Диллема узника — рассмотрим детально

Дилемма появляется, если предположить, что оба заботятся только о минимизации собственного срока заключения.


Представим рассуждения одного из заключённых. Если партнёр молчит, то лучше его предать и выйти на свободу (иначе — полгода тюрьмы). Если партнёр свидетельствует, то лучше тоже свидетельствовать против него, чтобы получить 2 года (иначе — 10 лет). Стратегия «свидетельствовать» строго доминирует над стратегией «молчать». Аналогично другой заключённый приходит к тому же выводу.

С точки зрения группы (этих двух заключённых) лучше всего сотрудничать друг с другом, хранить молчание и получить по полгода, так как это уменьшит суммарный срок заключения. Любое другое решение будет менее выгодным. Это очень наглядно демонстрирует, что в игре с ненулевой суммой Парето-оптимум может быть противоположным равновесию Нэша.

Блок: 1/10 | Кол-во символов: 829
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/900420

Классическая дилемма заключённого


Во всех судебных системах кара за бандитизм (совершение преступлений в составе организованной группы) намного жестче, чем за те же преступления, совершённые в одиночку (отсюда название «дилемма бандита»).

Классическая формулировка дилеммы заключённого такова:

Двое преступников — А и Б — попались примерно в одно и то же время на сходных преступлениях. Есть основания полагать, что они действовали по сговору, и полиция, изолировав их друг от друга, предлагает им одну и ту же сделку: если один свидетельствует против другого, а тот хранит молчание, то первый освобождается за помощь следствию, а второй получает максимальный срок лишения свободы (10 лет). Если оба молчат, их деяние проходит по более лёгкой статье, и каждый из них приговаривается к полугоду тюрьмы. Если оба свидетельствуют друг против друга, они получают минимальный срок (по 2 года). Каждый заключённый выбирает, молчать или свидетельствовать против другого. Однако ни один из них не знает точно, что сделает другой. Что произойдёт?

Игру можно представить в виде следующей таблицы:

Заключённый Б хранит молчание Заключённый Б даёт показания
Заключённый А хранит молчание Оба получают по полгода. А получает 10 лет,

Б освобождается
Заключённый А даёт показания А освобождается,

Б получает 10 лет тюрьмы
Оба получают по 2 года тюрьмы
«Дилемма заключённого» в нормальной форме.

Дилемма появляется, если предположить, что оба заботятся только о минимизации собственного срока заключения.

Представим рассуждения одного из узников. Если партнёр молчит, то лучше его предать и выйти на свободу (иначе — полгода тюрьмы). Если партнёр свидетельствует, то лучше тоже свидетельствовать против него, чтобы получить 2 года (иначе — 10 лет) тюрьмы. Стратегия «свидетельствовать» строго доминирует над стратегией «молчать». Аналогично другой узник приходит к тому же выводу.

С точки зрения группы (этих двух узников) лучше всего сотрудничать друг с другом, хранить молчание и получить по полгода, так как это уменьшит суммарный срок заключения. Любое другое решение будет менее выгодным. Это очень наглядно демонстрирует, что в игре с ненулевой суммой Парето-оптимум может быть противоположным равновесию Нэша.

Блок: 2/11 | Кол-во символов: 2218
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE

Обобщённая форма

Сотрудничать Предать
Сотрудничать C, C c, D
Предать D, c d, d
Каноническая матрица выигрышей ДЗ

Можно раскрыть скелет игры далее, абстрагировавшись от подтекста заключённых. Обобщённая форма игры часто используется в экспериментальной экономике. Следующие правила дают типичную реализацию игры.

  1. В игре — два игрока и банкир. Каждый игрок держит 2 карты: на одной написано «сотрудничать», на другой — «предать» (это стандартная терминология игры). Каждый игрок кладёт одну карту перед банкиром лицом вниз (то есть никто не знает чужого решения, хотя знание чужого решения не влияет на анализ доминирования). Банкир открывает карты и выдаёт выигрыш.
  2. Если оба выбрали «сотрудничать», оба получают C. Если один выбрал «предать», другой «сотрудничать» — первый получает D, второй с. Если оба выбрали «предать» — оба получают d.
  3. Значения переменных C, D, c, d могут быть любого знака (в примере выше все меньше либо равны 0). Обязательно должно соблюдаться неравенство D > C > d > c, чтобы игра представляла собой ДЗ.
  4. Если игра повторяется, то есть играется больше 1 раза подряд, общий выигрыш от сотрудничества должен быть больше суммарного выигрыша в ситуации, когда один предаёт, а другой — нет, то есть 2C > D + c (объяснение см. ниже).

Эти правила были установлены Дугласом Хофштадтером и образуют каноническое описание типичной дилеммы заключённого.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 1381
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/900420

Похожая, но другая игра

Гофштадтер предположил, что люди проще понимают задачи, как задача ДВ, если она представлена ​​в виде отдельной игры или процесса торговли. Один из примеров — «обмен закрытыми сумками»: Два человека встречаются и обмениваются закрытыми сумками, понимая, что одна из них содержит деньги, другая — товар. Каждый игрок может уважать операцию и положить в сумку то, о чем договорились, или обмануть партнера, дав пустую сумку.

В этой игре обман всегда будет наилучшим решением, означая также, что рациональные агенты никогда не играть в нее, и рынок обмена закрытыми сумками будет отсутствовать.

В вариации, популярной у программистов и хакеров каждый агент этой игры помнит предыдущие результаты (или имеет доступ к общественному мнению, «коллективной памяти»), и множество обменов повторяются длительное время.

Как указано выше, без памяти эта игра имеет мало смысла, она мало что объясняет в поведении систем и групп людей, кроме описания взаимодействий, не проходить. Сложностей вводится больше, чем можно ожидать. Программист (особенно специализирующийся на функциональном программировании) сразу поймет значимость времени и состояния (памяти). Но и без написания программ можно предположить, как поведут себя агенты. Насколько велика память каждого агента? Какая стратегия каждого из них? Как агенты с различными стратегиями распределены и определяет, кто с кем взаимодействует и в каком порядке?

Сложность создания какой-то многозначной модели может смущать, но она поднимает некоторые интересные и ценные технические и философские вопросы.

Выполнена некоторая работа по моделированию этого. Различные программисты и математики утверждают, что стратегия «око за око» — наилучшая общая стратегия, однако не было сделано серьезных академических усилий, чтобы классифицировать различные типы и распределения агентов, обучающихся с различными стратегиями.

О потенциале этой задачи свидетельствует тот факт, что в этой дискуссии еще не упоминались возможность формировать коалиции и рядиться коллективно. А как насчет агентов, которые по плату организовывали переговоры? Или агентов, которые накапливали информацию о самых операции?

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 2155
Источник: https://info-farm.ru/alphabet_index/d/dilemma-zaklyuchennogo.html

Резюме

В процессе разработки своей собственной стратегий переговоров, действий и поведения, обязательно учитывайте те научные данные, которые мы только что озвучили. Всегда помните о том, что изначальный план необходимо выстраивать на предположении о том, что ваш оппонент (партнёр по бизнесу, руководитель или коллега на работе, товарищ или член семьи) так же, как и вы, настроен на долгосрочное, взаимовыгодное и честное сотрудничество.

Но не теряйте из вида и то, что ситуация может выйти из-под контроля и всё может пойти не так, как вы первоначально предполагали. По этой причине всегда нужно разрабатывать и иметь в запасе страховку – ещё один вариант, если вдруг действовать придётся в условиях форс-мажора. И если уж пришлось отвечать такими же действиями, какие предпринял против вас ваш оппонент, то сразу же после того как «дали сдачи» возвращайте стратегию в её прежнее состояние – предлагайте мир, становитесь «добренькими», будьте готовы пойти на уступки и т.д. Причём такое поведение может повторяться столько раз, сколько вообще необходимо для того чтобы прийти к какому-то общему знаменателю и обоюдовыгодному решению.

Желаем вам успешно овладевать искусством переговоров, ведь этот навык обязательно пригодится вам как в профессиональной сфере деятельности, так и в личной жизни.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 1391
Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE/

Изучение Дилеммы заключённого

Американский политолог Роберт Аксельрод в своей работе «Эволюция кооперации» провёл многочисленные исследования повторяющейся раз за разом Дилеммы заключённого, беря во внимание то, что в жизни одни и те же люди встают перед необходимостью постоянно разрешать эту дилемму, учитывая свой прошлый опыт, ошибки и победы, действия и результаты.

Исследователь привлёк работе коллег из разных стран мира, чтобы совместно разработать специальные компьютерные стратегии, направленные на разрешение представленной дилеммы. В результате был организован целый чемпионат по повторяющейся Дилемме заключённого. Итоги этих соревнований показали, что стратегии, в которых превалирует жадность, исходя из расчёта на долгосрочную перспективу, давали результаты значительно хуже, нежели те стратегии, которые можно назвать альтруистическими. Также Аксельродом была показана эволюция «жадных» стратегий в альтруистические посредством естественного отбора. Говоря другими словами, максимальная отдача и выгода исходила от тех стратегий, в которых выгода не являлась абсолютным приоритетом.

Согласно дынным, полученным Робертом Аксельродом, чтобы стратегия переговоров была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия:

  • Стратегия переговоров должна быть лояльной и исключать любые попытки предать оппонента, пока этого не сделает он сам (практически все стратегии, победившие в чемпионате, соответствовали этому условию)
  • В том случае, если один оппонент предаёт второго, то первый обязательно должен «отплатить той же монетой»
  • После того, как отмщение осуществлено, стратегия вновь должна настроиться на сотрудничество
  • Стратегия переговоров ни в коем случае не должна быть направлена на то, чтобы набрать больше «баллов», чем стратегия оппонента

В результате Роберт Аксельрод рекомендует всем, кто сталкивается с Дилеммой заключённого, если он действительно желает выстроить эффективную стратегию и иметь больше шансов на победу, следовать этим рекомендациям, которые существенно увеличивают шансы на победу для всех сторон.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 2041
Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE/

Генетика


Теория естественного отбора долго не публиковалась, так как в неё не укладывался генетический альтруизм, то есть генетически вложенная в организм программа заботиться о себе подобных даже в ущерб себе. Так называемый ген любви.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 238
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/900420

Влияние религии

Религиозные представления существенно повышают степень сотрудничества между игроками. В проведенных исследованиях, даже неявное упоминание религиозных слов в предварительном задании перед игрой приводило к существенному повышению просоциального поведения.

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 273
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE

Восточная философия


В боевых искусствах изучается даосское пословица, которая гласит, что:

  • Отвечать добром на добро — дает добро
  • Отвечать злом на зло — дает добро
  • Отвечать злом на добро — дает зло
  • Отвечать добром на зло — дает зло

Блок: 8/9 | Кол-во символов: 232
Источник: https://info-farm.ru/alphabet_index/d/dilemma-zaklyuchennogo.html

Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 10758
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE: использовано 2 блоков из 11, кол-во символов 2491 (23%)
  2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/900420: использовано 3 блоков из 10, кол-во символов 2448 (23%)
  3. https://info-farm.ru/alphabet_index/d/dilemma-zaklyuchennogo.html: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 2387 (22%)
  4. https://4brain.ru/blog/%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%BC%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE/: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 3432 (32%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.