми. У носителей таких языков с младенчества воспитывается чувствительность к высоте тона, необходимая для понимания и воспроизведения родной речи. В результате эксперимента коренные носители вьетнамского и китайского с поразительной точностью воспроизводили слова из родного языка на той же ноте, на которой они говорили их несколько дней назад. Отклонение не превышало 0.5-1.1 тона у вьетнамцев и 0.25-0.5 тона у китайцев! Дойч считает это доказательством того, что абсолютный слух – не врожденное, а приобретенное явление.

Немного статистики из исследования среди студентов двух консерваторий, в США и Китае (Deutsch, Henthorn, Marvin, Xu, 2005). Студенты, разделенные на три группы, проходили онлайн тестирование, где им предлагалось правильно определить около 20-ти прозвучавших нот. Китайские студенты продемонстрировали значительный отрыв от американских, владеющих только нетональными языками. По критериям теста в группе студентов, начавших заниматься музыкой в 4-5 лет, около 60% китайских и 14% американских студентов обладали абсолютным слухом; в группе начавших в 6-7 лет – 55% китайских и только 6% американских; в группе начавших в 8-9 лет – 42% китайских и никого из США. Важно, что это исследование показало прямую зависимость наличия абсолютного слуха от раннего возраста начала обучения музыке.

Канадское исследование (Bidelman, Hutka, Moreno, 2013), сравнившее музыкантов и немузыкантов с родным тональным языком, доказало влияние языка на музыкальные способности, подтвердив их двустороннюю тесную связь. Задания на точность определения высоты звука, музыкальное восприятие и общие когнитивные способности (например, подвижный интеллект, рабочая память). Владеющие кантонским диалектом китайского языка люди показывали результаты, сравнимые с результатами музыкантов, в отличие от англоязычных людей, не изучавших музыку.

Слуховая система абсолютников функционально и физически не отличается от неабсолютников. Отличие заключается в разном алгоритме обработки звуковой информации корой головного мозга (Gregsen, 1998): точное определение высоты звука требует базы частот в памяти человека, а также установления соответствий между диапазонами звука и названиями нот, потому что одна нота соответствует интервалу частот, пусть и небольшому. Таким образом, абсолютный слух может быть прямым аналогом нашего умения распознавать цвета, звуки речи или другие искусственно дискретные системы восприятия. Точно так же, как большинство из нас научились узнавать и называть видимый свет с длиной волны 450-495 нм «синим цветом», люди, которых знакомили с нотами и их названиями в раннем детстве, скорее всего, смогут идентифицировать, например, ноту ДО (Takeuchi, Hulse, 1993).

По результатам трехлетнего исследования 2002-2005 гг., направленного на поиск генов, связанных с наличием абсолютного слуха, доктор Джейн Гитчер (Jane Gitschier) из Университета Калифорнии, зафиксировав большую вероятность обладания таким слухом у родственников, высказала предположение, что такие гены все же существуют. Хотя, возможно, это общечеловеческая способность, в значительной степени определяющая свое развитие уровнем и типом музыкального воздействия, которое испытывают люди в той или иной культуре. Собранные данные показали, что явление абсолютного слуха оказалось отличной иллюстрацией пластичности нашей слуховой системы, а также моделью для изучения взаимодействия генов и воспитания в развивающемся мозге.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 5137
Источник: http://music-mydream.com/important/articles/168-absolutnyi-sluh-fakty-i-

Количественные критерии абсолютного слуха

По сути, абсолютный слух представляет собой способность человека помнить абсолютную шкалу высот звуков и достаточно точно определять высоту любого услышанного звука путём его мысленного сравнения с этой шкалой, не прибегая при этом к прослушиванию других звуков заведомо известной высоты.

Количественным критерием наличия у человека абсолютного слуха является умение узнавать любую сыгранную ноту стандартного 12-полутонового октавного звукоряда равномерно темперированного строя. В рамках этого строя частота основной гармоники каждой ноты составляет , где Герц — частота ноты «ля» первой октавы («камертон»), а  — число полутонов между указанным «ля» и звучащей нотой ( для более высоких нот и для более низких; ). Обычно область частот в пределах плюс-минус 1/8 тона (то есть от до ) воспринимается как звук одного и того же названия. Отсюда можно оценить необходимую степень «дробности» распознавания. Точность определения частоты звука у всех людей, в том числе подпадающих под определение носителей абсолютного слуха, варьируется. Обычно эта точность хуже в крайних регистрах.

Способность помнить звучание нот может зависеть от тембра. Физически, под тембром понимаются распределения интенсивности по обертонам: кроме частоты , любая нота дает обертоны с частотами , и далее; эти распределения различны для разных музыкальных инструментов. Уширение линий акустического спектра для разных инструментов также неодинаково. Возможна ситуация, когда человек определяет звуки, создаваемые какой-то группой инструментов (среди них обычно фортепиано), но не способен этого сделать для других источников звука. Затруднения часто имеют место для голосов, монохордов и непривычных тембров.

Чтобы говорить о наличии у человека абсолютного слуха, количественный критерий должен быть выполнен хотя бы применительно к одному инструменту и хотя бы в некотором диапазоне шириной как минимум в октаву (сдвигу на октаву математически отвечает , то есть изменение частоты в 2 раза).

Блок: 3/12 | Кол-во символов: 2016
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85

Можно ли развить абсолютный слух?

До сих пор не было зафиксировано ни одного подтвержденного случая достижения взрослым человеком истинного абсолютного слуха. Как мы уже упомянули, период раннего музыкального развития в детстве является критическим. Но не стоит опускать руки.

Если вы хотите слышать мелодии как последовательности нот, то необходимо регулярно и стабильно развивать все составляющие музыкального слуха. Когда вы научитесь слышать различие между звуками, как минимум, до полутона и запомните, как называется звук любой высоты, тогда вы смело сможете утверждать, что вы развили псевдоабсолютный слух. Есть множество людей, которые достигли такого результата. Здесь нет никакого чуда, а есть только усердная работа для приобретения желаемого навыка.

Псевдоабсолютный слух может понадобиться вам в следующих случаях:

  • начать петь в нужной тональности без подсказки и не «сползать» при пении a capella;
  • определить, правильно ли настроен ваш инструмент (строй может быть сдвинут выше или ниже);
  • проверить, верно ли вы берете ноты при игре на инструментах с нефиксированным строем (струнных, медно-духовых).

Тем не менее, с каждой из этих ситуаций человек может справиться, имея хорошо развитый относительный слух.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1215
Источник: http://music-mydream.com/important/articles/168-absolutnyi-sluh-fakty-i-

Исторические аспекты

Умение распознавать высоту музыкальных звуков вызывало интерес ещё в древние времена. Однако рассуждать об абсолютном слухе как о конкретной способности имеет смысл только если существуют некие эталоны частот, с которыми сравниваются прослушиваемые звуки. Такие эталоны стали появляться в XVII веке.

В XVII-XIX столетиях была распространена более низкая, нежели сегодня, настройка (камертоны 392, 415, 430 Гц и др.), а характер звучания интервалов на клавишном инструменте, кроме октавы, мог отличаться от современного. В принципе, применительно к тем эпохам, носителем абсолютного слуха логично считать человека, обладавшего памятью на высоту отдельных нот в рамках принятого тогда и там, где он жил, музыкального строя. Подобной способностью обладал, например, В. А. Моцарт.

Самостоятельное понятие «абсолютный слух» было введено в научный оборот во второй половине XIX в. немецким акустиком Х. Риманом, а в России широкое использование данного термина началось с теоретических работ Н. А. Римского-Корсакова.

Блок: 4/12 | Кол-во символов: 1036
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85

Важен ли абсолютный слух для музыканта?


Факт наличия абсолютного слуха ошибочно воспринимается как гарантия развитой музыкальности. Однако, он встречается у посредственных музыкантов, у настройщиков музыкальных инструментов и у людей, вообще не интересующихся музыкой. Таким образом, эта способность – не исключительно музыкальная. Абсолютный слух есть у многих животных и птиц, для которых умение различать высоту тона необходимо для жизни.

По способу восприятия высоту тона музыкальный слух разделяют на:

  • абсолютный (восприятие отдельными нотами);
  • относительный (восприятие через расстояние между звуками).

Составляющие музыкального слуха могут развиваться как на основе одного, так и другого вида слуха. Бывает, что полифонический слух является «побочным эффектом» абсолютного.

Сравнение абсолютного и относительного слуха позволяет определить их ценность для музыкантов: с помощью любого из них можно определить звуковое отношение и идентифицировать звук, просто при этом используются разные стратегии. Там, где абсолютник воспринимает отдельные ноты и сразу извлекает нужное из долговременной памяти, неабсолютник воспринимает общую интонацию, занося новую информацию в рабочую память (Hantz, Crummer, Wayman, Walton, Frisina, 1992).

В 1995 году Эдвин Ханц с группой психологов (Hantz, Kreilick, Braveman, Swartz, 1995) изучали влияние абсолютного слуха на способность помнить высоту заданных нот. В задании требовалось прослушать серию случайных звуков и, узнав заданный, нажать кнопку. Для более точного установления времени реакции у испытуемых использовалась электроэнцефалограмма. Вопреки ожиданиям, музыканты-неабсолютники и музыканты-абсолютники действовали одинаково хорошо, отличаясь в каких-то минимальных параметрах.

Сам по себе абсолютный слух не предполагает наличие шикарных музыкальных способностей: кроме стопроцентного узнавания двери дома по ее скрипу, других удовольствий не сулит 🙂 Несмотря на то, что абсолютный слух облегчает музыкальное обучение, многие профессиональные музыканты жалуются, что он лишает их гибкости и мешает как при работе, так и при простом прослушивании музыки для удовольствия. Так стоит ли завидовать, зная, что такие великие композиторы, как Чайковский, Вагнер и Скрябин, обходились без абсолютного слуха?

Стремление обладать абсолютным слухом не всегда оправдано, учитывая проблемы, с которыми сталкиваются люди, обладающие этим умением. Слыша малейшие отклонения от «стандарта», заданного памятью, музыканты-абсолютники испытывают трудности с произведениями, транспонированными в другую тональность, и нотами, воспроизведенными на немного другой частоте звука; им кажется, что они «неправильные». Это относится к аутентичной средневековой и барочной музыке (привет огромному пласту классики!) и старинным инструментам разных периодов, в которых камертон отличается от современного. Мало того, концертные камертоны в разных странах немного варьируются даже сейчас!

Абсолютники часто пытаются использовать свое уникальную способность там, где это не нужно. Например, дети на уроках сольфеджио могут лениться и не развивать свой относительный слух, пользуясь для записи диктантов абсолютным. Б. М. Теплов писал, что абсолютный слух может задерживать развитие других составляющих музыкального слуха, поскольку он делает их ненужными, замещая собой. Относительный слух исключительно важен при транспозиции (транспонировании) музыки в другую тональность, гармонизации в строе отличном от равномерно темперированного. Он намного гибче абсолютного слуха и позволяет музыкантам легко подстраиваться под своих коллег в ансамбле и оркестре, аккомпанировании и игре на различно настроенных инструментах.

Уместно вспомнить, какие похвалы кричат люди, воодушевленные прекрасным исполнением музыки? Если восторги обобщить, то мы поймем, что выдающийся музыкант умело пользуется ВСЕМИ своими способностями. Даже обладая замечательными относительным слухом и чувством ритма, человек не становится талантливым музыкантом. Эти стороны музыкального слуха только позволяют разделять ткань произведения на составляющие для более глубокого ее понимания. Они НЕ компенсируют отсутствие художественного воображения, артистизма, умения работать со своим голосом или инструментом и другие важные качества!

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 4223
Источник: http://music-mydream.com/important/articles/168-absolutnyi-sluh-fakty-i-

Распространённость абсолютного слуха

Процент людей, обладающих абсолютным слухом, очень различен в разных странах. В Европе, в том числе в России, Америке и на большой части остальных континентов среди граждан, не имеющих чего-либо необычного (для соответствующей страны) в происхождении или здоровье, такой человек, в среднем, один на десять тысяч. По своему повседневному поведению эти люди ничем не выделяются; среди них могут быть и музыканты, и представители далёких от музыки профессий.

В Юго-Восточной Азии и некоторых государствах центральной Африки обладатели абсолютного слуха составляют значительную долю населения. В этих странах говорят на тональных языках, когда каждый слог произносится с определённым тоном и высота звука используется для смыслоразличения в рамках слов/морфем. Примеры таких языков — китайский, вьетнамский, многие нигеро-конголезские. Целые народы, с рождения говорящие на тональных языках, могут обладать абсолютным слухом.

Среди профессиональных музыкантов процент носителей абсолютного слуха всюду выше, чем в среднем по населению. В Европе и США это примерно 10-15 %, в странах с тональными языками (например, в консерваториях Китая) — порядка 60-70 %. Наиболее выдающиеся европейские композиторы и исполнители чаще всего имели абсолютный слух, в их числе В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен, К. Сен-Санс, С. Т. Рихтер, М. Л. Ростропович. Однако и среди музыкантов этого уровня такой слух был не у всех: не обладали им, например, П. И. Чайковский, Р. Шуман.

Особой категорией лиц, характеризующейся высокой распространённостью абсолютного слуха, являются слепые от рождения, психогенетически больные с синдромом Вильямса, а также люди с проявлениями аутизма.

Блок: 5/12 | Кол-во символов: 1692
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85

Физиология абсолютного слуха


К настоящему времени нет общепринятого научного ответа на вопрос о природе абсолютного слуха. Никаких анатомических отличий в «слуховом аппарате» обладателей такого слуха не обнаружено. Существует мнение, что предрасположенность к формированию абсолютного слуха имеется у большинства людей, но при отсутствии необходимости почти с рождения использовать различие частот (через ранний старт в музыке, восприятие языка, по медицинским причинам и т. п.), такая предрасположенность утрачивается. Есть мнения о генетической природе слуха и попытки конкретизации генов, за него ответственных.

Визуализация мозга посредством МРТ у людей с абсолютным слухом показала, что у них отмечается выраженная асимметрия между объёмами правой и левой височных областей. Кроме того, когда человек с абсолютным слухом называет слышимые ноты и интервалы, на МРТ наблюдается очаговая активация в определённых ассоциативных областях лобной коры, которые у лиц с относительным слухом активируются лишь при назывании интервалов.

Лишиться абсолютного слуха во взрослой жизни нельзя, он даже несколько обостряется за счёт постоянной тренировки. Вместе с тем, известны случаи утраты абсолютного слуха после ЧМТ, интоксикаций с поражением головного мозга и инсультов.

В пожилом возрасте некоторые обладатели абсолютного слуха испытывают «сдвиг» в ощущении частот где-то на полтона, всегда вверх, например начинают воспринимать «ля» как «си-бемоль». Этот эффект был объяснён анатомическими изменениями с возрастом, но иногда ему предшествуют неврологические или аутоиммунные расстройства (которые при более тяжёлой форме могут вызвать и утрату слуха).

Определённый аналог абсолютного слуха был обнаружен у ряда животных. Доказано, что, например, волки, мыши, частично птицы, киты используют частоту звука для ориентации в тех или иных условиях.

Блок: 6/12 | Кол-во символов: 1845
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85

Условия для развития абсолютного слуха

Важнейшим условием для формирования абсолютного слуха, помимо природной предрасположенности и/или тональной языковой среды в первые годы жизни, является раннее начало музыкальных занятий. Принципиально даже не систематическое обучение, а контакт с инструментом с фиксированным строем (как правило, фортепиано) и наличие взрослого человека, способного показать ребёнку ноты и их наименования. Процент лиц с абсолютным слухом резко снижается с ростом возраста начала таких занятий. Наличие абсолютного слуха у крупнейших музыкантов связано, в частности, с тем, что многие из них имели родителей-музыкантов и начали занятия в раннем детстве (3-4 года).

Социальные, расовые, половые, национальные и т. п. различия могут оказывать только косвенное влияние. Так, в более обеспеченной семье родители с большей вероятностью создадут ребёнку условия для музыкальных занятий. Девочек учат музыке чаще, чем мальчиков — но среди мужчин больше аутистов. Китаец по национальности, скорее всего, вырастает в окружении китайской речи, хотя если он вырастет в некитайской языковой среде, то будет иметь меньшие шансы на абсолютный слух, чем европеец, младенчество которого прошло в Юго-Восточной Азии.

Свидетельств достижения абсолютного слуха во взрослом возрасте нет. Однако при очень большой тренировке может быть выработан псевдоабсолютный слух — способность долго держать в голове звучание «опорной» ноты и определять другие ноты, пока это звучание помнится. Такая способность с годами появляется у любого опытного музыканта и сохраняется некоторое время, но лишь люди с врождённым абсолютным слухом обладают этой способностью постоянно. Псевдоабсолютный слух теряется при прекращении занятий.

Блок: 7/12 | Кол-во символов: 1722
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85

Плюсы и минусы обладания абсолютным слухом


Абсолютный слух — полезное качество для разных видов музыкальной деятельности. Особенно это касается исполнителей на струнных инструментах, таких как скрипка или виолончель, при игре на которых слух помогает ориентироваться в высоте нот без опоры на сопровождающее фортепиано. Наличие абсолютного слуха иногда специально акцентируется как свидетельство целесообразности обучения ребёнка на скрипке. В любом случае абсолютный слух облегчает освоение модуляций, выполнение многих видов музыкальных упражнений, особенно написание музыкальных диктантов (которое превращается в стенографирование). Однако более важным является относительный, то есть интервальный, слух: умение распознать не сами ноты A и B, а характер звучания интервала. Это умение отрабатывается на всех уровнях — от ДМШ до консерватории, причём обладатели абсолютного слуха справляются с соответствующими заданиями легче: если не узнаётся звучание интервала, то человек с абсолютным слухом определяет входящие в него ноты и вычисляет, что за интервал звучит.

Но имеются и минусы, связанные с наличием абсолютного слуха. Создаётся дискомфорт при транспонировании музыкального произведения, так как для носителя такого слуха произведение ассоциировано с оригинальной тональностью. Бывали случаи, когда обладатель абсолютного слуха вообще не мог узнать знакомое сочинение, исполненное в иной тональности. У обладателя абсолютного слуха может возникать когнитивный диссонанс при написании и чтении партитуры с транспонирующими музыкальными инструментами, при игре на них, а также при переходе с инструмента одного строя на такой же другого строя (например, саксофон-альт — саксофон-тенор). При абсолютном слухе получение эмоционального удовольствия от прослушивания музыки нередко подменяется «звукорегистраторством». Такое восприятие деталей (отдельных нот) в ущерб полному контексту (произведению в целом) характерно для аутизма и может выходить за пределы музыкальной сферы. Носителя абсолютного слуха могут раздражать нестандартная настройка инструментов, скажем при исполнении барочной музыки, и тем более старые нетемперированные строи. Абсолютному слуху может сопутствовать недостаточный фонематический слух, что осложняет понимание устной речи, особенно иностранной. Неврологами высказывались мнения, что развитие речевых навыков (на нетональном языке) сопряжено с подавлением абсолютного слуха.

Блок: 8/12 | Кол-во символов: 2409
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85

Заблуждения насчёт абсолютного слуха

Бытующим заблуждением является представление, что обладание абсолютным слухом — гарантия музыкальной гениальности. Иногда родители, обнаружив это качество у ребёнка, заставляют его заниматься музыкой, даже если нет ни особых склонностей, ни желания. Другая сторона этого же заблуждения — мнение, что без абсолютного слуха в музыке ничего серьёзного добиться нельзя (что опровергается хотя бы примерами П. И. Чайковского или Р. Вагнера).

Многие думают, что абсолютный слух необходим для настройки фортепиано. На самом же деле необходимости в нём нет, причём его наличие может даже осложнять работу настройщика, так как она связана с компромиссами: бывает, что инструмент нужно настраивать не в строгом соответствии с камертоном, а в самом верхнем и нижнем регистрах обычно вводятся отклонения от частот, вычисляемых для равномерной темперации.

Случается, что абсолютным слухом по ошибке называют некоторые другие способности различения звуков: способность определять разницу в высоте звуков при их прямом сравнении (относительный слух); способность слышать и различать очень тихие звуки (менее 10 дБ); способность слышать звук очень высокой частоты — ультразвук. Ни одна из указанных способностей не связана напрямую с понятием абсолютного слуха.

Некорректной является также синонимизация термина «абсолютный» применительно к слуху со словами «очень тонкий», «идеальный», поскольку абсолютный слух — это не высшая степень восприимчивости, а специфическая способность нестандартного детектирования звуков и обработки этой информации мозгом.

Блок: 9/12 | Кол-во символов: 1578
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85

Литература


  • Библиография научных исследований абсолютного слуха за 1876—1999 годы и с 2000-го года. (англ.)
  • Бережанский П. Н. Абсолютный музыкальный слух (сущность, природа, генезис, способ формирования и развития). — М., 2000.
  • Брайнин В. Б. О некоторых возможностях развития абсолютного слуха // Материалы VII международной научно-практической конференции «Методолого-методическая подготовка учителя музыки». — 2002.
  • Гребельник С. Г. Формирование у дошкольников абсолютного музыкального слуха. // Вопросы психологии. — М., 1984. — № 2.
  • Ивонина Л. Ф. Абсолютный слух как психолого-педагогическая проблема. // Пермь: самиздат, 2007 — 76 с..
  • Кауфман В. И. Абсолютный слух // Труды Института по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. — Т. XVIII. — Л., 1947. — С. 169—170.
  • Мальцева Е. А. Абсолютный слух и методы его развития. // Сборник работ физиолого-психологической секции ГИМНа. — Вып. 1. — М., 1925. — С. 33—55.

Блок: 11/12 | Кол-во символов: 909
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85

Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 35405
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%81%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%85: использовано 10 блоков из 12, кол-во символов 15849 (45%)
  2. http://virartech.ru/games/12-perfect-pitch: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 8981 (25%)
  3. http://music-mydream.com/important/articles/168-absolutnyi-sluh-fakty-i-: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 10575 (30%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.